Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе фио на постановление судьи Черемушкинского районного суда адрес от 31 марта 2023 года, которым ИП Смородин Сергей Валерьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного приостановления деятельности хостела "Примавера 2", расположенного по адресу: адрес, на срок 90 суток,
УСТАНОВИЛ:
06 марта 2023 года специалистом-экспертом ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в адрес по адрес в отношении ИП Смородина С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, а также протокол о временном запрете деятельности хостела "Примавера 2" по адресу: адрес, с 16.30 час. 06 марта 2023 года.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Черемушкинский районный суд адрес, судьёй которого 31 марта 2023 года вынесено приведённое выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд вышеприведенный судебный акт обжалует Смородин С.В. по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина индивидуального предпринимателя не доказана допустимыми и достаточными доказательствами; цокольный этаж является 1-ым этажом здания; судьей районного суда заявителю не предоставлено достаточно времени для получения квалифицированной юридической помощи и заключения соглашения с адвокатом, чем нарушено право на защиту; большинство выявленных нарушений заявителем были устранены до рассмотрения дела судьей районного суда, что подтверждено документально; назначено чрезмерно суровое, несоразмерное содеянному, административное наказание, без учета отсутствия вредных последствий от действий заявителя; имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании Московского городского суда Смородин С.В. в полном объеме поддержал изложенные в жалобе доводы, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес по доверенности фио возражала против удовлетворения доводов поданной жалобы, сочтя оспариваемое постановление судьи районного суда законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, совокупности которых достаточно для квалификации действий ИП Смородина С.В. по ст.6.4 КоАП РФ, при этом комиссия Роспотребнадзора при осуществлении проверочных мероприятий установила, что помещения хостела находятся именно на цокольном этаже здания адресу: адрес.
Проверив материалы дела, изучив доводы вышеназванной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, представителя административного органа, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи районного суда не имеется, в силу следующего.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до сумма прописью; на должностных лиц - от одной тысячи до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В статьях 1 и 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическими требованиями признаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами Санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; проведения социально-гигиенического мониторинга.
На основании ст.ст.8, 11 вышеуказанного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно части 1 и части 3 статьи 29 того же Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 года N44 утверждены СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", в соответствии с п.п.2.7, 2.11, 2.12, 7.3, 7.9, 7.10, 7.11, 7.15, 7.16 которых, покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, в помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими; уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений, маркируется в зависимости от назначения помещений и видов работ, инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря, по окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается, инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфицирующими средствами; в помещениях не должно быть насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствие работников и потребителей; запрещается размещать номера гостиниц в подземных и (или) цокольных этажах, а также в помещениях, расположенных непосредственно над автостоянкой, размещенной в подземных и (или) цокольных этажах здания; чистое белье должно храниться в помещении, оборудованном шкафами или стеллажами. Стеллажи должны иметь гигиеническое покрытие, устойчивое к средствам дезинфекции. Хранение чистого и грязного белья в гостиничных зданиях с номерным фондом более 50 номеров в одном помещении не допускается.
Для гостиничных зданий с номерным фондом 50 номеров и менее хранение чистого и грязного белья может быть организовано в одном помещении с использованием разных промаркированных контейнеров или закрытых шкафов (стеллажей) для чистого белья и закрытых контейнеров для грязного белья; уборка номеров с применением моющих средств и дезинфекция номеров должны проводиться со следующей периодичностью: заселенных номеров - ежедневно, а также после каждого выезда проживающих, мест общего пользования (вестибюля, холлов, коридоров) не реже одного раза в месяц; уборка номеров с применением моющих и дезинфицирующих средств проводится не менее 1 раза в неделю; дезинфицирующие, моющие и чистящие средства хранят в упаковке производителя, в соответствии с инструкцией, и в недоступных местах для проживающих. Хранение рабочих растворов моющих и дезинфицирующих средств осуществляется в промаркированных емкостях с крышками. Работники, занимающиеся приготовлением дезинфицирующих растворов, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты; уборочный инвентарь маркируется с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и хранится в выделенном помещении (шкафу). Для уборки туалетов выделяется отдельный комплект уборочного инвентаря. По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих растворов, ополаскивается проточной водой и просушивается.
Согласно п. 82 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главным государственным санитарным врачом РФ от 28 января 2021 года N 4, юридические и физические лица при осуществлении дезинфекционной деятельности обеспечивают: безопасные для человека и окружающей среды условия выполнения работ и оказания услуг; подготовку персонала по вопросам, связанным с проведением дезинфекционных мероприятий с учетом объема выполняемых работ и услуг (инструктаж, гигиеническая аттестация, подготовка по программам профессионального медицинского образования); организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе за качеством дезинфекционных мероприятий, включая их объем и оценку эффективности, а также соблюдение требований безопасности; информирование в течение 12 часов с момента обнаружения органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органов государственной власти, местного самоуправления, населения об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также о мерах безопасности при использовании помещений и территорий, на которых осуществляется дезинфекционная деятельность.
