Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника Савад Хешам Хасан Савади Хасан ФИО8 на вступившие в законную силу постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 16.11.2022 N5-2674/2022, решение судьи Новгородского областного суда от 26.11.2022 N7-195К, состоявшиеся в отношении Савад Хешам Хасан Савади Хасан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 16.11.2022 N5-2674/2022, оставленным без изменения решением судьи Новгородского областного суда от 26.11.2022 N7-195К, гражданин Республики Йемен Савад Х.Х.С.Х. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения из Российской Федерации, до момента выдворения помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Новгородской области.
Определением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 27.01.2022 N5-9/2023 исполнение постановления судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 16.11.2022 N5-2674/2022 в части административного выдворения за пределы Российской Федерации отсрочено до 26.04.2023.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Савад Х.Х. ФИО7 Д.А. выражает несогласие с постановлением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 16.11.2022 N5-2674/2022, решением судьи Новгородского областного суда от 26.11.2022 N7-195К, ставит вопрос об их отмене, прекращении производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Савад Х.Х.С.Х. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации N 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в 10 час. 00 мин. 16.11.2022 по адресу: гор. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 116/2 выявлен гражданин Йемена Савад Х.Х.С.Х, который прибыл на территорию Российской Федерации 12.10.2019 с целью обучения и в дальнейшем получал визы, устанавливающие срок его временного пребывания, до 25.08.2022. По истечении срока временного пребывания; уклоняется от выезда за пределы Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, совершенное Савад Х.Х.С.Х. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Порядок и срок давности привлечения Савад Х.Х.С.Х. к административной ответственности соблюдены.
Наличие данных о том, что Савад Х.Х.С.Х. проходит обучение в ФГБОУВО "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" не оказывают влияния на приведенные выше выводы об обоснованности назначения ему названного дополнительного вида наказания, поскольку данных о том, что на день истечения установленного законом срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации было принято ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока его временного пребывания в Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ), не имеется.
Вопреки утверждению заявителя объективных сведений о том, что применение к Савад Х.Х.С.Х. означенного вида административного наказания создает реальную опасность для его жизни и здоровья не имеется.
Учитывая данные о личности иностранного гражданина, привлеченного к административной ответственности, его отношение к установленному на территории Российской Федерации правопорядку, игнорировавшемуся на протяжении длительного периода времени, отсутствуют сведения о том, что ему могут угрожать пытки или жестокое или унижающее достоинство обращение, оснований для изменения состоявшихся по делу судебных актов и исключения указания на назначение Савад Х.Х.С.Х. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не усматривается.
Административное наказание назначено Савад Х.Х.С.Х. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 названного Кодекса. В жалобе и обжалуемых актах не содержится данных, свидетельствующих о несправедливости данного наказания в силу его чрезмерной суровости.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
В рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 16.11.2022 N5-2674/2022, решение судьи Новгородского областного суда от 26.11.2022 N7-195К, состоявшиеся в отношении Савад Хешам Хасан Савади Хасан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Савад Хешам Хасан Савади Хасан ФИО8 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.