Судья Московского городского суда Д.В. Гришин, с участием прокурора Оглио Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Проценко П.Л. на постановление исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды Маслий М.С. N 0401-1983/2021/ПСЗАО от 5 октября 2021 года и решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 8 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в отношении конкурсного управляющего акционерного общества " наименование организации" Проценко Павла Леонидовича, паспортные данные, гражданина, зарегистрированного по адресу: адрес,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды N 0401-1983/2021/ПСЗАО от 5 октября 2021 года Проценко П.Л, как должностное лицо АО " наименование организации" (далее также - Общество), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Решением судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 8 апреля 2022 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Проценко П.Л. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Проценко П.Л. просит состоявшиеся по делу акты отменить в связи с отсутствием события административного правонарушения по доводам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание Проценко П.Л. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, направил в суд представлять свои интересы защитника по доверенности Тельпякова О.В, который доводы жалобы поддержал, дополнительно представил ходатайство о прекращении дела о замене наказания на предупреждение.
Исследовав материалы дела, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего постановление должностного лица и решение судьи районного суда законными и обоснованными, не подлежащими отмене, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, 7 июля 2021 года прокуратурой СЗАО г. Москвы на основании решения от 30 июня 2021 года N 205 и решения прокуратуры СЗАО г. Москвы о расширении предмета проверки от 7 июля 2021 года N 205/1, была проведена проверка исполнения экологического законодательства, в ходе которой в нарушение требований ст. 5 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зелёных насаждений", п. 7.1.23 Правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, АО " наименование организации" не представило паспорт благоустройства территории, с кадастровым номером 77:08:0005009:32 с адресным ориентиром: адрес, площадью 12 708 м 2, предоставленной в аренду АО " наименование организации" на основании договора от 5 июня 2003 года N М-08-020318.
Конкурсным управляющим АО " наименование организации" на основании определения Арбитражного суда г. Москвы от 25 декабря 2017 года является Проценко П.Л, действия которого, как законного представителя АО " наименование организации", квалифицированы должностным лицом по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.17 КоАП Москвы административным правонарушением признаётся нарушение правил содержания зелёных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 г. N 17 "О защите зелёных насаждений" защите подлежат все зелёные насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зелёных насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зелёных насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений, а проектная документация, кроме этого, должна содержать полную оценку воздействия проектируемого объекта на зеленые насаждения.
В соответствии со ст. 7 Закона города Москвы "О защите зелёных насаждений" граждане и юридические лица обязаны:
- обеспечивать сохранность зелёных насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелёными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озеленённых территориях;
- возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зелёных насаждений, в соответствии со статьями 10, 12, 13 настоящего Закона.
На озеленённых территориях и в зелёных массивах запрещается:
- повреждать или уничтожать зелёные насаждения, за исключением случаев, установленных статьей 3 настоящего Закона;
- разбивать огороды без соответствующего разрешения;
- разводить костры, жечь опавшую листву и сухую траву, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку;
- проезд и стоянка автотранспортных средств, строительной и дорожной техники, кроме техники, связанной с эксплуатацией данных территорий и уходом за зелёными насаждениями;
- складирование различных грузов, в том числе строительных материалов;
- ремонт, слив отходов, мойка автотранспортных средств, установка гаражей и тентов типа "ракушка";
- производить другие действия, способные нанести вред зелёным насаждениям, в том числе запрещённые настоящим Законом и иными законодательными актами.
В соответствии с п. 2.6 Правил озелененные, природные, особо охраняемые зеленые, особо охраняемые природные территории и иные территории, занятые зелеными насаждениями, в городе Москве могут находиться в федеральной собственности, в собственности города Москвы, в муниципальной собственности. Независимо от формы собственности каждый правообладатель земельного участка территории зеленого фонда города Москвы обязан содержать и охранять его, а также осуществлять учет находящихся на земельном участке зеленых насаждений и элементов комплексного благоустройства за счет собственных средств самостоятельно или путем привлечения подрядчика.
