Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей: Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Парамзина А. Ф. на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 31 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховным Судом Республики Карелия от 27 октября 2022 года по административному делу N 2а - 680/2022 по административному исковому заявлению Парамзина А. Ф. к администрации Костомукшского городского округа о признании недействующим постановления от 21.08.2018 N 741 "Об утверждении проекта внесения изменений в документацию по планировке территории в составе проекта межевания территории квартала "А" города Костомукша Костомукшского городского округа Республики Карелия".
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав заключение прокурора Леонтьева С.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Парамзин А.Ф, обратился в Верховный Суд Республики Карелия с административным иском об отмене действия постановления администрации Костомукшского городского округа от 21.08.2018 N741 "Об утверждении проекта внесения изменений в документацию по планировке территории в составе проекта межевания территории квартала "А" города Костомукша Костомукшского городского округа Республики Карелия".
В обоснование требований Парамзин А.Ф. ссылался на то, что постановлением администрации Костомукшского городского округа от 21.08.2018 N 741 утвержден проект внесения изменений в документацию по планировке территории в составе проекта межевания территории квартала "А" города Костомукша Костомукшского городского округа Республики Карелия. Парамзин А.Ф, проживающий на территории Костомукшского городского округа, полагает, что оспариваемое постановление ухудшает жизнь людей, является антинародным, в постановлении не указаны определяющие предложения, цель межевания и автор проекта постановления, жители квартала "А" были лишены участия в публичных слушаниях, протокол публичных слушаний непонятен, отсутствуют закрепленные границы в натуре, при этом принятым постановлением увеличены придомовые территории и повышена плата за жилищно - коммунальные услуги. Земельный участок передан в управление МУП "ЦМР", не имеющему специалистов по уходу за газоном. В настоящее время газон зарос травой и порослью.
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 31 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 октября 2022 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
Парамзиным А.Ф. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов, указал на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу частей 2-4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189 - ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а в случае, если такой участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, притом что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно части 5 указанной статьи со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6-11 статьи 46 ГрК РФ.
Исходя из положений частей 5, 18, 21, 23 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний. Организатор публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол публичных слушаний, на основании которого осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний. Данное заключение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.
В соответствии с частями 11, 14 статьи 46 ГрК РФ срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В соответствии с частями 12, 13, 14 статьи 46 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) орган местного самоуправления городского округа направляет главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний. Глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно пунктам 2.5, 4.5, 4.7 Порядка организации и проведения публичных слушаний в Костомукшском городском округе, утвержденного решением Совета Костомукшского городского округа от 28.09.2017 N 131-СО/III (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), постановление Главы Костомукшского городского округа о проведении публичных слушаний должно быть официально опубликовано не менее чем за 10 дней до начала проведения публичных слушаний с официальным опубликованием проекта обсуждаемого документа, места, даты и времени проведения публичных слушаний. Срок проведения публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории с момента оповещения жителей Костомукшского городского округа о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев. Оповещение жителей Костомукшского городского округа о теме публичных слушаний, дате, времени и месте проведения публичных слушаний осуществляется путем опубликования указанной информации с одновременным опубликованием порядка ознакомления с проектом муниципального правового акта.
С учетом названных норм, суды верно пришли к выводу о том, что нарушений порядка принятия и утверждения оспариваемого административным истцом нормативного правового акта не выявлено, данный акт официально опубликован для всеобщего сведения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 4 декабря 2017 г. административный истец, являясь председателем совета многоквартирного дома по адресу: Республика Карелия, г.Костомукша, ул. Мира, д. 8, обратился к Главе Костомукшского городского округа с заявлением о проведении межевания земельного участка под вышеуказанным многоквартирным домом.
26 декабря 2017 г. в целях образования земельного участка под многоквартирным домом администрация Костомукшского городского округа обратилась в МКУ "Комитет по управлению муниципальной собственностью" с просьбой подготовить проект межевания территории.
