Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2522/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АМИНГ+" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003030:3751, расположенного по адресу: адрес, помещение 1/1, утвержденных распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021г.", в размере 168 237 912, 96 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "АМИНГ+" просит об установлении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 112 482 817 руб. (по отчету об оценке от 28 июля 2022 года N 18.07/05-22, подготовленному оценщиком ООО "Гранд Реал").
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является собственником данного нежилого помещения; внесённая в Единый государственный реестр недвижимости его кадастровая стоимость затрагивает права организации, так как влияет на размер налоговых платежей.
Нежилое здание, в котором расположено помещение, включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости, определенной в вышеуказанном отчете об оценке.
От представителя административного истца поступили письменные возражения к заключению эксперта, в связи с которыми Общество с ограниченной ответственностью "АМИНГ+" настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Департамент городского имущества города Москвы против удовлетворения административного иска возражал по доводам письменных пояснений.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в суде, если они затрагивают их права или обязанности; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возложена на административного истца; на административного ответчика возложена обязанность доказывания своих возражений.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что административный истец является собственником вышеозначенного нежилого помещения, площадью 1 318, 3 кв.м.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021г." кадастровая стоимость данного объекта недвижимости определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 168 237 912, 96 руб.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Судом отклоняются доводы Департамента городского имущества г.Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Административный истец уплачивает налог на имущество организаций, расчет которого осуществляется исходя из кадастровой стоимости данного нежилого помещения, что никем не оспаривается.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости влияют на права и обязанности административного истца.
Обществом с ограниченной ответственностью "АМИНГ+" в обоснование заявленных требований представлен отчет от 28 июля 2022 года об оценке рыночной стоимости данного нежилого помещения, в котором таковая на 01 января 2021 года определена в размере 112 482 817 руб.
Департамент городского имущества г. Москвы при рассмотрении административного дела указывал на несоответствие этого отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и необоснованность определенной в нем величины рыночной стоимости нежилого помещения.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного отчета об оценке, а также в связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости определением суда от 26 октября 2022 года по административному делу назначена судебная строительно-техническая (оценочная) экспертиза, производство которой поручено ГБУ Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации".
Согласно заключению эксперта данного учреждения от 28 февраля 2023 года отчет об оценке рыночной стоимости, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки; выявленные в Отчете нарушения, допущенные оценщиком, существенно повлияли на достоверность результата определения рыночной стоимости спорного нежилого помещения; рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 01 января 2021 года составляет 141 746 510 руб.
Стороны с заключением судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно.
Административный истец с заключением эксперта не согласился, о чем представил письменные возражения; Департамент городского имущества г.Москвы замечаний к экспертизе не представил.
Оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что оснований ставить экспертное заключение под сомнение не имеется.
Оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющей у эксперта соответствующей специальности и квалификации; выводы эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить их обоснованность и достоверность, базируются на общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами не опровергнуты. Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности; предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ.
Определенная в заключении эксперта рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной; при оценке спорного нежилого помещения эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования; исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; корректировки в заключении приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта недвижимости на дату оценки.
Вопреки аргументам стороны административного истца, в рамках судебной экспертизы проведен полноценный анализ сегмента рынка объекта исследования, выявлены предложения сопоставимые с объектом исследования по ценообразующим факторам, применены необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов-аналогов в рамках используемых подходов; даны ответы на все поставленные вопросы.
Возражения ООО "АМИНГ+" не свидетельствуют о недостоверности экспертного заключения и определенную экспертом величину рыночной стоимости нежилого помещения не опровергают; отобранные экспертом объекты-аналоги, введенные корректировки подтверждают их сопоставимость с оцениваемым помещением.
Само по себе несогласие стороны административного истца с определенной в заключении рыночной стоимостью спорного объекта недвижимости не указывает на то, что в выводах эксперта есть противоречия, и не является основанием для назначения по делу повторной и дополнительной экспертизы.
В то же время нарушения, допущенные оценщиком при подготовке отчета об оценке от 28 июля 2022 года, подробно описаны в заключении; вопреки аргументам представителя административного истца в возражениях, не только отсутствие отчета в форме электронного документа и сведений об электронной почте заказчика явилось основанием для вывода о несоответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки; такой вывод эксперта базируется на полноценном анализе выявленных в отчете несоответствий, касающихся описания объекта недвижимости, анализа рынка объекта оценки и ряда других параметров, подробно изложенных в заключении.
Исходя из изложенного, кадастровая стоимость нежилого помещения в соответствии с отчетом об оценке, как то заявлено административным истцом, установлена судом быть не может, он оценивается судом критически; непосредственно заключение эксперта признается относимым и допустимым доказательством по настоящему делу и, по убеждению суда, должно быть положено в основу решения; замечания стороны административного истца к экспертному заключению на иной размер рыночной стоимости спорного нежилого помещения не указывают.
При таких данных, суд устанавливает кадастровую стоимость спорного нежилого помещения, равной рыночной, определенной по состоянию на 01 января 2021 года по заключению эксперта, учитывая при этом, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости, является законным способом уточнения одной из основных характеристик таких объектов; само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать дату обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003030:3751 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 141 746 510 руб.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 августа 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 7 апреля 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.