В силу п. 2.11 Правил содержание объектов озеленения - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка малых передвижных форм в летнее и зимнее время.
Содержание объектов озеленения включает:
- уход за деревьями и кустарниками - подкормка, полив, рыхление, прополка, защита растений, утепление корневой системы, связывание и развязывание кустов морозостойких видов, укрытие и покрытие теплолюбивых растений (со всеми сопутствующими работами), погрузка и разгрузка удобрений, мусора, своевременное удаление сухих и аварийных деревьев и др.;
- уход за низкотравными газонами (партерными и обыкновенными) - прочесывание, рыхление, подкормка, полив, прополка, сбор мусора и опавших листьев, землевание, обрезка кромки у бортов газона, скашивание травостоя, обработка агрохимикатами, обработка природными гуматами в соответствии с Технологическим регламентом применения природных гуматов для ремедиации загрязненных городских почв и в целях стимулирования развития растений, удаление экскрементов домашних животных;
- уход за обыкновенными газонами из дикорастущих почвопокровных растений - сбор мусора, осенний сбор листового опада, прочесывание один раз в 3-4 года в случае чрезмерного накопления травяной ветоши, значительно тормозящей развитие трав, подкормка, полив и дополнительное скашивание в засушливые годы при пожарной опасности, прополка запрещенных растений и агрессивных интродуцентов, активно вытесняющих местные виды растений (борщевик Сосновского, конопля, карантинные виды растений и др.), землевание, обрезка растительности у бортов газона, скашивание травостоя в целях создания на многовидовом газоне преимуществ для невысоких и низких дикорастущих растений, удаление экскрементов домашних животных;
- уход за разнотравными и высокотравными многовидовыми газонами из дикорастущих растений - сбор мусора, осенний сбор части листового опада в местах со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ, прочесывание выкошенных участков, подкормка, полив и дополнительное выкашивание в засушливые годы при наступлении повышенной пожарной опасности, прополка запрещенных и агрессивных растений, удаление экскрементов домашних животных по слежавшейся траве и на выкошенных участках до отрастания травы;
- уход за цветниками - посев семян, посадка рассады и луковиц, полив, рыхление, прополка, подкормка, защита растений, сбор мусора и другие сопутствующие работы;
- работы по уходу за цветочными вазами и вертикальными цветочными конструкциями;
- поднятие и укладка металлических решеток на лунках деревьев, прочистка и промывка газонного борта; окраска и мытье ограждений зеленых насаждений; замена и восстановление недостающих секций ограждений, подметание, полив, удаление снега, расстановка и перемещение диванов, скамеек, урн, выемка мусора, мытье и окраска урн, лестниц и контейнеров;
- уход за детскими площадками, песочницами, промывка полированных и мраморных поверхностей, пьедесталов, барельефов;
- текущий ремонт;
- комплекс работ по полному или частичному восстановлению зеленых насаждений и элементов благоустройства с доведением объемов ремонта в рамках регламента по содержанию объектов озеленения 1-й и 2-й категории до 15% объема работ;
- уход за дорожно-тропиночной сетью;
- уход за малыми архитектурными формами;
- инвентаризацию объекта озеленения и актуализацию ее результатов, за исключением случаев, указанных в дефисах третьем - шестом пункта 7.1.17 настоящих Правил, когда эти работы выполняются в рамках соответствующих мероприятий.
В соответствии с п. 7.1.1, 7.1.2, 7.1.3 Правил учет зеленых насаждений в городе Москве осуществляется путем проведения инвентаризации. Инвентаризации подлежат все территории зеленого фонда города Москвы (особо охраняемые природные территории, особо охраняемые зеленые территории, природные, озелененные территории и иные территории, занятые зелеными насаждениями). Инвентаризация территорий зеленого фонда города Москвы осуществляется по методике согласно приложению 30 к настоящим Правилам. Методика проведения инвентаризации территорий зеленого фонда города Москвы определяет требования к составу и методам выполнения работ по учету природных сообществ, зеленых насаждений и других элементов благоустройства на особо охраняемых природных территориях, особо охраняемых зеленых территориях, природных, озелененных территориях и иных территориях, занятых зелеными насаждениями, в городе Москве.
