Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО "ЛЮКС" о признании незаконными действий ГБУ "Центр имущественных платежей", Филиала ППК "Роскадастр" по Москве,
УСТАНОВИЛ:
АО "ЛЮКС" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером ЗУ, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года была определена в размере СУММА1. Решением Московского городского суда от 15 апреля 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ установлена равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере СУММА2, сведения о чем внесены в ЕГРН.
В связи с изменением площади земельного участка актом ГБУ "Центр имущественных платежей" об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-* от 18 мая 2021 года кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 20 апреля 2021 года в размере СУММА3.
Не оспаривая обязанность ГБУ "Центр имущественных платежей" по определению кадастровой стоимости в связи с изменением характеристик земельного участка, административный истец полагает, что в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" (далее - Приказ от 24 сентября 2018 года N 514) расчет кадастровой стоимости земельного участка должен был проводиться исходя из сведений о его кадастровой стоимости, внесенных в ЕГРН на основании решения Московского городского суда от 15 апреля 2019 года.
Между тем при определении кадастровой стоимости по состоянию на 20 апреля 2021 года ГБУ "Центр имущественных платежей" приняло в качестве исходных данных оспоренную кадастровую стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на 1 января 2018 года в размере СУММА1.
В такой ситуации, уточнив заявленные требования, АО "ЛЮКС" просит п ризнать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей" по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ в размере СУММА3 на основании акта N АОКС-* от 18 мая 2021 года; обязать Филиал ППК "Роскадастр" по Москве (правопреемник ФГБУ "ФКП Росреестра") устранить в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда допущенные нарушения путем исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ, внесенных на основании акта N АОКС-* от 18 мая 2021 года; обязать ГБУ "Центр имущественных платежей" произвести определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 20 апреля 2021 года в соответствии с Приказом от 24 сентября 2018 года N 514 не более чем на СУММА4; обязать Филиал ППК "Роскадастр" по Москве в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 20 апреля 2021 года в размере СУММА5.
Представители АО "ЛЮКС" Беляков А.С, Николко В.И. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" Яворский Д.Д. против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы Хасанова А.Р. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Представитель ППК "Роскадастр" в лице Филиала по Москве Малиновская Ю.А. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв по делу, в котором в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "ЛЮКС" является арендатором земельного участка с кадастровым номером ЗУ.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ЗУ установлена в размере СУММА1 Указанная стоимость была рассчитана ГБУ "Центр имущественных платежей" исходя из площади земельного участка ПЛОЩАДЬ1 кв. метров.
Решением Московского городского суда от 15 апреля 2019 года, вступившим в законную силу 26 июня 2019 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ установлена равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере СУММА2.
По состоянию на 20 апреля 2021 года актом ГБУ "Центр имущественных платежей" о б утверждении кадастровой стоимости N АОКС-* в отношении спорного объекта недвижимости утверждена кадастровая стоимость в размере СУММА3.
Как следует из отзыва ГБУ "Центр имущественных платежей" основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 20 апреля 2021 года послужило изменение внесенных в ЕГРН сведений о характеристиках земельного участка, а именно площадь земельного участка изменилась с ПЛОЩАДЬ1 кв. метров на ПЛОЩАДЬ2 кв. метров. Сведения о внесении в ЕГРН данных об изменении характеристик земельного участка были направлены в ГБУ "Центр имущественных платежей" письмом Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве (правопреемником которого является ППК "Роскадастр" в лице Филиала по Москве) от 4 мая 2021 года.
В соответствии с частями 4, 5 ст. 11 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года. Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации. Приведенные положения применяются в отношении оценки земельных участков с 1 января 2022 года.
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2022 года в отношении земельных участков государственная кадастровая оценка проводится с учетом следующих особенностей: очередная государственная кадастровая оценка проводится не ранее чем через три года (в городах федерального значения - не ранее чем через два года) и не позднее чем через пять лет с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, категорий земель.
В соответствии со ст. 16 Закона N 237-ФЗ в редакции, действующей на дату перерасчета кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N 514 утверждён Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок).
Поскольку в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки в ЕГРН были внесены сведения об изменении значения площади земельного участка с кадастровым номером ЗУ, ГБУ "Центр имущественных платежей" на основании положений ст. 16 Закона N 237-ФЗ и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N 514 правомерно произвело перерасчет кадастровой стоимости земельного участка.
