Судья Московского городского суда фио, с участием защитника ООО "АЙТИАЙДИА" фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "АЙТИАЙДИА" фио
на постановление начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес N 940 от 22.07.2022 г, решение судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 12.09.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "АЙТИАЙДИА",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес N 940 от 22.07.2022 г. ООО "АЙТИАЙДИА" признано виновным совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 12.09.2022 г. указанное постановление было оставлено без изменения, а жалоба защитника ООО "АЙТИАЙДИА" без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "АЙТИАЙДИА" фио просит об отмене постановления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы защитник ссылается на то, что к выполнению работ на объекте Обществом привлечен субподрядчик - ООО "АК Групп", на основании заключенного с ним договора субподряда Nа-ФГ/2020, по которому была произведена оплата. Согласно условиям договора, ответственность за привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан, лежит на субподрядчике.
Защитник ООО "АЙТИАЙДИА" фио в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав участника процесса, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых актов, в связи со следующим.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, наступает за не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на адрес и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона РФ N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 10.10.2021 г. по адресу: адрес, в результате проверки требований миграционного законодательства сотрудниками ОМК ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес выявлен факт осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина фио в ООО "АЙТИАЙДИА", которое в нарушение требований п. 8 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ, 16.09.2021 г. в 00:01 не выполнило обязанность по уведомлению уполномоченного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации о привлечении с 10.09.2021 г. к трудовой деятельности в качестве штукатура указанного иностранного гражданина в течение трёх рабочих дней с даты фактического допуска к трудовой деятельности.
Указанные действия Общества квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, факт указанного административного правонарушения и вина ООО "АЙТИАЙДИА" в его совершении подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 18.07.2022 г, содержащим обстоятельства правонарушения; распоряжением начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес N 163 от 08.10.2021 г. о проведении внеплановой выездной проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) на адрес, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности; протоколом осмотра территории от 10.10.2021 г.; актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства N 163 от 10.10.2021 г.; рапортами инспектора ОМК ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес об обнаружении признаков правонарушения; рапортом заместителя начальника ОМК ОВМ ОМВД России по адрес о том, что уведомления от ООО "АЙТИАЙДИА" о заключении трудового договора с иностранным гражданином фио в ОВМ ОМВД России по адрес не поступали; сведениями из журнала уведомлений; данными на иностранного гражданина фио; письменными объяснениями фио; фото-таблицей и иными материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьёй районного суда допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом, согласуются между собой и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьёй районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы о виновности ООО "АЙТИАЙДИА" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе рассмотрения дела. Оснований не согласиться с этими выводами не имеется.
Довод жалобы о том, ответственным за привлечение к трудовой деятельности выявленного на объекте иностранного гражданина является субподрядчик ООО "АК Групп", а так же представленные в его обоснование доказательства, в том числе договор субподряда Nа-ФГ/2020 от 7.07.2020 г, акт передачи строительной площадки для производства работ от 20.03.2021 г, график производства работ, справка о стоимости работ и затрат, акт о приеме выполненных работ, ведомость договорной цены, уведомление ООО "АК Групп" со списком лиц, направляемых на работу, платежные поручения, были проверены должностным лицом и судьей районного суда и обоснованно отклонены, как несостоятельные по основаниям, подробно приведенным в обжалуемых актах.
Как обоснованно указал судья районного суда, данный довод и представленные в его обоснование доказательства, полностью опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании вышеуказанных доказательств, в том числе показаниями иностранного гражданина фио, полученными с соблюдением требований закона.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО "АЙТИАЙДИА" имелась возможность для соблюдения миграционного законодательства, за нарушение которого ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений ст. 11 ТК РФ, на адрес правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Статьёй 16 ТК РФ определено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
По смыслу ч. 2 ст. 67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Исходя из изложенного, наличие оформленного трудового либо гражданско-правового договора не является необходимым элементом объективной стороны вменённого юридическому лицу административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит фактический допуск ООО "АЙТИАЙДИА" конкретного иностранного гражданина к выполнению каких-либо работ в интересах данного юридического лица.
Вместе с тем, ни в районный суд, ни в суд второй инстанции доказательств, подтверждающих, принятие ООО "АЙТИАЙДИА" всех зависящих от него мер по соблюдению требований Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", представлено не было, ссылок на такие доказательства доводы жалобы также не содержат, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась, что свидетельствует о его вине во вмененном ему административном правонарушении.
ООО "АЙТИАЙДИА", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
В ходе рассмотрения настоящего дела должностным лицом и судьёй районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в постановлении и судебном решении, которые мотивированы, отвечают требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица, судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины Общества в его совершении.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением и судебным решением, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "АЙТИАЙДИА" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, с учётом данных о юридическом лице, конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, посягающего на интересы государства в области соблюдения миграционного законодательства, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности, а также порядок и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес N 940 от 22.07.2022 г, решение судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 12.09.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "АЙТИАЙДИА" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "АЙТИАЙДИА" фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.