Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Тандер" Ж.Е.Ю. на постановление судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 22 марта 2022 г., которым постановлено:
Признать АО "Тандер" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей
УСТАНОВИЛ:
24 ноября 2021 г. главным специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сере защиты прав потребителей и благополучия по г. Москве в САО в отношении АО "Тандер" составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении были переданы на рассмотрение по подведомственности в Тимирязевский районный суд г.Москвы судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, защитник АО "Тандер" обратился в Московский городской суд с жалобой на указанное постановление судьи, ссылаясь на то, что действия АО "Тандер" квалифицированы неверно, проверка АО произведена в нарушение установленного законом порядка, общество не извещалось о проведении осмотре, не законодательство, впоследствии измененное в сторону смягчения ответственности.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника АО П.А.Н, поддержавшей доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сере защиты прав потребителей и благополучия по г. Москве З.О.А, полагавшую вмененное правонарушение доказанным должным образом, п рихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления.
Согласно ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ н арушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч.2 указанной нормы КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.199 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 29 указанного закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч. 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
В силу п.5.7, СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию (действовавшего на момент выявления правонарушения), материалы, используемые для внутренней отделки помещений торговых объектов, должны быть нетоксичными, устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами.
Потолки, стены и полы всех помещений должны быть без дефектов и признаков поражения плесневыми грибами.
Редакция данных пунктов впоследствии не менялась.
СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" утратил силу 01 сентября 2021 г, в настоящее время действует Постановление от 28 января 2021 г. N 4 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", содержащее аналогичные положения к дезинфекционной работе (п.85)
В силу п. 2.3 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой короновирусной инфекции COVID-19" (в редакции на момент рассмотрения дела) гигиеническое воспитание населения как метод профилактики COVID-19 включает:
- представление населению подробной информации о COVID-19, основных симптомах заболевания и мерах профилактики с использованием средств массовой информации, листовок, плакатов бюллетеней, проведение индивидуальной беседы с пациентом и другие;
- разъяснение правил ношения масок для защиты органов дыхания, применение дезинфицирующих средства, включая индивидуальные антисептические средства;
- разъяснение необходимости соблюдения социальной дистанции (1, 5 м - 2 м от человека) в период подъема заболеваемости;
- доведение до организованных коллективов взрослых и детей правил организации деятельности в период подъема заболеваемости COVID-19.
В силу п. 4.4 указанного СП м ероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных)
Впоследствии п.4.4 изменен, частично приостановлено действие абзацев 2 в части дистанции, действие абзаца 8 приостановлено.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 03.11.2021 года в 15 час.00 мин. по адресу:.., в ходе проведения осмотра помещений, территорий магазина "... " АО "Тандер" и находящихся там вещей и документов установлено, что в магазине "... " АО "Тандер", допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнения в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требований органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, не осуществлен контроль за соблюдением периодичности уборки и дезинфекции контактных поверхностей, помещений магазина, в торговом зале, в зоне приемки товара нарушена целостность напольного покрытия, имеются повреждения, щели, что не позволяет проводить качественную дезинфекцию и уборку, журналы термометрии не велись, что является нарушением: ст. ст. 11, 24, 29 Федерального закона от 30.03.199 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.5.7, 10.2, 10.3 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию, п.2.7, 2.8, 4.4 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", п.2.3, 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой короновирусной инфекции COVID-19".
Действия АО "Тандер" квалифицированы по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и вина АО "Тандер" в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении с указанием обстоятельств выявленных правонарушений, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, уведомлением о явке в целях составления протокола об административном правонарушении, письмом о проведении мониторинговых проверок, фотоснимками, сведениями их ЕГРЮЛ.
Собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, свидетельствуют о наличии вины АО "Тандер" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, нахожу, что требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей районного суда были полностью соблюдены.
Выводы судьи о виновности АО "Тандер" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Обстоятельства, на основании которых судья основал свои выводы, приведенные в постановлении суда, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности АО "Тандер" в совершении вмененного административного правонарушения, поэтому не могут служить основанием к отмене постановления судьи районного суда.
Назначенное АО "Тандер" административное наказание в виде административного штрафа в указанном размере соответствует санкции ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, соответствует требованиям ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что к выводу о наличии в действиях АО "Тандер" состава вмененного ему административного правонарушения, судья районного суда пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены выше, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, мотивировав свои выводы и дав совокупности собранных по делу доказательств надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП Российской Федерации с учетом требований частей 2 и 3 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации. Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает.
В отношении мероприятия по контролю, по результатам которого выявлены названные нарушения, положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются. Должностные лица Управления Федеральной службы по надзору в сере защиты прав потребителей и благополучия по г. Москве в САО наделены полномочиями по осуществлению санитарно-эпидемиологических расследований, мониторинга в соответствующей сфере.
Ссылка заявителя на положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.06.2022 N 18 действие абзаца 2 пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" было приостановлено. Действие иных абзацев пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" не приостанавливалось и не отменялось.
Поскольку АО "Тандер" привлечено к административной ответственности за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а не за нарушения положения указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", изменения, вносимые в данный указа Мэра, к нему применены быть не могут, вследствие чего положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ в данном случае неприменимы.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу АО "Тандер", не усматривается.
Вопреки доводам жалобы о смотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений произведен в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление судьи вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, является мотивированным, содержит сведения о нарушении закона, предусматривающего административную ответственность за совершение административного правонарушения.
Нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
Административное наказание назначено АО "Тандер" с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ч.2 ст. 6. 3 КоАП РФ. При назначении наказания, судом учтены обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, в ходе производства по делу об административных правонарушениях допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Тимирязевского районного суда г.Москвы от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении АО "Тандер" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.