Между тем пунктом 21 Порядка предусмотрено, что в случае изменения площади земельного участка, в сведениях ЕГРН о котором содержится кадастровая стоимость, его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади. Таким образом, названный пункт императивно закрепляет обязанность ГБУ "Центр имущественных платежей" по расчету кадастровой стоимости участка пропорционально изменению его площади в том случае, если в ЕГРН содержатся сведения о его кадастровой стоимости.
Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости на момент составления акта об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-* от 18 мая 2021 года был определен приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (далее - Методические указания).
При этом согласно пункту 12.1 Методических указаний определение кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости - 20 апреля 2021 года - действовали результаты кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 1 января 2018 года. При этом названные результаты кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 10 июля 2019 года на основании решения Московского городского суда от 15 апреля 2019 года, что подтверждается соответствующей выпиской. Сведений об иной кадастровой стоимости земельного участка в ЕГРН не содержалось, поскольку результаты очередной государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года были утверждены только 15 ноября 2021 года распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N 51520.
Системное толкование положений статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", которыми предусмотрено право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, и Приказа от 24 сентября 2018 года N 514 позволяет прийти к выводу о том, что изменение кадастровой стоимости объекта пропорционально изменению площади предполагает собой уточнение такой кадастровой стоимости исходя из сведений об изменении площади участка и исходных данных о кадастровой стоимости, содержащихся в ЕГРН, в том числе внесенных по результатам её пересмотра в судебном порядке.
Иное означало бы необходимость повторного обращения заявителя в суд с требованиями о пересмотре кадастровой стоимости и расчета рыночной стоимости, производимого на основании анализа ряда ценообразующих факторов, несмотря на то, что право на пересмотр кадастровой стоимости уже было реализовано, а характеристики объекта, влияющие на его цену, помимо площади, не изменились.
В такой ситуации ГБУ "Центр имущественных платежей" при определении кадастровой стоимости земельного участка в связи с изменением сведений о его площади должно было руководствоваться содержащимися в ЕГРН сведениями о кадастровой стоимости земельного участка в размере СУММА2.
Соответственно, суд удовлетворяет требования административного истца о п ризнании незаконными действий ГБУ "Центр имущественных платежей" по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 20 апреля 2021 года в размере СУММА3 в акте N АОКС-* от 18 мая 2021 года.
Поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 20 апреля 2021 года в размере СУММА3 были внесены в ЕГРН на основании признанного незаконным акта N АОКС-* от 18 мая 2021 года, они подлежат исключению из сведений кадастра недвижимости. Учитывая, что на момент разрешения административного спора полномочия по ведению ЕГРН в части внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости возложены на ППК "Роскадастр", обязанность по их исключению подлежит возложению на Филиал ППК "Роскадастр" по Москве.
Что касается требований заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере на СУММА4 выше ранее установленной Московским городским судом стоимости и возложении на Филиал ППК "Роскадастр" по Москве внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 20 апреля 2021 года в размере СУММА5, то суд учитывает, что действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного установления судом кадастровой стоимости в определенном размере в случае признания решения ГБУ "Центр имущественных платежей" об установлении кадастровой стоимости незаконным.
Так, вопрос определения кадастровой стоимости объекта недвижимости требует специальных познаний. Частью 24 статьи 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" определено, что исправление ошибок, допущенных при расчете кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обеспечивает в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Такой порядок предусматривает необходимость пересчета кадастровой стоимости с последующим направлением сведений о новой стоимости в компетентный орган для внесения соответствующих изменений.
Таким образом, суд возлагает на административного ответчика обязанность по и справлению допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ ошибки в порядке, предусмотренном ст. 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", приняв в качестве исходных данных определенную по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость земельного участка в размере СУММА2.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей" по определению кадастровой стоимости в Акте N АОКС-* от 18 мая 2021 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 20 апреля 2021 года в размере СУММА3.
Обязать ГБУ "Центр имущественных платежей" обеспечить исправление допущенной при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 20 апреля 2021 года ошибки, приняв в качестве исходных данных определенную по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ЗУ в размере СУММА2.
Обязать Филиал ППК "Роскадастр" по Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ЗУ в размере СУММА3, определённой по состоянию на 20 апреля 2021 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований АО "ЛЮКС" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 5 апреля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.