Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тошева А.С. на постановление судьи Никулинского районного суда адрес от 17.03.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Тошева Абдулло Саъдуллоевича,
УСТАНОВИЛ:
17.03.2022 г. инспектором ИАЗ ОМВД России по адрес в отношении гражданина адрес составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами передан на рассмотрение по подведомственности в Никулинский районный суд адрес.
Постановлением судьи Никулинского районного суда адрес от 17.03.2022 г. Тошев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в доход государства в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации с задержанием и содержанием Тошева А.С. в ЦВСИГ ГУ МВД России по адрес.
Не согласившись с указанным судебным актом, Тошев А.С. просит об изменении постановления судьи районного суда, исключении указания на назначение ему наказания в виде административного выдворения. В обоснование жалобы ссылается на то, что вывод суда о наличии в его деянии состава административного правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам; он имеет прочные социальные и семейные связи на адрес, назначенное ему наказание не согласуется со сведениями о его личности.
Тошев А.С, будучи в установленном порядке извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание Московского городского суда не явился. Как следует из сообщения ГУ ФССП по адрес, 3.04.2022 г. состоялось принудительное выдворение Тошева А.С. по маршруту Москва-Худжанд. С учетом того, что судом приняты все необходимые меры для надлежащего извещения Тошева А.С. о рассмотрении дела, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Защитники Иконников А.А, фио в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили и не направили ходатайств об отложении судебного заседания, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Изучив доводы поданной жалобы, проверив материалы дела, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого постановления судьи районного суда в силу следующего.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 КоАП РФ, в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес.
Привлекая Тошева А.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергая его административному наказанию, судья районного суда исходил из того, что 16.03.2022 г. в 13.50 по адресу: адрес, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства выявлен гражданин адрес, который прибыл на адрес 07.11.2019 г. в порядке, не требующем получение визы, и по истечении установленного срока временного пребывания 14.09.2021 г, в нарушение требований ч.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", уклонился от выезда из Российской Федерации.
Данные обстоятельства судья счел надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела.
Между тем, оспариваемое постановление судьи районного суда признать законным не представляется возможным.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ, судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, с учетом того, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Срок пребывания иностранных граждан на адрес регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ч.1 ст.2 которого предусмотрено, что законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 5 вышеназванного Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание.
Для решения вопроса о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ, необходимо установить, имеются ли законные основания временного проживания (пребывания) иностранного лица на адрес.
Согласно подпункту "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции от 15 декабря 2020 года) на период с 15 марта по 15 декабря 2020 года включительно приостановлено течение сроков действия документов, у которых в указанный период истекает срок действия.
Также подпунктом "г" пункта 1 названного Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 (в редакции от 15 декабря 2020 года) на период с 15 марта по 15 июня 2021 года включительно приостановлено течение сроков действия документов, у которых в указанный период истекает срок действия.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" приостановлено с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерации временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года N 1253-р "О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение" утвержден перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение.
адрес в данном перечне не указана.
При этом, согласно пункту 3 обозначенного распоряжения N1253-р, датой снятия ограничений на транспортное сообщение с адрес, не включенной в названный перечень, является дата вступления в силу акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации, установившего такие ограничения (в данном случае 15 июля 2022 года, когда распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2020 года N635-р "О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений" утратило силу).
Таким образом, течение сроков временного пребывания иностранного гражданина Тошева А.С. с момента въезда приостановилось ввиду вышеизложенных положений Указов. Срок временного пребывания Тошева А.С. на адрес на момент привлечения его к административной ответственности - 17.03.2022 г. не истек, в связи с чем, в его действиях отсутствует объективная сторона состава вмененного административного правонарушения - уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По правилам п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30. 8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Жалобу Тошева А.С. удовлетворить.
Постановление судьи Никулинского районного суда адрес от 17.03.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Тошева Абдулло Саъдуллоевича отменить.
Производство по указанному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.