15 июня 2018 г. постановлением Главы Костомукшского городского округа N 544 принято решение о подготовке документации по планировке территории в составе проекта внесения изменений в проект межевания территории квартала "А", расположенной в кадастровых кварталах 10:04:0010215, 10:04:0010216.
29 июня 2018 г. постановлением Главы Костомукшского городского округа N 78 назначены к проведению публичные слушания по проекту внесения изменений в документацию по планировке территории в составе проекта внесения изменений в проект межевания территории квартала "А" г.Костомукша; установлены дата, время и место проведения публичных слушаний - 13 августа 2018 г. в 15 час. 15 мин. в актовом зале администрации Костомукшского городского округа; установлено время и место размещения экспозиции по проекту - с 5 июля по 13 августа 2018 г. в рабочие дни в коридоре третьего этажа здания администрации Костомукшского городского округа. Данное постановление размещено на официальном сайте в сети Интернет 5 июля 2018г. и опубликовано в Сборнике муниципальных правовых актов Костомукшского городского округа 13 июля 2018 г. N 12 (129).
В ходе публичных слушаний велся протокол публичных слушаний, по итогам публичных слушаний составлено заключение о результатах публичных слушаний, которое было опубликовано в официальном источнике и 17 августа 2018 г. размещено на официальном сайте в сети Интернет.
21 августа 2018 г. постановлением Главы Костомукшского городского округа N741, принятым по результатам проведения публичных слушаний, проект внесения изменений в документацию по планировке территории был утвержден. Данное постановление 22 августа 2018 г. было размещено на официальном сайте Костомукшского городского округа в сети Интернет и опубликовано в газете "Новости Костомукши" от 30.08.2018 N 33 (2793).
Принятию оспариваемого постановления предшествовало его согласование с начальником Управления градостроительства и землепользования Костомукшского городского округа (7 июня 2018 г.), с начальником Управления делами администрации Костомукшского городского округа (8 июня 2018 г.), с первым заместителем главы Костомукшского городского округа (13 июня 2018 г.), с и.о. начальника юридического отдела администрации Костомукшского городского округа (15 августа 2018 г.).
Согласно материалам документации по планировке проект межевания территории подготовлен для застроенной территории, которая расположена в центральной части г.Костомукша и проходит между главными магистральными улицами города. Территория ограничена с северо - востока улицей Советской, с юго - востока проспектом Горняков, с юга и юго - запада улицей Мира. Площадь территории составляет 43, 63 га. Территория застроена пяти и девятиэтажными многоквартирными жилыми домами, административными зданиями, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры. В границе проектируемой территории расположены 37 образуемых земельных участка, а также существующие земельные участки с кадастровыми номерами 10:04:0010215:28 и 10:04:0010216:25. Расчетное обоснование площади земельных участков, территорий общего пользования проводилось в соответствии с градостроительными нормативами и правилами, Правилами землепользования и застройки Костомукшского городского округа.
Применительно к дому N 8 по ул.Мира в г.Костомукша проектом предусмотрено формирование земельного участка с основным видом разрешенного использования - многоквартирные жилые дома в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки многоквартирными жилыми домами). Площадь образуемого участка 3493 кв.м.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что при принятии нормативного правового акта были соблюдены порядок его принятия и процедура опубликования, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах предоставленных полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, имеющую большую юридическую силу. Основания для вывода о том, что размер площади формируемого земельного участка является чрезмерно завышенным, отсутствуют.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы о ненадлежащем содержании придомовой территории, недоступности газона, отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек, завышенном размере тарифов на оплату услуг по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома, получили оценку суда апелляционной инстанции, и были правомерно отклонены, поскольку данные обстоятельства о незаконности оспариваемого правового акта не свидетельствуют.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 31 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 октября 2022 года по административному делу N 2а - 680/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Парамзина А. Ф. - без удовлетворения.
Решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 31 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховным Судом Республики Карелия от 27 октября 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.