Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Новые времена" по ордеру адвоката фио на постановление судьи Симоновского районного суда адрес от 20 июля 2022 года, которым ООО "Новые времена" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 13.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
определением должностного лица Управления Роскомнадзора по ЦФО от 21 марта 2022 года в отношении ООО "Новые времена" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст. 13.15 КоАП РФ, и проведении административного расследования, срок проведения которого продлен определением от 21 апреля 2022 года.
20 мая 2022 года консультантом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по ЦФО в отношении ООО "Новые времена" составлен протокол об административном правонарушении по ч.9 ст. 13.15 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан мировому судье судебного участка N367 адрес, определением которого от 15 июня 2022 года протокол на рассмотрение по подведомственности направлен в Симоновский районный суд адрес, судьей которого 20 июля 2022 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанный судебный акт обжалует защитник ООО "Новые времена" по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина общества во вменяемом правонарушении не доказана, состав правонарушения по ч.9 ст. 13.15 КоАП РФ в его действиях отсутствует, каких-либо утверждений о совершении Вооруженными силами Российской Федерации военных преступлений в опубликованном материале не содержится, имеется информация об источниках, в том числе, официальных органов Украины и очевидцев; действующее законодательство Российской Федерации не содержит требования о том, что к публикации разрешена исключительно информация, исходящая от официальных органов власти, иное означало бы наличие цензуры; редакция выполнила обязанности журналиста, предусмотренные ст.49 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации", реализовала общественно-значимую и публичную функцию по освещению актуальных событий; действия редакции не повлекли последствия, указанные в ч.9 ст. 13.15 КоАП РФ; с целью разграничения фактов от оценок неправомерно не проведено лингвистическое исследование; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам; назначено чрезмерно суровое административное наказание, без учета отсутствия негативных последствий от действий общества, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также тяжелое имущественное и финансовое положение юридического лица.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "Новые времена" и защитник общества по ордеру адвокат Соловьев Л.А, будучи в установленном порядке извещенными о месте и времени слушания дела, не явились, доказательств уважительности причин своей неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались, в связи с чем, с учетом положений ст.25.4 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению жалобы в их отсутствие не имеется.
Представители Управления Роскомнадзора по ЦФО по доверенностям фио и фио возражали против удовлетворения изложенных доводов жалобы, ссылаясь на то, что в распространенной обществом публикации слово "война" используется не в ключе оценочного характера, а в форме утверждения, изложенная информация о начале спецоперации и о ее целях является недостоверной, не соответствует официальным источникам уполномоченных органов Российской Федерации, достоверность информации средством массовой информации не проверена, публикация "ХАРЬКОВ - ПРИЛЕТАЛО, КРИВОЙ РОГ - ПРИЛЕТАЛО, ОДЕССА - ПРИЛЕТАЛО" вводит в заблуждение граждан, создает угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения представителей административного органа, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи районного суда не имеется в силу следующего.
Административная ответственность по ч.9 ст. 13.15 КоАП РФ предусмотрена за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до сумма прописью с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Статья 2 Федерального закона Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; предоставление информации как действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; распространение информации как действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
В соответствии со статьей 7 того же Федерального закона от 27 июля 2006 года "149-ФЗ, к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Под заведомо недостоверной информацией понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности, и несоответствие действительности которых является очевидным для лица, их распространяющего (предоставляющего). Другими словами, недостоверной может быть та информация, которая объективно проверяема и может быть опровергнута.
Согласно части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 10 вышеназванного Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Исходя из положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ, на адрес использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ).
В силу п. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами адрес в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года N35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации" дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами адрес на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Решением Президента Российской Федерации от 24 февраля 2022 года с согласия Совета Федерации Федерального Собрания от 22 февраля 2022 года, на основании обращения глав ЛНР и ДНР за оказанием помощи, Вооруженными силами Российской Федерации проводится специальная военная операция за пределами Российской Федерации.
