Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, адресВ., при секретаре Абрамовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-157/2022 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика фио на решение Бутырского районного суда адрес от 07 апреля 2022 года, которым постановлено:
"Признать незаконными и отменить решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, содержащиеся в уведомлениях от 03 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-35181249/8, КУВД-001/2021-35178233/7 об отказе в государственном кадастровом учете в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0025014:59, 77:02:0025014:60 в части устранения реестровой ошибки, на основании вступившего в законную силу решения Бутырского районного суда адрес от 12 июля 2021 года по гражданскому делу N 02-109/2021.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить в установленный законом срок государственный кадастровый учет в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0025014:59, 77:02:0025014:60 в части устранения реестровой ошибки, установленной вступившим в законную силу решением Бутырского районного суда адрес от 12 июля 2021 года по гражданскому делу N 02-109/2021 на основании заявлений Истоминой Ольги Анатольевны N КУВД-001/2021-35181249, N КУВД-001/2021-35178233 и ранее представленных дополнительных документов",
УСТАНОВИЛА:
Истомина О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными и отмене решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (далее- Управление, Управление Росреестра по адрес), содержащихся в уведомлениях от 03 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-35181249/8, КУВД-001/2021-35178233/7 об отказе в государственном кадастровом учете в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0025014:59, 77:02:0025014:60 в части устранения реестровой ошибки на основании вступившего в законную силу решения Бутырского районного суда адрес от 12 июля 2021 года по гражданскому делу N 02-109/2021, обязании осуществить государственный кадастровый учет в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0025014:59, 77:02:0025014:60 устранов реестровой ошибки.
Требования мотивированы тем, что обратилась в Управление Росреестра по адрес с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0025014:59, 77:02:0025014:60.
К указанным заявлениям были приложены заверенные судом копии решения Бутырского районного суда адрес, вступившего в законную силу.
Дополнительно были представлены уточненные заявления, письменные пояснения.
Однако 03 декабря 2021 года государственными регистраторами Управления Росреестра по адрес были приняты решения об отказе в государственном кадастровом учете земельных участков с указанием на непредставление межевых планов, неполучение ответа Бутырского районного суда адрес на направленный запрос.
Административный истец полагает, что решения являются незаконными, нарушают его права и интересы.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Управления Росреестра по адрес со ссылкой на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, суд не применил закон, подлежащий применению.
Представитель административного истца Гончаров А.П. в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал.
Исследовав материалы дела, выслушав возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
При этом суд исходил из того, что вступившим в законную силу решением Бутырского районного суда адрес от 12 июля 2021 года по гражданскому делу N 2-109/21 установлено наличие реестровой ошибки в определении координат и площадей земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0025014:59, 77:02:0025014:60, которым определены координаты характерных точек границ данных земельных участков (л.д. 30 - 51).
Истомина О.А. 25 августа 2021 года обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0025014:59, 77:02:0025014:60 в части уточнения их основных характеристик, приложив к заявлению заверенную надлежащим образом копию решения Бутырского районного суда от 12 июля 2021 года с отметкой о вступлении его в законную силу.
03 сентября 2021 года Управлением Росреестра по адрес были приняты решения о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-35181249, N КУВД-001/2021-35178233/1 со ссылкой на то, что не представлен межевой план, подготовленный в форме электронного документа, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера и оформленный в соответствии с требованиями.
22 сентября 2021 года Истомина О.А. подала заявление о предоставлении дополнительных документов, приложив к заявлению письменные пояснения.
24 сентября 2021 года, 30 сентября 2021 года Управлением Росреестра по адрес в адрес Истоминой О.А. направлены уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета.
26 октября 2021 года Истоминой О.А. подано заявление о предоставлении дополнительных документов и письменные пояснения.
02 ноября 2021 года и 10 ноября 2021 года Управлением Росреестра по адрес Истоминой О.А. направлены аналогичные уведомления.
Решениями Управлением Росреестра по адрес от 03 декабря 2021 года в осуществлении государственного кадастрового учета отказано в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая положения Федерального закона от 13 июля 2017 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд пришел к выводу о незаконности решений Управления Росреестра по адрес, поскольку Истоминой О.А. были представлены все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, в том числе решение Бутырского районного суда адрес.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Так, в соответствии с части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ административный иск, рассматриваемый в порядке главы 22 КАС РФ, подлежат удовлетворению, если установлено, что обжалуемое решение, действия (бездействие) административного ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права административного истца. При этом, заявитель обязан доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, соблюсти срок обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ).
Управление Росреестра по адрес является территориальным органом исполнительной власти (ч.1 ст.3 Федерального закона N218-ФЗ), осуществляющим публично-правовые функции по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведению Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлению сведений, содержащихся в нем.
Согласно частям 3, 4 статьи 1 Федерального закона N218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пп. 5 и 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N218-ФЗ)
Положениями ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки призваны обеспечить защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, а также создает дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости в Российской Федерации.
В рамках стадии установления оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав проверяется отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, устанавливается действительность поданных заявителем документов и наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ).
Неустранение причин, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации, явилось основанием для отказа в ее проведении.
Статья 26 Федерального закона N 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав. Одним из оснований для приостановления регистрационных действий является то, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7 ч. 1 указанной статьи).
В уведомлении Управления Росреестра по адрес от 24 сентября 2021 года указано на то, что границы уточняемого земельного участка пересекаются с соседним земельным участком.
Однако решением Бутырского районного суда адрес от 12 июля 2021 года установлены границы земельных участков, указаны координаты характерных точек границ. Вступившее в законную силу судебное постановление является обязательным для государственного регистратора
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции верно удовлетворил административные исковые требования; решение суда об этом является законным и обоснованным; оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бутырского районного суда адрес от 07 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.