Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей фио, фио, при секретаре Бабашкиной З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело N2а-143/2022 по административному исковому заявлению СНТ "Бонитет" к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконными решения об отказе в государственной регистрации права, обязании зарегистрировать право собственности
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве фио на решение Троицкого районного суда адрес от 22 апреля 2022 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
СНТ "Бонитет" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконными решения об отказе в государственной регистрации права, обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130203:87, расположенный по адресу: адрес, адрес, СНТ "Бонитет", который относится к землям общего пользования товарищества, ссылаясь на нарушение своих прав.
Решением Троицкого районного суда адрес от 22 апреля 2022 года постановлено:
"Административные исковые требования СНТ "Бонитет" к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права, обязании зарегистрировать право собственности - удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 10 января 2022 N... об отказе в государственной регистрации права
Обязать Управления Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию права на земельный участок с кадастровым номером...
В апелляционной жалобе административный ответчик Управление Росреестра по Москве просит отменить решение суда, указывая на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, полагает его подлежащим отмене в силу следующего.
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Обращаясь в суд, административный истец просил признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 10 января 2022 года N... об отказе в государственной регистрации права СНТ "Бонитет" в лице его председателя фио на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130203:87, расположенный по адресу: адрес, адрес, СНТ "Бонитет".
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, пришел к выводу о незаконности оспариваемых действий по отказу в регистрации права собственности на земельный участок, принадлежащий СНТ "Бонитет" и нарушении права товарищества. При этом суд исходил из того, что представленные документы: Постановление Главы администрации адрес от 18.11.1992 года N1071 о выдаче временных свидетельств на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования, владения землей, выданное СНТ "Бонитет" свидетельство N... от 20 ноября 1992 года о праве собственности на земли общего пользования для ведения садоводства, кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером... площадью 22000 кв.м. по адресу: адрес, адрес, СНТ "Бонитет", правообладателем которого указано садоводческое товарищество СНТ "Бонитет" являются достаточными для регистрации спорного объекта недвижимости.
Вместе с тем, из представленных документов следует, что уведомлением от 08 октября 2021 года Управлением Росреестра по Москве приостановлена государственная регистрация права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес, адрес, СНТ "Бонитет", в связи с тем, что заявленный земельный участок подлежит предоставлению в общую долевую собственность членам товарищества, в представленном свидетельстве исправлена площадь с... га на 2, 168 на основании Постановлении от 18.11.1992 N1071. Имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и сведениями ЕГРН, а именно границы земельного участка с кадастровым номером... не установлены, местоположения данного земельного участка указано ориентировочно, сведения о правах отсутствуют.
Уведомлением от 10 января 2022 года Управлением Росреестра по Москве отказано в государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером... в соответствии со ст.27 Закона о регистрации.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пунктами 1, 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра; права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных Федеральным законом N 218-ФЗ, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом N 218-ФЗ порядке.
Статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав может быть приостановлена в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом N 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, и требованиям принятых в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Федеральным законом N 218-ФЗ, или иными федеральными законами.
Статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно пункту 2.1 статьи 123.13 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом.
Частью 16 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ, вступившего в действие с 01.01.2019, установлено, что право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.
При исследовании обстоятельств настоящего дела установлено, что 27.09.2021г. СНТ "Бонитет" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: адрес, адрес, СНТ "Бонитет", площадью 22000 кв.м. на основании свидетельства на право собственности на землю N... от 20 ноября 1992 года о праве собственности на землю спорный земельный участок, площадью 2.2 га, предоставлен в коллективную собственность на земли общего пользования: дороги, сторожка, пруд, хоззона адрес 19 кв. Нарского лесничества.
Управлением Росреестра 08.10.2021г. приостановлены регистрационные действия, поскольку согласно представленной на регистрацию Архивной копии из Постановления Главы администрации адрес от 18.11.1992г. N 1071 за СНТ "Бонитет" закреплен земельный участок на праве коллективно-совместной собственности на землю от 20.11.1992г. N 5869, выданным Главой администрации адрес.
В качестве оснований для приостановления регистрации указано, что действующий Закон N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, подлежит предоставлению в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков. Кроме этого, регистрирующий орган ссылается на разночтения в площади участка и то обстоятельство, что границы участка не установлены.
В связи с тем, что указанные в уведомлении о приостановлении замечания не были устранены, 10.01.2022г. Управление Росреестра по Москве уведомило об отказе государственной регистрации права.
В силу Постановления Главы администрации адрес от 18.11.1992г. N 1071, постановлено: выдать временные свидетельства на право собственности членам с/т "Бонитет", расположенного у адрес 19 кв. Нарского лесничества, площадью 2.2 га. в количестве 129 человек, согласно прилагаемого списка.
Согласно свидетельству на право собственности на землю N... от 20 ноября 1992 года о праве собственности на землю, выданному на основании Постановления Главы администрации адрес от 18.11.1992г. N 1071, спорный земельный участок, площадью 2.2 га, предоставлен на земли общего пользования: дороги, сторожка, пруд, хоззона адрес 19 кв. Нарского лесничества.
Указанное свидетельство подтверждает приобретение в общую совместную собственность земельного участка площадью 2.2 га.
На момент принятия постановления Главы администрации адрес от 18.11.1992г. N 1071 к порядку предоставления земель для ведения огородничества и садоводства гражданами, в том числе к предоставлению земель общего пользования, применялись положения статьи 66 Земельного кодекса адрес от 25 апреля 1991 года, которые предусматривали, что земельные участки для коллективного садоводства предоставлялись местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и включали, в том числе земли общего пользования, находящиеся в пользовании садоводческих товариществ.
Таким образом, земли площадью 2.2 га были переданы садоводческому товариществу на праве общей совместной собственности, а не на праве единоличной собственности товарищества. Из указанных документов усматривается, что субъектами права собственности на земли общего пользования в границах садоводческого товарищества являются граждане - члены этого товарищества, которые приобретают право общей долевой собственности на эти земли для целей обслуживания находящихся в их собственности садовых участков, находящихся в их собственности.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона N 217-ФЗ имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу части 4 статьи 24 указанного Федерального закона земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
Таким образом, земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, не может быть предоставлен кооперативу, а подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
В соответствии с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что Управление Росреестра правомерно отказало в осуществлении регистрационных действий, поскольку СНТ "Бонитет" с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок не представило документы, подтверждающие возникновение права единоличной собственности заявителя на данный участок.
Кроме того, Управление Росреестра правомерно отметило о несоответствии свидетельства о праве собственности на землю Постановлению Главы Администрации адрес от 18.11.1992г. в части изменения размера земельного участка.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит, что доводы апелляционной жалобы являются обоснованными, поскольку при рассмотрении настоящего дела суд неверно определилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела.
Таким образом, поскольку изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в соответствии с положениями пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Троицкого районного суда адрес от 22 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований СНТ "Бонитет" к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права, обязании зарегистрировать право собственности - отказать.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 марта 2023г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.