Таким образом, информация об обстоятельствах проведения Вооруженными силами Российской Федерации специальной военной операции за пределами Российской Федерации относится к общественно значимой информации, а недостоверное информирование населения Российской Федерации о ходе ее проведения, создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозы массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о принятии мер (Роскомнадзор) поступило требование Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 24 февраля 2022 года N27-312022\Треб207-22 о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам содержащим недостоверную общественно значимую информацию, распространяемую под видом достоверных сведений, которая создает угрозу массового нарушения, общественного порядка и (или) общественной безопасности, одним из ресурсов в котором указана страница сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с доменным именем https:// newtimes.ru, на котором распространяются сообщения и материалы сетевого издания "newtimes.ru", зарегистрированного в качестве средства массовой информации, о чем в реестр зарегистрированных СМИ внесена запись о регистрации серии ЭЛ N ФС 77 - 56351 от 02 декабря 2013 года, и учредителем которого является ООО "Новые времена", находящегося по адресу: адрес, в том числе по электронному адресу: https://newtimes.ru/articles/detail/209270, на котором в 14.00 час. 24 февраля 2022 года размещена публикация "ХАРЬКОВ - ПРИЛЕТАЛО, КРИВОЙ РОГ - ПРИЛЕТАЛО, ОДЕССА - ПРИЛЕТАЛО", содержащая недостоверную информацию о разрушении российскими войсками жилого дома и о жертвах среди гражданского населения, включая детей и несовершеннолетних, а именно: "... Украина с самого утра живет в условиях войны. Вторжение, о котором так долго предупреждали, и которое высмеивали пропагандисты, случилось. Сейчас реальность в населенных пунктах страны - это звуки взрывов и очереди на АЗС и в сторону границы... ", "... По словам очевидцев в Украине, к середине дня взрывы были слышны в Харькове, Кривом Роге и Одессе. "Все по стратегическим объектам, но попадают и на промышленные склады", - говорят они.
Жители адрес говорят о российской бронетехнике на улицах. В Вышгороде в 20 километрах от Киева люди с верхних этажей наблюдают за военными действиями и выкладывают видеозаписи в интернет... ", тогда как на официальном сайте Минобороны Российской Федерации по адресу: https://function.mil.ru/for_media/press_conferences/detail.htm?id=12410581@morfPressConferenceNew размещен видеоматериал под названием "Брифинг официального представителя Минобороны РФ (12.00 24.02.2022)", в котором говорится: "В соответствии с решением Верховного Главнокомандующего Российской Федерации 24 февраля Российские Вооруженные РФ приступили к специальной военной операции по защите Донецкой и Луганской народных республик... ", "... Вооруженные Силы РФ никаких ракетных, авиационных или артиллерийских ударов по адрес не наносят... ", "... Высокоточным оружием Российских Вооруженных Сил выводится из строя только военная инфраструктура - это объекты противовоздушной обороны, военные аэродромы, авиация Вооруженных Сил Украины... ", "... Вооруженные Силы РФ не наносят ударов по адрес, мирному населению ничего не угрожает", что является распространением заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшей угрозу массового нарушения, общественного порядка и (или) общественной безопасности, вызывая тем самым недоверие и негативное общественное мнение, что не содержит уголовно наказуемого деяния, в связи с чем действия ООО "Новые времена" квалифицированы по ч.9 ст. 13.15 КоАП РФ.
Установленные судьей районного суда фактические обстоятельства совершения указанного административного правонарушения и виновность ООО "Новые времена" подтверждаются совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе, определением должностного лица Управления Роскомнадзора по ЦФО от 21 марта 2022 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст. 13.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Новые времена" и проведении административного расследования; определением от 21 апреля 2022 года о продлении срока проведения административного расследования по настоящему делу об административном правонарушении; письмом Центрального аппарата Роскомнадзора от 25 февраля 2022 года N04СВ-11094; требованием Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 24 февраля 2022 года N27-312022\Треб207-22 о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, содержащим недостоверную общественно значимую информацию, распространяемую под видом достоверных сведений, которая создает угрозу массового нарушения, общественного порядка и (или) общественной безопасности со списком материалов СМИ; скриншотами сетевого издания "newtimes.ru", содержащими публикацию материала "ХАРЬКОВ - ПРИЛЕТАЛО, КРИВОЙ РОГ - ПРИЛЕТАЛО, ОДЕССА - ПРИЛЕТАЛО"; выпиской из реестра зарегистрированных средств массовой информации в отношении сетевого издания "newtimes.ru"; актом видеофиксации, которым зафиксирован видеоматериал "Брифинг официального представителя Минобороны РФ (12.00 24.02.2022)", к которому приложен диск с видеозаписью данного видеоматериала; скриншотами сайта Президента Российской Федерации, содержащие стенограмму обращения Президента Российской Федерации к нации от 24 февраля 2022 года; информацией адрес Сетевой Информационный Центр", в соответствии с которой администратором доменного имени "newtimes.ru" является ООО "Новые времена"; скриншотами сайта mvs.gov.ua от 20 мая
2022 года; скриншотами сайта Роскомнадзора от 20 мая 2022 года; протоколом об административном правонарушении от 20 мая 2022 года в отношении ООО "Новые времена", в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, протокол составлен в присутствии защитника по ордеру адвоката фио, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, с протоколом она ознакомлена, с ним не согласилась, копия протокола для сведения вручена ей на руки, в чем она собственноручно расписалась, и что не оспаривается стороной защиты, все существенные данные, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит, равно как содержит подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства судьей районного суда правомерно положены в основу выводов о доказанности вины ООО "Новые времена" во вменяемом административном правонарушении, поскольку они оформлены должностными лицами Управления Роскомнадзора по ЦФО в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, оценка которым дана по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Исполнение сотрудниками Управления Роскомнадзора по ЦФО, являющимися должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей, в которые входит, в том числе принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, содержащим недостоверную общественно значимую информацию, распространяемую под видом достоверных сведений, которая создает угрозу массового нарушения, общественного порядка и (или) общественной безопасности, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения их действий по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Сведениями о фальсификации указанных доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ не представлено.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ в ее нормативном единстве со ст. 26.11 КоАП РФ, судья приобщает к материалам дела дополнительные доказательства, в том числе вызывает для допроса свидетелей, в случае, если имеющаяся в деле совокупность доказательств не позволяет суду установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении и указанные в ст. 26.1 КоАП РФ, тогда как в рамках рассматриваемого дела имеющаяся совокупность доказательств, которые содержат необходимые сведения, указывающие как на событие вменяемого административного правонарушения, так и на лицо, к нему причастное, позволяла суду установить все обстоятельства административного правонарушения.