Пунктом 88 вышеназванных СанПиН 3.3686-21 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию и осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, транспортных средствах, территориях (прилегающих к объектам населенного пункта, природного очага), в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и в этих целях проводят: профилактические (организационные, инженерно-технические, санитарно-гигиенические) мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами и членистоногими; обследования с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности объектов и территории грызунами и членистоногими; истребительные мероприятия против грызунов и членистоногих; профилактическую и очаговую (текущую и заключительную) дезинфекции по эпидемиологическим показаниям; контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и их эффективностью.
На основании п.п.89, 98 СанПиН 3.3686-21 дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия на объектах, транспортных средствах, рекреационных территориях населенных пунктов проводятся персоналом организаций, в соответствии с учредительными документами которых одним из видов экономической деятельности является осуществление дезинфекционной, дератизационной и дезинсекционной деятельности; дезинсекция включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение членистоногих, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение, и должна проводиться на следующих объектах (далее - объекты, имеющие особое эпидемиологическое значение): организации пищевой промышленности, общественного питания и организации, осуществляющие хранение и реализацию пищевой продукции; здания, предназначенные для постоянного или временного пребывания людей; гостиницы, общежития и др.
В соответствии с п.п. 101, 109, 110 СанПиН 3.3686-21, кратность плановых обследований на заселенность членистоногими объектов, имеющих особое эпидемиологическое значение, должна составлять не менее 2 раз в месяц, для других объектов - 1 раз в месяц (в местах общего пользования многоквартирных домов, общежитий), в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, а также анофелогенных водоемов - 1 раз в неделю, открытых территорий - 1 раз в месяц; дератизация на объектах предусматривает: обследование объекта с целью определения видового состава и численности грызунов, заселенности ими объектов и территорий, их санитарно-гигиенического состояния; разработку тактики и методики проведения дератизации, определения объемов истребительных и профилактических дератизационных мероприятий; проведение дератизации; оценку результатов проводимых мероприятий; на объектах, имеющих особое эпидемиологическое значение, дератизация осуществляется по результатам ежемесячной оценки. На территории городских и сельских поселений и в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний дератизация осуществляется по эпидемиологическим и санитарно-гигиеническими показаниям.
В силу п. 127 СанПиН 3.3686-21, в жилых домах, гостиницах, общежитиях при проведении дезинфекционной деятельности должны выполняться следующие санитарно-эпидемиологические требования: 1) в жилых домах профилактическую дезинсекцию, дератизацию мест общего пользования (лестничных клеток, лифтов, мусорокамер, мусоросборников) проводят с периодичностью, обеспечивающей отсутствие членистоногих и грызунов, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение; 2) в душевых, ванных, санитарных узлах общежитий и гостиниц профилактическую дезинфекцию проводят ежедневно; 3) очаговую дезинфекцию в квартирах жилых домов, а также в гостиницах, общежитиях осуществляют по эпидемиологическим показаниям. В присутствии больного проводят текущую дезинфекцию, а после его эвакуации - заключительную; 4) для текущей дезинфекции не допускается применение дезинфицирующих средств I - III класса опасности при ингаляционном пути поступления в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы для атмосферного воздуха городских и сельских поселений; 5) заключительную дезинфекцию в квартире, жилой комнате, номере гостиницы проводят специалисты организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность; 6) профилактическую дезинфекцию осуществляет персонал организации, либо персонал организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, имеющий соответствующую подготовку; 7) выборочную дезинсекцию проводят в отдельных жилых комнатах (номерах гостиниц) и других помещениях, где выявлены насекомые и клещи, в отсутствие людей. После обработки проводят влажную уборку помещений и проветривание; 8) при дератизации в гостиницах или общежитиях не допускается применение дератизационных средств, содержащих яды острого действия и порошковидных форм родентицидов.
