Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника адрес - фио на решение судьи Останкинского районного суда адрес от 12 мая 2022 года, которым
постановление заместителя главного государственного инспектора в адрес по использованию и охране земель Управление Росреестра по Москве N 801/02/2021 от 21 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации, в отношении адрес оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в адрес по использованию и охране земель Управления Росреестра по Москве N 801/02/2021 от 21 декабря 2021 года адрес признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник обратился в Останкинский районный суд адрес с жалобой, решением судьи которого вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник просит постановление должностного лица и решение судьи отменить. В обосновании доводов жалобы защитник ссылается на то, что адрес использует земельный участок в соответствии с целевым назначением, а именно: для размещения объектов торговли, офисов, бытовых услуг, общежития.
адрес "Бизнес-Недвижимость" в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, обеспечил явку защитника фио, который доводы жалобы поддержал в полном объеме. Просил снизить наказание, так как Общество является субъектом малого предпринимательства.
Представитель Управления Росреестра по Москве фио в судебное заседание явилась, указала, что назначение наказания по правилам статей 4.1.1 и 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недопустимо.
Также проверив письменные материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0, 5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не сумма прописью; на должностных лиц - от 1 до 1, 5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не сумма прописью; на юридических лиц - от 1, 5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не сумма прописью, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
На основании части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно статьями 1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель, в том числе земель населенных пунктов, определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования.
Согласно пункта 4 статьи 1 Закона адрес от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в адрес", все земли в адрес относятся к категории земель населенных пунктов.
Во исполнение статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
В настоящее время, правила землепользования и застройки в адрес утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП.
Подпунктом 5 и 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Следовательно, использование помещений в здании касается не только вопроса об использовании объекта недвижимости, но и земельного участка, на котором он расположен.
В соответствии со статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела об административном правонарушении, в соответствии с решением о проведении плановой выездной проверки Госинспекции по недвижимости N 9024914 от 08 октября 2021 года проведена плановая выездная проверка адрес, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым N 77:02:0023003:147, расположенного по адресу: адрес, 2, площадью 4059 кв.м, предоставлен в аренду адрес на основании Договора аренды земельного участка от 31 мая 2006 года N М-02-026802 на срок до 31 мая 2055 года для эксплуатации здания АТС, складских строений и размещения служебного и аварийного автотранспорта, однако фактически используется под размещение объектов торговли, офисов, бытовых услуг, общежития.
На земельном участке расположено:
-четырехэтажное здание с кадастровым номером 77:02:0023003:1044, с адресным ориентиром: адрес, площадью 2812, 5 кв. м, принадлежащее на праве собственности адрес (гос. рег. от 25 июля 2014 года N 77-77-02/058/2014-506), которое используется под бытовые услуги, торговлю и офисы;
-трехэтажное здание с кадастровым номером 77:02:0023003:1043, с адресным ориентиром: адрес, площадью 1040, 2 кв. м, которое используется под общежитие;
-одноэтажное здание с адресным ориентиром с кадастровым номером 77:02:0023003:1031, с адресным ориентиром: адрес, площадью 248, 4 кв. м.
Вид разрешенного использования вышеуказанного адрес установлен (3.1.1, 6.9), однако в ходе обследования установлено, что участок используется не в соответствии с целевым назначением, а именно: для размещения объектов торговли, офисов, бытовых услуг, общежития (размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м), (размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальных управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности), (размещение зданий, предназначенных для размещения общежитий, предназначенных для проживания граждан на время их работы, службы или обучения, за исключением зданий, размещение которых предусмотрено ВРИ с кодом 4.7), (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные химчистки, похоронные бюро) 4.4, 4.1, 3.2.4, 3.3 Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412.
В этой связи, действия (бездействия) адрес квалифицированы административным органом по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, верно.
Факт совершения адрес административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно, протоколом об административном правонарушении; письмом Департамента городского имущества адрес от 08 декабря 2021 года N ДГИ-1-121254/21-1; справкой о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0023003:147; договором аренды земельного участка от 31 мая 2005 года N М-02-026802 с дополнительным соглашением к нему; выпиской из ЕГРН; выпиской из ЕГРЮЛ; решением о проведении плановой выездной проверки N 9024914 от 08 октября 2021 года с отметкой о получении его копии представителем по доверенности фио 27 октября 2021 года; актом выездной проверки от 27 октября 2021 года; протоколом осмотра территорий от 27 октября 2021 года; протоколом инструментального обследования от 27 октября 2021 года; схематическим чертежом земельного участка с приложением фототаблицы земельного участка и зданий по указанному выше адресу; данными государственного кадастра недвижимости.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностным лицом Управления Росреестра в рамках выполнения им служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Действиям адрес дана верная юридическая оценка по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку достоверно установлен факт нарушения статьи 42 Земельного законодательства Российской Федерации, обязывающие собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа и судьёй районного суда допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у адрес имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от меры по их соблюдению, а также доказательств возникновения непреодолимых препятствий для этого, в материалах дела не имеется. Тогда как действия адрес, как собственника здания связанные с использованием земельного участка, не в соответствии с его целевым назначением (правовой режим которого определяется исходя из установленного вида разрешенного использования) нарушают основополагающие принципы использования земельных участков и свидетельствуют о наличии имущественного ущерба.
Административное наказание назначено в соответствии со статьями 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по правилам, установленным санкцией статьи и в процентном отношении к кадастровой стоимости земли с учетом пункта 10 части 1, части 3 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа является справедливым и соразмерным содеянному.
В силу статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
То есть, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы часть 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем, считаю, что оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
В этой связи, наличие у адрес статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, не может повлечь изменение наказания, в том числе по статье 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как санкция 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Таким образом, определенные должностным лицом Управления Росреестра по Москве вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям статей 2.1, 4.1 - 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание является справедливым, назначено в размере административного штрафа для физических, с учетом характера совершенного правонарушения и применением положений пункта 10 части 1, части 3 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора в адрес по использованию и охране земель Управление Росреестра по Москве по делу N 801/02/2021 от 21 декабря 2021 года, решение судьи Останкинского районного суда адрес от 12 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации, в отношении адрес оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.