Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, Смолиной Ю.М., при секретаре Дорониной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-798/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца фио, действующей на основании доверенности Решетилович К.Л., на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 1 июля 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Дадобоевой Михинбону к УВМ... адрес, документоведу второй категории отдела рассмотрения вопросов гражданства УВМ... адрес Ившину Ю.В. о признании решения об отказе в приеме документов незаконными, отмене решения, обязании принять к рассмотрению заявление, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение УВМ... адрес об отказе в приеме заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, мотивируя требования тем, что 22.02.2022 года ей было отказано в приеме документов ввиду неуказания номера ИНН, однако ИНН ей не присваивался, в соответствующей графе она указала о его отсутствии, все иные документы для решения вопроса о приеме в гражданство были представлены.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности Решетилович К.Л, в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель административных ответчиков, действующая на основании доверенности Сидоренкова М.Л, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Административный ответчик Ившин Ю.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца со ссылкой на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела, нарушены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, действующей на основании доверенности Решетилович К.Л, доводы апелляционной жалобы поддержавшей, возражения на апелляционную жалобу представителя административных ответчиков, действующей на основании доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не уведомившего, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанций и выразились в следующем.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
Вопросы принятия иностранными гражданами гражданства Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 62-ФЗ).
Форма заявления о приеме в гражданство Российской Федерации установлена Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 (далее по тексту Положение N 1325).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявление фио не было принято к рассмотрению в соответствии с п. 9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, так как в анкете заявителя, пункте 21 "идентификационный номер налогоплательщика (при наличии)", не был указан ИНН, при этом, согласно имеющимся учетам АС ЦБДУИГ МВД России, истец фио имела патент на работу выданный 17 декабря 2013 года УФМС России по адрес, наличие которого в обязательном порядке предусматривает присвоение ИНН, в связи с чем у административного ответчика имелись основания для отказа в приеме документов для оформления гражданства Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее Закон N 62-ФЗ) решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 данного Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.
Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом (ч. 4 Закона N 62-ФЗ).
Согласно пункту 1.1 Положению N 1325 заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью седьмой статьи 14 Федерального закона и документы, необходимые для приобретения гражданства Российской Федерации, подаются в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания заявителя.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 1325 вместе с заявлением (приложения N 1 - 6, 8) представляются документы (в одном экземпляре), подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3x4 сантиметра), а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора.
В силу пункта 8 Положения N 1325 заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 33 Федерального закона, заявление по просьбе заявителя может быть подписано другим лицом, подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
Согласно пункту 9 Положения N 1325, заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю, за исключением случая, предусмотренного абзацем восьмым пункта 12 настоящего Положения.
Представление заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является основанием для отклонения заявления.
Приложением N1 к Положению N 1325 утверждена форма составления заявления для принятия в гражданство Российской Федерации.
Пункт 21 Приложения предусматривает необходимость указания в заявлении идентификационного номера налогоплательщика.
Как усматривается из административного иска, и не опровергнуто административным ответчиком, при подаче документов фио для принятия в гражданство Российской Федерации был представлен полный комплект документов, предусмотренных Положением N 1325, заявление составлено по установленной форме, ввиду того, что ИНН не присваивался, об этом в соответствующей графе фио М было указано.
Отсутствие присвоенного ИНН фио подтверждается ответом Федеральной налоговой службы, согласно которому по состоянию на 29.06.2022 года в Едином государственном реестра налогоплательщиков отсутствует информация о постановке фио на учет с присвоением ИНН.
При таком положении у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в приеме документов фио о принятии в гражданство РФ.
Судебная коллегия отмечает, что недостоверность информации о заявителе может служить основанием для отказа в принятии в гражданство Российской Федерации, но не в приеме документов для рассмотрения.
Таким образом, нельзя признать правомерным вывод суда о том, что действия... адрес носили законный характер.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного постановления, считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований фио и признать незаконными решение УВМ ГУМВД России по адрес об отказе в принятии заявления фио от 22 февраля 2022 года о приеме в гражданство Российской Федерации.
На основании изложенного судебная коллегия, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда 1 июля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования фио Михонбоны удовлетворить.
Признать незаконным решение УВМ ГУМВД России по адрес об отказе в принятии заявления фио от 22 февраля 2022 года о приеме в гражданство Российской Федерации.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 09.03.2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.