Объективную сторону части 9 статьи 13.15 КоАП РФ образует распространение в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационных сетях (публичное распространение) заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом (умышленной формой вины), мотив правонарушения может быть различным и на квалификацию действий не влияет.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со статьей 24 КоАП РФ, судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, действия юридического лица правильно квалифицированы по ч.9 ст.13.15 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ООО "Новые времена" в средствах массовой информации распространило 24 февраля 2022 года - в период начала специальной военной операции с целью защиты населения региона заведомо недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверного сообщения, что создало предпосылки к социальной напряженности в стране, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, так как могло повлечь за собой возникновение у граждан панического настроения и необоснованного отрицательного отношения к использованию Вооруженных сил Российской Федерации, действующих в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержание международного мира и безопасности, и которые используются на основании решения Президента Российской Федерации с согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22 февраля 2022 года N35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами адрес".
В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека, следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, являющиеся выражением субъективного мнения и взглядов конкретного человека, которые не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
Вопреки позиции подателя жалобы, информация о начале войны Российской Федерации против Украины, о разрушении российскими войсками жилого дома и о жертвах среди гражданского населения, в том числе детях и несовершеннолетних, размещенная обществом в общедоступной информационно-телекоммуникационной социальной сети, представляет собой не оценочное субъективное мнение, а утверждения о фактических обстоятельствах, касающихся общественно значимой информации, не соответствует информации уполномоченных органов Российской Федерации, в том числе, Минобороны Российской Федерации, размещенному на сайте Президента Российской Федерации обращению Президента Российской Федерации к нации в связи с ситуацией в Донбассе 24 февраля 2022 года, в котором определены задачи, стоящие перед Вооруженными Силами Российской Федерации, цели специальной военной операции: "защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершал многочисленные, кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации. При этом в наши планы не входит оккупация украинских территорий. Мы никому и ничего не собираемся навязывать силой", "Они, конечно же, полезут и в адрес, причем также, как и на Донбасс, с войной, с тем, чтобы убивать, как убивали беззащитных людей каратели из банд украинских националистов, пособников Гитлера во время Великой Отечественной войны. Откровенно заявляют они и о том, что претендуют на целый ряд других российских территорий".
Также в опубликованной информации слово "война" используется не в ключе оценочного характера, а в форме утверждения (фактов): "... Украина с самого утра живет в условиях войны. Вторжение, о котором так долго предупреждали, и которое высмеивали пропагандисты, случилось... ", вместе с тем, главное отличие полноценной войны от спецоперации - в масштабе и способах ведения боевых действий, главная цель войны - оккупация территорий и уничтожение противника любыми методами, цель специальной военной операции, согласно приведенному выше обращению Президента Российской Федерации к нации, "защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима", при крайне осторожном, выборочном использовании оружия, демилитаризация и денацификация Украины, "оккупация украинских территорий не является целью специальной военной операции", а также "предание суду тех, кто совершил многочисленные, кровавые преступления против мирных жителей".
При этом, судьей районного суда верно отмечено, что проверить доводы стороны защиты о том, что для подготовки публикаций были использованы сообщения Пресс-центра (пресс-службы) Министерства внутренних дел Украины, являющегося официальным государственным органом, на которые ссылается сторона защиты, не представилось возможным, так как по состоянию на 20 мая 2022 года указанные источники недоступны, а скриншоты сообщений Пресс-центра (пресс-службы) Министерства внутренних дел Украины, на запрос административного органа представлены не были.
