Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Дорониной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-537/2022 по апелляционной жалобе и дополнениям к ней административного истца фио на решение Тверского районного суда адрес от 30 мая 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Краснова Евгения Владимировича к Генеральной прокуратуре РФ, Роскомнадзору о признании действий, решений незаконными, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Краснов Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Генеральной прокуратуры РФ N 73/3-115-2021 от 29 сентября 2021 года, признать незаконными действия Роскомнадзора по ограничению доступа к информационному ресурсу, обязать восстановить доступ к сайту www.spacebot.com, мотивируя требования тем, что 30 сентября 2021 года Роскомнадзором на основании решения Генеральной прокуратуры РФ N 73/3-115-2021 от 29 сентября 2021 года в силу ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" был ограничен доступ к сайту www.spacebot.com, однако данные действия носят незаконный характер, поскольку информация, размещенная на сайте не является информацией, распространяемой с нарушением закона, сайт www.spacebot.com представляет собой криптовалютный кошелек с функцией стейкинга (майнинга) криптовалюты, сайт имеет исключительно информационный характер для пользователей приложения spacebot. Кроме того Роскомнадзором нарушен порядок уведомления об ограничении доступа к сайту.
Представитель административного истца, действующая на основании ордера адвоката фио, требования административного иска поддержала.
Представитель административного ответчика - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по доверенности фио в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика Генеральной прокуратуры РФ, представитель заинтересованного лица Центрального Банка РФ в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на недоказанность установленных судом обстоятельств, неправильное применение норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката фио, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержавшей; возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, действующей на основании доверенности фио, сочтя возможным на основании ст. 150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, о причинах неявки не уведомивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на адрес.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на адрес, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При этом проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурором.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29 сентября 2021 года Генеральной прокуратурой РФ вынесено требование N 73/3-115-2021 об ограничении доступа к информации, содержащейся, в том числе на сайте http:// www.spacebot.com, согласно которому Генеральной прокуратурой РФ рассмотрены обращения и материалы ЦБ РФ по вопросу блокировки обнаруженных в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет информационных ресурсов, в частности сайта http:// www.spacebot.com, на котором приведены сведения о предоставлении услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, деятельность которых согласно ст. 39 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" подлежит лицензированию. Из приобщенных к обращениям ЦБ РФ заключений следует, что на вышеуказанном сайте размещена информация, содержащая призывы к получению и (или) сведения о привлекательности получения гражданами РФ либо юридическими лицами финансовых услуг, представляемых лицами, не имеющими права их оказывать в соответствии с законодательством РФ (обозначенная на информационном ресурсе организация не имеет лицензии Банка России на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, предусмотренных ст.ст. 3-5, 7 и 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ). На сайте http:// www.spacebot.com приведены сведения о предоставлении кредитных услуг (финансовых) организаций (в частности, банковских операций, осуществляемых в соответствии со ст. 5 ФЗ N 395-1 от 02.12.1990).
Указанное требование в установленном законом порядке было направлено Генеральной прокуратурой РФ в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для принятия мер по ограничению доступа к информации, размещенной в сети Интернет на сайте http:// www.spacebot.com.
29 сентября 2021 года Роскомнадзор на адрес электронной почты провайдера хостинга a buse@cloudflare.com было направлено уведомление на русском и английском языках об ограничении доступа к информационному ресурсу, на котором размещена информация, распространяемая с нарушением закона.
В связи с неудалением информации, распространяемой с нарушением требований закона, страница сайта http:// www.spacebot.com внесена в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой на адрес запрещено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия Генеральной прокуратуры РФ, связанные с вынесением оспариваемого требования N 73/3-115-2021 от 29 сентября 2021 года об ограничении доступа к сайту, на котором распространяется информация с нарушением требований закона, в полном объеме соответствуют требованиям Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 26.08.2019 N 596, при этом, исходит из того, что при рассмотрении дела был установлен факт размещения на сайте http:// www.spacebot.com информации, содержащей призывы к получению и (или) сведения о привлекательности получения гражданами РФ либо юридическими лицами финансовых услуг, представляемых лицами, не имеющими права их оказывать в соответствии с законодательством РФ. При этом требования Генерального прокурора РФ являлись обязательными для исполнения Роскомнадзором.
Судебная коллегия соглашается с правомерностью таких выводов.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 6 той же статьи запрещено распространение информации, в том числе, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 15 того же Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно пункту 2 части 5 той же статьи основанием для включения в реестр соответствующих сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 7 ст. 15.1 Закона о защите информации).
Частью 8 ст. 15.1 Закона о защите информации установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.
Понятие цифровой валюты закреплено в Федеральном законе от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выпуск, учет и обращение эмиссионных ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами, регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"(Далее Закон N 39-ФЗ) предусмотрено, что деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
На основании статьи 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. сумма прописью состоит из сумма.
Введение на адрес других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Как следует из разъяснений Банка России от 27 января 2014 года, у виртуальных валют отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты, операции по ним носят спекулятивный характер. В связи с анонимным характером деятельности по выпуску "Виртуальных валют" и их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступных путем, и финансирование терроризма.
Криптовалюта не является официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации и не может использоваться гражданами и юридическими лицами на адрес, информация об их реализации является информацией, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, то есть информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, следовательно, нахождение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Данная позиция поддержана Банком России и в Информации Банка России от 04.09.2017 "Об использовании частных "виртуальных валют" (криптовалют)"
Принимая во внимание, что информация, размещенная на сайте http:// www.spacebot.com, содержит призывы к получению и (или) сведения о привлекательности получения гражданами РФ либо юридическими лицами финансовых услуг по приобретению цифровой валюты, которая не является денежной единицей Российской Федерации, суд пришел к верному выводу о том, что административный истец распространяет запрещенную информацию.
К доводам, изложенным в апелляционной жалобе о том, что сайт имеет исключительно информационный характер, на сайте отсутствуют функции, позволяющие совершать финансовые операции и другие сделки, судебная коллегия относится критически, указанные доводы опровергаются, в том числе, пользовательским соглашением SPACEBOT, по условиям которого предусмотрено приобретение криптовалюты, вознаграждение пользователей программы в криптовалюте, размещение и обмен цифровой валютой в соответствующих "кошельках".
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 30 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио- без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 9 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.