Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карташовой Евгении Владимировны, Мочалова Ильи Валерьевича, Мурзиновой Дарьи Александровны, ООО "Нилла Техникс", ООО "Новая Изба" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Карташова Е.В, Мочалов И.В, Мурзинова Д.А, ООО "Нилла Техникс", ООО "Новая Изба" обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ПОМ1, ПОМ2, ПОМ3, ПОМ4, ПОМ5 и земельного участка с кадастровым номером ЗУ.
В административном исковом заявлении административные истцы просят установить кадастровую стоимость нежилых помещений и земельного участка в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной частнопрактикующим оценщиком С.Л.В, а именно в размере 27 000 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ1, в размере 11 000 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ3, в размере 20 000 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ5, в размере 19 000 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ4, в размере 3 000 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ2, и 16 000 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что являются собственниками спорных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 44 668 013 рублей 49 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ1, в размере 19 834 686 рублей 60 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ3, в размере 36 783 236 рублей 64 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ5, в размере 32 080 775 рублей 10 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ4, в размере 5 074 035 рублей 05 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ2 и арендаторами земельного участка с кадастровым номером ЗУ, кадастровая стоимость которого установлена в размере 46 533 331 рубля 70 копеек.
Поскольку административные истцы являются собственниками нежилых помещений, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В свою очередь несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков арендной платы, поскольку её размер также исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель административных истцов по доверенности Козлов С.О. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений и земельного участка в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы...
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены письменные возражения относительно заявленных требований.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу ООО "Нилла Техникс" принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ1, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года в размере 44 668 013 рублей 49 копеек, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (т. 1, л.д. 26), выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (т. 1, л.д. 27-28) и выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1, л.д. 96).
Административному истцу ООО "Новая Изба" принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ2, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года в размере 5 074 035 рублей 05 копеек, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (т. 1, л.д. 29), выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (т. 1, л.д. 30-31), и выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1 л.д. 97).
ООО "Нилла Техникс", ООО "Новая Изба" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорных нежилых помещений уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Административному истцу Мурзиновой Д.А. принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ3, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года в размере 19 834 686 рублей 60 копеек, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (т. 1, л.д. 32-33) и выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1 л.д. 98).
Административному истцу Мочалову И.В принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ4, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года в размере 32 080 775 рублей 10 копеек, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (т. 1, л.д. 34-35) и выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1, л.д. 99).
Административному истцу Карташовой Е.В принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ5, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года в размере 36 783 236 рублей 64 копеек, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (т. 1, л.д. 36-38) и выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1, л.д. 100).
В соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе здания, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц. Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение. Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" на территории города Москвы установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении недвижимого имущества, которые определяются исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности административных истцов как плательщиков налога.
Также Карташова Е.В, Мочалов И.В, Мурзинова Д.А, ООО "Нилла Техникс", ООО "Новая Изба" являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером ЗУ, что подтверждается дополнительными соглашениями к договору аренды земельного участка (т. 1, л.д. 39-88), выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (т. 1 л.д. 89-95). По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 1 января 2021 года составила 46 533 331 рубль 70 копеек, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1, л.д. 101).
Административные истцы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" уплачивают арендную плату за земельный участок, расчет которой производится в процентах от его кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества влияют на права и обязанности административных истцов как арендаторов.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административные истцы 25 апреля 2022 года обратились с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Карташова Е.В, Мочалов И.В, Мурзинова Д.А, ООО "Нилла Техникс", ООО "Новая Изба" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка представили в суд отчет, подготовленный по заданию заявителя частнопрактикующим оценщиком С.Л.В, в котором рыночная стоимость объектов по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 27 000 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ1, в размере 11 000 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ3, в размере 20 000 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ5, в размере 19 000 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ4, в размере 3 000 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ2 и 16 000 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений и земельного участка, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ1 составляет 36 776 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ2 составляет 4 130 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ3 составляет 15 500 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ4 составляет 26 846 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ5 составляет 31 678 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ составляет 26 937 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителями отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного частнопрактикующим оценщиком С.Л.В, и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административные истцы, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнили заявленные требования и просили установить кадастровую стоимость нежилых помещений и земельного участка в размере рыночной, определенной не по результатам оценки частнопрактикующего оценщика С.Л.В, а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений и земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что Карташова Е.В, Мочалов И.В, Мурзинова Д.А, ООО "Нилла Техникс", ООО "Новая Изба" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административным истцам Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений и земельного участка должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2021 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 25 апреля 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 36 776 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ2 в размере 4 130 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ3 в размере 15 500 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ4 в размере 26 846 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ5 в размере 31 678 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ - в размере 26 937 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 апреля 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 7 апреля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.