При отсутствии сведений об источнике информации в тексте размещенного сообщения изложенный способ распространения информации может свидетельствовать о придании недостоверной информации вида достоверных сведений.
Исходя из Концепции общественной безопасности, в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года NПр-2685, угрозой общественной безопасности является прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества.
В статье 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N390-ФЗ "О безопасности" безопасность определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Вопреки утверждению в жалобе о том, что действия редакции не повлекли последствия, указанные в ч.9 ст. 13.15 КоАП РФ, распространение ООО "Новые времена" в общедоступной информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" недостоверных сведений по обстоятельствам проведения Вооруженными Силами специальной военной операции в Украине может ввести в заблуждение граждан, повлечь за собой негативное отношение к действиям Вооруженных Сил Российской Федерации, появление у населения страха в связи с неправильным пониманием целей и задач специальной военной операции, что создает предпосылки к социальной напряженности в стране, а также массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, угрозу благополучию населения.
Кроме того, в распространенном обществом материале содержится информация о том, что "... Роскомнадзор требует от российских СМИ давать новости о войне только со ссылкой на официальные источники", кроме того, соответствующая информация Роскомнадзора "Вниманию средств массовой информации и иных информационных ресурсов" была опубликована в 13.16 час. 24 февраля 2022 года на официальном сайте по адресу: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74084.htm.
При таком положении на момент распространения в 14.00 час. 24 февраля 2022 года публикации "ХАРЬКОВ - ПРИЛЕТАЛО, КРИВОЙ РОГ - ПРИЛЕТАЛО, ОДЕССА - ПРИЛЕТАЛО" ООО "Новые времена" не могло не осознавать несоответствие изложенной в ней информации действительности, что указывает на заведомость совершения со стороны данного средства массовой информации действий, направленных на передачу данной информации под видом достоверной неопределенному кругу лиц, чем создавалась угроза массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности.
Международный пакт о гражданских и политических правах, провозглашая право каждого на свободное выражение своего мнения, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию, идеи независимо от государственных границ, устно, письменно, посредством печати или иными способами по своему выбору, исходит из того, что пользование этими правами налагает особые обязанности и особую ответственность и что их ограничения устанавливает закон в целях уважения прав и репутацию других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения (пункты 2, 3 статьи 19).
Частью 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" установлено, что учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
С учетом изложенной нормы, установленных обстоятельств, регистрационных документов, предоставленных адрес Сетевой Информационный Центр" сведений, согласно которым, учредителем сетевого издания "newtimes.ru", администратором доменного имени "newtimes.ru" является ООО "Новые времена", данное юридическое лицо является субъектом указанного административного правонарушения.
Доводы в жалобе на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения были предметом проверки судьей суда первой инстанции, обоснованно отклонены по доводам, приведенным в оспариваемом судебном акте, с которыми следует согласиться, поскольку они сделаны с учетом обстоятельств рассматриваемого дела и норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, и не вызывает сомнений.
Также не влекут отмену постановления судьи районного суда ссылки в жалобе на непроведение по настоящему делу лингвистического исследования текста опубликованного материала, поскольку текст публикация, в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, подлежит оценке в совокупности с иными добытыми по рассматриваемому делу доказательствами, совокупность которых в данном случае с очевидностью свидетельствует о том, что ООО "Новые времена" распространило заведомо недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверного сообщения, что создало угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности.
Принимая в рамках настоящего дела оспариваемый акт, судья районного суда правильно счел, что в данном случае не имеется доказательств того, что обществом принимались меры к выполнению своей основной функции средства массовой информации предоставления обществу достоверной, полной и объективной информации, мер по предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие каких-либо препятствий по соблюдению требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации", что свидетельствует о наличии его вины.
Судьей районного суда, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст.13.15 КоАП РФ, место совершения административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения рассматриваемого дела.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях ООО "Новые времена" состава вмененного административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание судьей районного суда назначено в пределах санкции ч.9 ст. 13.15 КоАП РФ, по правилам ст.ст.3.1, 3.2, ст.3.3, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, степени общественной опасности, характера совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение виновного лица, является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований для признания назначенного наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не имеется.
Вопреки позиции стороны защиты, исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по настоящему делу и рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав общества, законный представитель которого не лишен возможности обратиться с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок рассмотрения и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, а также принципы презумпции невиновности и законности соблюдены, бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Симоновского районного суда адрес от 20 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст. 13.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Новые времена" оставить без изменения, жалобу защитника по ордеру адвоката фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.