Исходя из положений ст.39 названного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, на адрес действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения на основании решения врио начальника ТО Управления Роспотребнадзора по адрес N 02-28-00004 от 10 февраля 2023 года внеплановой выездной проверки соблюдения ИП Смородиным С.В. санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений хостела "Примавера 2", расположенного по адресу: адрес, должностными лицами административного органа в 16.00 час. 03 марта 2023 года выявлено, что ИП Смородин С.В, в нарушение требований ст.ст. 11, 24, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 2.7, 2.11, 2.12, 7.3, 7.9, 7.10, 7.11, 7.15, 7.16 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", п.п. 82, 88, 89, 98, 101, 109, 110, 127 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" допустил размещение номеров хостела "Примавера 2" в цокольном этаже жилого дома, наличие на покрытии стен, полов и потолков помещений дефектов и повреждений, следов протечек, сами покрытия не устойчивы к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, использование непромаркированного уборочного инвентаря с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ, имеющегося в недостаточном количестве, хранение уборочного инвентаря для туалетов, не имеющего иной маркировки, совместно с другим инвентарем, не обрабатывается дезинфицирующим средством; не организована дезинфекционная, дезинсекционная и дератизационная деятельность, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемом объекте, средства, оборудование, материалы для дезинфекции дезинсекции и дератизации не эффективны в отношении объекта, не
осуществляется подготовка персонала по вопросам, связанным с проведением дезинфекционных мероприятий с учетом объема выполняемых работ и услуг (инструктаж, гигиеническая аттестация, подготовка по программам профессионального медицинского образования), в помещении кухни обнаружены синантропные членистоногие (тараканы), уборка комнат с применением дезинфицирующих средств не проводится, сидения и крышки унитаза, ручки для спуска воды и дверей в туалетах общего пользования не обрабатываются дезинфицирующими средствами, хранение рабочих растворов моющих и дезинфицирующих средств не осуществляется в промаркированных емкостях с крышками, уборочный инвентарь не промаркирован с учетом функционального назначения помещений, для уборки туалетов не выделен отдельный комплекс уборочного инвентаря, отделка помещения хранения чистого и грязного не устойчива к дезинфицирующим материалам, доступным для уборки, стеллажи не имеют гигиеническое покрытие, устойчивое к дезинфекции, что может привести к возникновению и распространению инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью, в связи с чем действия данного лица квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ.
Установленные должностным лицом административного органа и судьей районного суда фактические обстоятельства совершения ИП Смородиным С.В. указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью добытых должностными лицами административного органа и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, решением врио начальника ТО Управления Роспотребнадзора по адрес N 02-28-00004 от 10 февраля 2023 года внеплановой выездной проверки соблюдения ИП Смородиным С.В. санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений хостела; уведомлением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 10 февраля 2023 года, с которым Смородин С.В. ознакомлен, но от подписи отказался; протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений хостела "Примавера 2", расположенного по адресу: адрес, от 03 марта 2023 года в присутствии двоих понятых, сведения о которых содержатся в протоколе, и ИП Смородина С.В, отказавшегося от подписи в данном протоколе; фотоматериалом, которым зафиксированы выявленные нарушения, являющимся приложением к указанному протоколу осмотра; актом внеплановой выездной проверки от 03 марта 2023 года, с которым Смородин С.В. был ознакомлен, однако от подписи отказался, копия акта для сведения направлена по электронной почте; поэтажным планом помещения хостела по вышеназванному адресу, включая цокольный этаж; протоколом о временном запрете деятельности от 06 марта 2023 года, составленном в отношении ИП Смородина С.В. в его присутствии с 16 час. 30 мин. 06 марта 2023 года с приложенным к нему фотоматериалом; предписанием об устранении выявленных нарушений N 28-00012-01 от 03 марта 2023 года; письменными объяснениями фио; копией паспорта гражданина Российской Федерации на имя заявителя; выпиской и расширенной выпиской из ЕГРИП в отношении ИП Смородина С.В.; протоколом об административном правонарушении от 06 марта 2023 года в отношении ИП Смородина С.В, в котором подробно приведено
событие административного правонарушение, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, указаны нормы Закона и нормативных правовых актов, нарушение которых вменяется индивидуальному предпринимателю, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии фио, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст.25.4 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, с ним не согласился, копию протокола для сведения получил на руки, в чем собственноручно расписался, протокол содержит все сведения, требуемые ст.28.2 КоАП РФ, включая подпись должностного лица, его составившего.
Перечисленные выше и исследованные судьей районного суда доказательства оформлены должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем правомерно судьей районного суда положены в основу выводов о доказанности вины привлекаемого к ответственности лица во вменяемом правонарушении, оценка которым дана по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Исполнение сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес, являющимися должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей, в которые входит, в том числе осуществление контроля по соблюдению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями санитарно-эпидемиологических требований предъявляемых к эксплуатации жилых, общественных помещений, зданий, нарушения которых создают угрозу здоровью людей, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения их действий по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Сведениями о фальсификации доказательств, суд второй инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном ст.ст.144, 145 УПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ в ее нормативном единстве со ст. 26.11 КоАП РФ, судья приобщает к материалам дела дополнительные доказательства, в том числе вызывает для допроса свидетелей, в случае, если имеющаяся в деле совокупность доказательств не позволяет суду установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении и указанные в ст. 26.1 КоАП РФ, тогда как в рамках рассматриваемого дела имеющаяся совокупность доказательств позволяла суду установить все обстоятельства административного правонарушения.
