Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей фио, фио, при секретаре Мироновой Ю.К, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу представителя фио - фио на решение Симоновского районного суда адрес от 22 октября 2021 года по административному делу N 2а-2304/2021 по административному исковому заявлению фио к администрации адрес и адрес, адрес Москвы о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Степанов Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации адрес и адрес, выразившееся в непринятии мер, направленных на постановку на учет газопровода как бесхозяйного имущества.
В обоснование доводов указал, что он является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома.
Газопровод, расположенный в адрес, является бесхозным.
Однако администрацией адрес не приняты меры по постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет.
Решением Симоновского районного суда адрес от 22 октября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить, поскольку полагает, что приведенным доводам не было дано надлежащей оценки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Степанов Ю.В. является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: адрес, адрес, адрес.
Судом также установлено, что заказчиками строительства газопровода низкого давления, проложенного к жилым домам N 49, 50, 51, 52, 53 по адресу: адрес, адрес, выступала инициативная группа в составе фио, фио, фио, фио
Согласно акту приемки от 30.07.2002 газопровод низкого давления, протяженностью 338, 9 метров, принят в эксплуатацию в 2002 году
филиалом ГУП "Мособлгаз" - "Подольскмежрайгаз".
После ввода в эксплуатацию право собственности на указанный объект не зарегистрировано. В реестре муниципального имущества он не числится.
Сведения о постановке на баланс какой-либо организации отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что для проведения работ по строительству спорного объекта администрацией поселения не использовались бюджетные финансовые средства.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (ч. 1).
Согласно понятию, определенному в п. 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Поскольку линейные объекты отнесены к сооружениям, то применительно к п. 1 ст. 131 ГК РФ газопроводы, являясь составной частью линейного объекта, являются недвижимостью.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь (ч. 4).
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931.
Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В соответствии Положения о Департаменте городского имущества адрес, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП адрес Москвы уполномочен на проведение мероприятий в отношении бесхозяйного недвижимого имущества.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения в том числе газоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 7 и 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктами 4 и 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
Бездействие администрации по непринятию мер к обращению в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей объектов недвижимого имущества - бесхозяйной сети газоснабжения и газификации, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества.
Отсутствие собственника бесхозяйной сети газопровода, являющихся источником повышенной опасности, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья, поскольку создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием поданному делу нового решения об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет указанного участка газопровода.
На администрации адрес и адрес, адрес Москвы обязанность осуществить действия, направленные на постановку на учет участка подземного газопровода, проходящего вблизи жилых домов NN 49 - 53, расположенных в адрес, адрес, как бесхозяйного имущества.
Руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ судебная коллегия также приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию адрес и адрес, адрес Москвы обязанности осуществить действия, направленные на постановку на учет указанного участка подземного газопровода, как бесхозяйного имущества.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда адрес от 22 октября 2021 года отменить.
Принять по данному делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации адрес и адрес, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного имущества подземного газопровода, проходящего вблизи жилых домов NN 49 - 53, расположенных в адрес, адрес.
Возложить на администрации адрес и адрес, адрес Москвы обязанность осуществить действия, направленные на постановку на учет участка подземного газопровода, проходящего вблизи жилых домов NN 49 - 53, расположенных в адрес, адрес, как бесхозяйного имущества.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 24.11.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.