Апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 30 марта 2023 г. по делу N 33а-97/2023
1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Лазарева Е.В., судей Позднякова С.И. и Царькова В.Н. при секретаре судебного заседания Романовой Ю.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Галкина Николая Анатольевича об оспаривании решения федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление) о снятии его детей и супруги с учета нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Галкин Н.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Управления, подписанное "данные изъяты" от 10 августа 2022 года N, которым из состава его семьи, подлежащей обеспечению жилым помещением путем получения субсидии, исключены его супруга "данные изъяты" дети "данные изъяты" и "данные изъяты" возложив на Управление обязанность отменить названное решение.
Суд административное исковое заявление Галкина Н.А. удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель Учреждения Клименко А.С. просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Галкиным требований.
В обоснование своих доводов автор жалобы, ссылаясь на положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и сведения о местах работы и обучения его жены и детей, полученных от Галкина в ходе проводимых "данные изъяты" проверочных мероприятий, утверждает о том, что жилищным органом был установлен факт раздельного проживания Галкина и членов его семьи.
Поскольку обеспечению жилым помещением подлежат только проживающие совместно с военнослужащим члены его семьи, то решение о снятии жены и детей административного истца с учета является обоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения по указанным в нем основаниям.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
Из материалов дела следует, что Галкин, как заключивший первый контракт о прохождении военной службы в 2002 году, относится к категории военнослужащих, которые обеспечиваются на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, и при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в соответствии с абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" имеет право на предоставление жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона.
В декабре 2003 года Галкину Н.А. было предоставлено служебное жилое помещение по "адрес", в которое вместе с истцом в качестве членов его семьи были вселены 3 человека "данные изъяты" Все перечисленные лица до настоящего времени зарегистрированы в этом жилом помещении по месту жительства.
Решением "данные изъяты" от 11 декабря 2019 года N Галкин принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 4 человека (он, супруга и двое детей) по избранному месту жительства в "данные изъяты" с формой обеспечения жилым помещением в виде предоставления субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Приказами командира войсковой части N от 21 июля 2020 года N Галкин уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а от 26 августа 2022 года N - исключен из списков личного состава воинской части.
25 мая 2022 года "данные изъяты" Галкину со ссылкой на пункт 19 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 года N 1768 (далее - Правила), предложено представить ряд документов в целях актуализации данных граждан и членов их семей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, в том числе справки с места работы и учебы всех членов семьи (л.д. 136).
Оспариваемым решением Управления от 5 июля 2022 года N супруга и дети Галкина исключены из членов его семьи, состоящих на жилищном учете, со ссылками на положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", частей 2 и 3 статьи 56 Жилищного кодекса РФ и пункта 17 Правил.
В обоснование этого Учреждение сослалось на то обстоятельство, что указанные члены семьи Галкина не проживают совместно с административным истцом.
Действительно, из представленных Галкиным документов следует, что его супруга и дети работают и обучаются не по месту их регистрации, а в иных населенных пунктах.
Между тем, эти обстоятельства и основанные на этих данных выводы уполномоченного органа не имеют юридического значения для определения места жительства членов семьи Галкина.
Сведения о местах работы и учебы членов семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) не входят в пакет документов, истребуемых в соответствии с пунктом 6 действующих Правил, и не были предусмотрены положениями пункта 3 ранее действовавших Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Положения статьи 15 Федерального закона предусматривают гарантии в жилищной сфере для военнослужащего и членов его семьи (в том числе достигших совершеннолетия), которые проживают непосредственно с ним.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации закреплено положениями части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (также далее - Закон РФ, Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I).
В абзаце 4 статьи 2 этого Закона определено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В абзаце восьмом указанной статьи установлено, в частности, что местом жительства является жилое помещение специализированного жилищного фонда в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает по договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
Из материалов дела следует, что Галкин, его супруга и обе дочери на основании ордера как члены семьи административного истца вселены в предоставленное служебное жилое помещение в декабре 2003 года по "адрес", где до настоящего времени постоянно зарегистрированы (д.д. 29, 38-39, 49-50, 60-61, 76-78).
Данных об обеспечении их жильем в иных местах, а также прекращения права пользования специализированным жилым помещением, предоставленным административному истцу, уполномоченным органом получены не были. Потому вывод о том, что Галкин и члены его семьи перестали проживать совместно, не основан на материалах учетного дела.
Напротив, сохранение регистрации всех членов семьи Галкина по месту жительства в предоставленном служебном жилом помещении в "данные изъяты" свидетельствует о сохранении семейных отношений и соответствует смысловому содержанию критерия "совместное проживание", вкладываемого в него правоприменителем.
Намерение гражданина отказаться от пользования служебным жилым помещением может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина.
Исходя из аналогии закона к данной ситуации подлежит применению правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в пункте 32 постановления Пленума от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", на который обоснованно сослался суд первой инстанции. Согласно данным разъяснениям при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности лиц, проживающих в жилом помещении из которого они временно выехали.
Применительно к предмету спора по настоящему делу, согласно приведенным разъяснениям, перед принятием оспоренного решения уполномоченный орган должен был, в частности, выяснить, по какой причине и как долго члены семьи Галкина отсутствуют в жилом помещении, носит ли их выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный, приобрели ли они право пользования другими жилыми помещениями в новом месте жительства.
В статье 27 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Конституцией Российской Федерации также установлено, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (пункт 1 статьи 37).
Как со всей очевидностью следует из материалов дела и истребованных судом дополнительных доказательств, трудоустройство супруги и дочери административного истца "данные изъяты" в "данные изъяты" и продолжение обучения в этом городе его дочери "данные изъяты" связано с длительным ожиданием бывшим военнослужащим и членами его семьи субсидии на приобретение жилого помещения в этом же населенном пункте, избранном ими совместно с Галкиным местом своего жительства, и носит явно вынужденный характер, является временной мерой и не свидетельствует о разрыве семейных отношений.
Поскольку сведений о разрешении в отношении них вопроса обеспечения жильем, а также относительно установления обстоятельств, приведенных в разъяснениях Верховного Суда РФ, Учреждением получены не были, ссылка в оспариваемом решении на положения частей 2 и 3 статьи 56 Жилищного кодекса РФ и пункта 17 Правил является несостоятельной.
Кроме того, окружной военный суд считает необходимым отметить, что само по себе ограничение гражданина, уволенного с военной службы, в праве быть обеспеченным жильем в избранном месте жительства на всех членов семьи, ранее принятых на жилищный учет, по причине их трудоустройства и обучения в том же населенном пункте, который им был выбран для последующего проживания, вызванного длительным не обеспечением его субсидией для приобретения жилого помещения, недопустимо.
Указанный подход не отвечает принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года N 8-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 4 апреля 2006 года N 89-О и другие).
Иное не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы с вытекающими из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации и обращенными к органам публичной власти требованиями обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года N 13-П).
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение принятого по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Галкина Николая Анатольевича оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.