При этом, требования ст. 24.4 КоАП РФ, по смыслу которой суд первой инстанции вправе как удовлетворить заявленные ходатайства, так и отказать в его удовлетворении в зависимости от обстоятельств дела, судьей районного суда были выполнены, ходатайства стороны защиты судьей районного суда в установленном порядке рассмотрены и отклонены, о чем вынесены мотивированные определения.
Утверждения в жалобе о том, что судьей районного суда заявителю не предоставлено достаточно времени для получения квалифицированной юридической помощи и заключения соглашения с адвокатом, чем нарушено право на защиту, не могут повлечь отмену оспариваемого судебного акта, поскольку заявленное об этом ходатайство судьей районного суда рассмотрено по правилам ст.24.4 КоАП РФ, о чем 29 марта 2023 года вынесено определение, которым слушание дела отложено для подготовки Смородиным С.В. правовой позиции и заключения соглашения с адвокатом (л.д.63), чем последний не воспользовался, свои интересы в суде первой инстанции защищал сам, кроме того, тогда как акт о проведении проверки, в ходе которой Смородин С.В. принимал участие, составлен 03 марта 2023 года, дело об административном правонарушении в отношении него возбуждено 06 марта 2023 года, при составлении 06 марта 2023 года протокола об административном правонарушении и протокола о временном запрете деятельности он присутствовал, знал, в чем его обвиняют, а также о том, что деятельность хостела приостановлена, о передаче протокола с материалами на рассмотрение в Черемушкинский районный суд адрес, однако мер к получению квалифицированной юридической помощи и к заключению соглашения с адвокатом не предпринял, жалоба в суд второй инстанции подготовлена и подписана им самим.
Статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, гарантируют, что каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, являются санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, здоровье населения, а также установленный порядок выполнения требований, предъявляемых к эксплуатации жилых, общественных помещений, зданий, нарушения которых создают угрозу здоровью людей; объективную сторону составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со статьей 24 КоАП РФ, судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, действия индивидуального предпринимателя правильно квалифицированы по статье 6.4 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им нарушены требования действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, предъявляемых к эксплуатации помещений хостела, которые должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок государственного надзора, выдаваемого предписания либо составления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении, и нарушение которых создает угрозу жизни и здоровью населения.
Ссылки в жалобе на устранение заявителем большинства выявленных нарушений еще до рассмотрения дела судьей районного суда, что подтверждено документально, не могут повлиять на квалификацию действий заявителя по ст.6.4 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению от административной ответственности, так как нарушения устранялись уже после проведения внеплановой выездной проверки и составления протокола об административном правонарушении, вместе с тем, в случае их полного устранения данное обстоятельство является основанием для обращения с заявлением о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности хостела по приведенному выше адресу с приложением к нему допустимых и достаточных доказательств этому, а также заключения должностного лица ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в адрес по адрес по итогам проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Принимая в рамках настоящего дела оспариваемый акт, судья районного суда правильно сочла, что в данном случае не имеется доказательств того, что индивидуальным предпринимателем принимались меры к выполнению требования действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, предъявляемых к эксплуатации помещений хостела, мер по предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие каких-либо препятствий по соблюдению требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", что свидетельствует о наличии его вины.
Смородин С.В, будучи индивидуальным предпринимателем, обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
С учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, разъяснений, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также характера совершенного противоправного деяния, посягающего на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что носит существенный характер, поскольку в конечном итоге влияет на жизнь и здоровье граждан, учитывая, что существенная угроза охраняемым правоотношениям в данном случае заключается не в наступлении негативных последствий как таковых, а в угрозе их наступления по причине отсутствия со стороны индивидуального предпринимателя должного контроля за соблюдением установленных санитарно-эпидемиологических требований, оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, как на то ссылается заявитель жалобы, не имеется.
Судьей районного суда, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, виновность данного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела данной категории.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о ее заинтересованности в его исходе.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях учреждения объективной стороны состава вменяемого ему административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Исходя из разъяснений в пункте 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания; при назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
В рамках рассматриваемого дела, вопреки доводам в жалобе, административное наказание судьей районного суда назначено в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ, с соблюдением требований ст.ст.3.1, 3.2, ст.3.3, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, которые создают потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, материального положения индивидуального предпринимателя, является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований для назначения менее строгого вида наказания, чем административное приостановление деятельности, на чем настаивает сторона защиты, в данном случае не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, порядок рассмотрения и установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены, бремя доказывания распределено верно, с учетом положений ст.1.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной стороной защиты жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Черемушкинского районного суда адрес от 31 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении ИП Смородина Сергея Валерьевича оставить без изменения, жалобу фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.