Согласно 7.3.2 Правил органами исполнительной власти города Москвы, уполномоченными согласовывать Паспорта благоустройства территории, являются Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Согласование паспорта благоустройства территории осуществляется в электронном виде с использованием АИС "Реестр зеленых насаждений".
В силу п. 9.2 все правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда города Москвы обязаны вносить в паспорт все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать проведение оценки состояния своей территории согласно требованиям раздела 6.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения административного правонарушения и виновность Проценко П.Л, как должностного лица АО " наименование организации", подтверждены доказательствами, имеющимися в деле, а именно: постановлением первого заместителя прокурора СЗАО г. Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 августа 2021 года, в котором изложено существо вменённого Проценко П.Л. правонарушения; решения первого заместителя прокурора СЗАО г. Москвы от 30 июня 2021 года N 205; решения первого заместителя прокурора СЗАО г. Москвы о расширении предмета проверки от 7 июля 2021 года N 205/1; актом проверки от 7 июля 2021 года; планом-схемой; материалом фотофиксации; скрин-шотом из АИС "Реестр зелёных насаждений"; договором долгосрочной аренды земельного участка N М-08-020318 от 5 июня 2003 года заключенным между Московским земельным комитетом и ОАО " наименование организации"; выпиской из ЕГРН; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО " наименование организации"; иными материалами.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины конкурсного управляющего АО " наименование организации" Проценко П.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Вопреки доводам жалобы, конкурсный управляющий АО " наименование организации" Проценко П.Л. располагал сведениями о проведении проверки соблюдения экологического законодательства на участке по адресу: адрес, обеспечил присутствие при проведении проверки защитника Тельпякова О.В, возражения которого собственноручно внесены последним в акт проверки от 7 июля 2021 года.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт совершения конкурсным управляющим АО " наименование организации" Проценко П.Л. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, а также тот факт, что конкурсным управляющим АО " наименование организации" Проценко П.Л. не были предприняты все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований ст. 5 Закона г. Москвы от 5 мая 1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений", п. 7.1.23 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.03.2022 N 743-ПП.
В своём ходатайстве защитник Тельпяков О.В. просит прекратить производство по делу, ссылаясь на взаимосвязанные положения ч. 2 ст. 1.7, ч. 6 ст..4.4 КоАП РФ, поскольку во время проведения проверки прокуратурой СЗАО г. Москвы было выявлено три административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена, соответственно, ч. 2 ст. 4.17, ст. 4.39, ст. 4.42 КоАП г. Москвы, при этом наибольший размер административного штрафа предусмотрен санкций ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, постановление по которой в отношении АО " наименование организации" вступило в законную силу 28 марта 2023 года.
Однако согласиться с данным ходатайством не представляется возможным в силу следующего.
Согласно ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ, Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления
государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
Между тем, в силу прямого указания п. 7 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится.
Иные изложенные в жалобе доводы направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств и не свидетельствуют о невиновности Проценко П.Л. в совершении инкриминируемого ему деяния.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ судьей районного суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Решение судьи районного суда вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям действующего законодательства.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей назначено Проценко П.Л, как должностному лицу АО " наименование организации", в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, с учётом факта совершения должностным лицом административного правонарушения, посягающего на интересы государства в области экологического законодательства, конкретных обстоятельств совершённого правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Оснований для изменения вида административного наказания и замены административного штрафа, наложенного на АО " наименование организации", на предупреждение, о чём защитник также просит в своём ходатайстве, не имеется.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ - совершение правонарушения впервые, а также отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда, в том числе объектам растительного мира.
Между тем, анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда объектам растительного мира
Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды N 0401-1983/2021/ПСЗАО от 5 октября 2021 года и решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 8 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении конкурсного управляющего акционерного общества " наименование организации" Проценко Павла Леонидовича, паспортные данные, оставить без изменения, жалобу Проценко П.Л. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.