Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам защитника фио, действующего в интересах Кургузова И.А. на постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 31 марта 2022, которым Кургузов фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа сумма,
УСТАНОВИЛ:
26 февраля 2022 года старшим инспектором ГИАЗ Отдела МВД России по адрес в отношении Кургузова Ивана Александровича составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобах, поданных в Московский городской суд, защитник фио ставит вопрос об отмене названного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, указывая на нарушения норм процессуального и материального права, отсутствие состава правонарушения, он стоял в одиночном пикете, свидетели не допрашивались.
Кургузов И.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.
Защитник фио в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с направление своего подзащитного в командировку, и его занятостью в другом процессе.
Определением Московского городского суда в удовлетворении указанного ходатайства было отказано, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии Кургузова И.А. и его защитника.
Проверив также материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.5 ст.20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст.4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч.1 ст.7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп.1 и 2 ст.5).
Положениями ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) с предварительным уведомлением о его проведении.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении и установлено судьёй районного суда, Кургузов И.А, являясь участником публичного мероприятия, нарушил установленный Федеральным законом от 19.06.2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования" порядок проведения публичного мероприятия. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
26.02.2022 примерно в период времени с 16 час. 30 мин. по 16 час. 45 мин. по адресу: адрес (возле здания Государственной Думы РФ), прошло массовое публичное несогласованное с органами исполнительной власти мероприятие в виде сочетания форм митинга и пикетирования по вопросу вывода войск из адрес и прекращения войны, с количеством участников в составе группы граждан около 10 человек, некоторые из которых выкрикивали лозунги "Нет войне!" "Остановите войну!", некоторые из участников держали в руках плакаты с надписями тематического аналогичного лозунгам содержания ("Нет войне!", "Остановите войну!").
Одновременно с изложенным, в сети ИТКС Интернет были размещены информационные посты с призывами к неопределенному кругу граждан к участию в вышеуказанной акции следующего содержания "в 19:00 на адрес в Москве или в одиночный пикет в своем районе #НЕТВОЙНЕ вернуть войска домой!" и другие.
Согласно сведениям, поступившим из Правительства Москвы, в орган! исполнительной власти столицы уведомления о проведении публичных массовых акций: 26 февраля 2022 года, не поступали.
Одним из участников вышеуказанного несогласованного публичного мероприятия являлся гражданин Кургузов фио, паспортные данные, который 26.02.2022 16:45 час, находясь по адресу: Москва, адрес (возле здания Государственной Думы РФ), в составе других участников, привлекая внимание граждан средств массовой информации, принял участие в коллективном публичном мероприятии виде сочетания форм митинга и пикетирования по вопросу вывода войск из адрес и прекращения войны, держал в руках средство наглядной агитации - плакат с надписью: "Остановите войну!".
Действия Кургузова И.А. судьей районного суда квалифицированы по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ верно.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и виновность Кургузова И.А. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении;
- рапортами и объяснениями сотрудников полиции фио, фио, согласно которым 26.02.2022 они находились на службе по охране общественного порядка на территории адрес. Примерно с 16 час. 30 мин. по 16 час. 45 мин. по адресу: адрес (возле здания Государственной Думы РФ), прошло массовое публичное несогласованное с органами исполнительной власти мероприятие в виде сочетания форм митинга и пикетирования по вопросу вывода войск из адрес и прекращения войны, с количеством участников в составе группы граждан около 10 человек, некоторые из которых выкрикивали лозунги "Нет войне!" "Остановите войну!", некоторые из участников держали в руках плакаты с надписями тематического аналогичного лозунгам содержания ("Нет войне!", "Остановите войну!"). Одновременно с изложенным, в сети ИТКС Интернет были размещены информационные посты с призывами к неопределенному кругу граждан к участию в вышеуказанной акции следующего содержания "в 19:00 на адрес в Москве или в одиночный пикет в своем районе #НЕТВОЙНЕ вернуть войска домой!" и другие. Согласно сведениям, поступившим из Правительства Москвы, в орган! исполнительной власти столицы уведомления о проведении публичных массовых акций: 26 февраля 2022 года, не поступали. Одним из участников вышеуказанного несогласованного публичного мероприятия являлся гражданин Кургузов фио, паспортные данные, который 26.02.2022 16:45 час, находясь по адресу: Москва, адрес (возле здания Государственной Думы РФ), в составе других участников, привлекая внимание граждан средств массовой информации, принял участие в коллективном публичном мероприятии виде сочетания форм митинга и пикетирования по вопросу вывода войск из адрес и прекращения войны, держал в руках средство наглядной агитации - плакат с надписью: "Остановите войну!";
- протоколами о доставлении лица, совершившего административное правонарушение и об административном задержании от 26.02.2022;
- фотоматериалом;
- плакатом;
- ответом из Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции адрес, из которого следует, что уведомления о проведении 25, 26 и 27 февраля 2022 года в центральной части адрес массовых публичных мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирований и т.д.) в органы исполнительной власти адрес не поступали.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьёй допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Кургузова И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
Из материалов дела, рапортов и объяснений полицейских фио, фио усматривается, что Кургузов И.А. участвовал в пикете в составе группы граждан около 10 человек.
К представленной видеозаписи надлежит отнестись критически, поскольку не ясно где, когда и при каких обстоятельствах сделана указанная видеозапись. Также на видеозаписи представлен лишь момент задержания Кургузова И.А, в то время как полностью события пикета отражены не были.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано, а потому данн дй протокол обоснованно признан в качестве допустимого доказательства по делу.
Согласно чч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе документами, которые на основании ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Поскольку рапорты сотрудников полиции фио, фио составлены в рамках осуществления ими должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило выявление факта совершения административного правонарушения, рапорты содержат сведения, имеющие значение для установления фактических обстоятельств по делу, судья районного суда обоснованно признал их допустимым доказательством и положил в основу обжалуемого постановления.
В деле имеются письменные показания фио, фио В письменных объяснениях свидетели подробно изложили обстоятельства, которые им известны. Данные свидетели были предупреждены об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ.
Оснований для повторного допроса указанных свидетелей, у суда не было.
Ссылка на то, что судья районного суда необоснованно отказал в удовлетворении заявленных ходатайств, в том числе о вызове свидетелей, не является поводом к отмене обжалуемого постановления судьи, так как судья в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ вправе как удовлетворить, так и оставить без удовлетворения заявленное ходатайство. Свои выводы суд первой инстанции мотивировал, изложив их подробно в описательно-мотивировочной части определения.
Не опровергает выводов суда имеющаяся видеозапись, тем более, что данная видеозапись лишь частично отражает события перед задержанием Кургузова И.А.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Кургузова И.А. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Положения Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3)
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
При таких обстоятельствах, участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, свидетельствует о наличии состава правонарушения.
Довод о незаконном задержании и доставлении в отдел полиции, не может являться основанием для отмены постановления суда, поскольку не влияет на выводы о виновности фио и квалификации ее действий.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.5 ст.20.2 КоАП РФ. При назначении административного наказания судья районного суда учел данные о личности виновного, характер совершенного им административного правонарушения, а также конкретные обстоятельства дела.
Порядок и срок давности привлечения Кургузова И.А. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 31 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
судья Московского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.