Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей адресВ., фио, при секретаре Бабашкиной З.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-35/2022 по административному иску Малышевой Натальи Михайловны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным отказа в государственном учете
по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Росреестра по Москве на решение Перовского районного суда адрес от 01 марта 2022 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи адресВ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Малышева Н.М. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес о признании незаконным отказа в государственном учете, указав, что 17.06.2021 г..она обратилась к ответчику с заявлением через адрес Москвы NКУВД-001/2021-24673781 на осуществление кадастрового учета земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005022:25 на три участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005022:25 в измененных границах. 24.06.2021 г..органом регистрации было принято решение о приостановлении. По результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом и разделом II Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N943 выявлено: - в соответствии с п. 76 Требований в разделе "Схема расположения земельных участков" не предусмотрено приведение сведений о характерных точках границ земельного участка; - в нарушение положений п. 78 Требований в разделе "Чертеж земельных участков и их частей" неполные сведения о частях образуемого ЗУ:2. 16.07.2021 г..были поданы документы для установления причин приостановления. Однако, 30.07.2021 г..Департаментом городского имущества адрес было получено Уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета от 29.07.2021 г..с перечнем причин приостановления, ранее не указанных Росреестром: - в нарушение п.79 требований Приказа от 08.11.2015 N921 при оформлении Чертежа обозначение земельных участков приводится в виде двоеточия и номера земельного участка в кадастровом квартале (например, :123) - для исходных, измененных и уточняемых земельных участков; - в нарушение положений п.49 Требований в представленном межевом плане неверно указано местоположение образуемого земельного участка.
Заявителем вновь были представлены необходимые документы, однако в дальнейшем регистрирующим органом еще трижды направлялись Уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета (от 17.08.2021 г, от 01.09.2021 г, от 24.09.2021 г..). 24.09.2021 г..было принято решение об отказе в государственном кадастровом учете, о чем было направлено уведомление. Регистрирующему органу предоставлен исчерпывающий перечень документов, соответствующий требованиям законодательства РФ и необходимый для проведения испрашиваемых заявителем регистрационных действий. Поскольку документы, необходимые для совершения испрашиваемых заявителем регистрационных действий в соответствии с требованиями Закона о регистрации, представлены в полном объеме и надлежащем виде, то правовых оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: адрес, Малый адрес, у регистратора не имелось.
Решением Перовского районного суда адрес от 01 марта 2022 года постановлено:
"Административного искового заявления Малышевой Натальи Михайловны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным отказа в государственном учете - удовлетворить.
Признать незаконным решение Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес от 24.09.2021 года N КУВД 001/2021-24673781/12 об отказе государственного кадастрового учета земельных участков по адресу: адрес, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005022:25 на три участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005022:25 в измененных границах.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес повторно рассмотреть заявление Малышевой Н.М. на осуществление государственного кадастрового учета земельных участков по адресу: адрес, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005022:25 на три участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005022:25 в измененных границах и принять решение в соответствии с законом.
Взыскать с Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес расходы по оплате госпошлины в размере сумма".
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика по доверенности фио, поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом, суд исходил из того, что 17.06.2021 г. административный истец обратилась в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии через Департамент городского имущества адрес с заявлением NКУВД-001/2021-24673781 на осуществление кадастрового учета земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005022:25 на три участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005022:25 в измененных границах.
Порядок осуществления на адрес государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих государственному кадастровому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением соответствующих сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
По правилам части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно положениям статьи 14 этого же Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.
Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пунктам 7, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Согласно требованиям ст. 22 Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
24.06.2021 г. органом регистрации было принято решение о приостановлении.
По результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом и разделом II Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N943 выявлено:
- в нарушение положений п.72 требований раздел "Схема расположения земельных участков" межевого плана выполнен без применения специальных условных знаков";
- в нарушение положений п.35 Требований в представленном межевом плане отсутствуют сведения об объектах капитального строительства, расположенных в границах образуемого земельного адрес; - в нарушение п.2 Требований в представленном межевом плане некорректно указана система координат.
06.07.2021 г. заявителем были предоставлены документы для устранения причин приостановления.
Однако, 30.07.2021 г. Департаментом городского имущества адрес было получено Уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета от 29.07.2021 г. с перечнем причин приостановления, ранее не указанных Росреестром:
- в нарушение п.79 требований Приказа от 08.11.2015 N921 при оформлении Чертежа обозначение земельных участков приводится в виде двоеточия и номера земельного участка в кадастровом квартале (например, :123) - для исходных, измененных и уточняемых земельных участков;
- в нарушение положений п.49 Требований в представленном межевом плане неверно указано местоположение образуемого земельного участка.
Заявителем вновь были представлены необходимые документы, однако в дальнейшем регистрирующим органом еще трижды направлялись Уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, а именно:
Уведомление от 17.08.2021 г. со следующими нарушениями:
- в нарушение положений п.49 Требований в предоставленном межевом плане неверно указано местоположение образуемого земельного участка:
- нарушения положений приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.07.2015 NП/367 "Об организации работ по предоставлению в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа" не полностью заполнена ветка InvaribleSubParsel в отношении части земельного участка под номером 3;
- в нарушение положений п.56 Требований в представленном межевом плане отсутствует кадастровый номер улично-дорожной сети, посредством которой обеспечивается доступ к образуемым и изменяющемуся земельным участкам.
Уведомление от 01.09.2021 г. со следующими нарушениями:
- нарушения положений приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.07.2015 NП/367 "Об организации работ по предоставлению в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа" не полностью заполнена ветка InvaribleSubParsel в отношении части земельного участка под номером 3;
Уведомление от 24.09.2021 г. со следующими нарушениями:
- в нарушение положений п.49 Требований в представленном межевом плане неверно указано местоположение образуемого земельного участка.
В связи с чем, 24.09.2021 г. было принято решение об отказе в государственном кадастровом учете, о чем было направлено Уведомление NКУВД-001/2021-24673781/12.
Согласно требованиям ст. 22 Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Требования к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.201 N921 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Межевой план составлен по земельному участку по адресу: адрес, Малый адрес кадастровым инженером фио Ассоциации "Гильдия кадастровых инженеров" ООО "Ховард Раша" в соответствии с требованиями закона.
Согласно п. 70 Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2017 N278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления. Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Административным истцом предоставлен исчерпывающий перечень документов, соответствующий требованиям законодательства РФ и необходимый для проведения испрашиваемых заявителем регистрационных действий. Поскольку документы, необходимые для совершения испрашиваемых заявителем регистрационных действий в соответствии с требованиями Закона о регистрации, представлены в полном объеме и надлежащем виде, то правовых оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: адрес, Малый адрес, у регистратора не имелось.
В силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах, административный ответчик не доказал обоснованность оспариваемого решения, заявление Малышевой Н.М. по существу Росреестром по Москве не были рассмотрены, в связи с чем суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть по существу заявление фиоМ о государственной регистрации прав на объект недвижимости.
Судебная коллегия находит правомерным выводы суда об удовлетворении требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционных жалоб и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда адрес от 01 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.