Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-918/2022 по кассационной жалобе Мендиковской Т.Г. на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 27 июля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 25 октября 2022г. (N33а-4684/2022) по административному иску Мендиковской Т.Г. к администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на плане территории, понуждении к согласованию и утверждению.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мендиковская Т.Г. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" от 24 марта 2022г. об отказе в предварительном согласовании представления земельного участка и утверждении схемы на КПТ по заявлению истца от 11 февраля 2022 г, мотивированный тем, что в силу п.1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации представленная истцом схема не соответствует форме электронного документа, не представлены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов
Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 27 июля 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 25 октября 2022г, в удовлетворении административного иска Мендиковской Т.Г. отказано.
В кассационной жалобе Мендиковская Т.Г. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-также ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установленными в соответствии с пунктом 12 этой статьи.
В силу пункта 9 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014г. N762, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Как следует из материалов дела, Мендиковская Т.Г. 11 февраля 2022г. обратилась в администрацию муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в кадастровом квартале N.
К заявлению прилагалась схема расположения земельного участка на бумажном носителе и копия паспорта Мендиковской Т.Г. Электронный носитель информации, содержащий схему земельного участка, истцом в администрацию не предоставлялся.
Ответом от 24 марта 2022г. администрация муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что в силу п. п.1 ст. 11.10 ЗК РФ представленная схема не соответствует форме электронного документа. Также указано, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Отказывая в удовлетворении административного иска и оклоняя довод административного истца о необходимости применения положений абзаца второго пункта 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и возможности изготовления схемы на бумажном носителе, суд первой инстанции указал, что по общему правилу, закрепленному в указанной норме, подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории осуществляется в форме электронного документа.
Исключение из данного правила предусмотрено только для случаев образования земельного участка при его предоставлении гражданину без проведения торгов - если подготовку схемы расположения земельного участка осуществляет гражданин в целях образования земельного участка для его предоставлению гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал следующее.
Как следует из материалов дела, Мендиковской Т.Г. не было представлено документов, подтверждающих ее право на предоставление испрашиваемых участков без проведения торгов. Сам по себе паспорт гражданина Российской Федерации таким документом не является.В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В извещении в числе прочего указываются адрес или иное описание местоположения земельного участка (подпункт 5 пункта 2 статьи 39.18).
Предусмотренное законом требование о заблаговременном информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков направлено на создание равных условий для реализации гражданами возможностей участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, на обеспечение принципа сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности, прав возможных претендентов на земельный участок.
Публикация извещения о предоставлении земельного участка направлена на выявление граждан, которые также заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, в связи с чем потом организуется аукцион. При этом продажа земельных участков через аукцион является приоритетной формой предоставления земельных участков государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 39.18 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1)осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка или 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 данного Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ (пункт 6 статьи 39.18 ЗК РФ).
Таким образом, из вышеуказанных норм права следует, что в рамках ст.39.18 ЗК РФ не сформированный и не поставленный на кадастровый учет земельный участок может быть предварительно согласован для предоставления истцу без торгов только после проведения процедуры извещения населения о таком предоставлении, при этом утвержденная схема расположения земельного участка в виде электронного документа должна быть размещена для ознакомления на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", соответственно, она должна быть изготовлена в виде электронного документа.
С учетом изложенного, представленная Мендиковской Т.Г. схема расположения участков не соответствовала требованиям законодательства к ее форме, что обоснованно являлось в соответствии с подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для принятия администрацией муниципального образования "Зеленоградский городской округ" решения об отказе в утверждении схем расположения участков.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признал правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска Мендиковской Т.Г.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 27 июля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 25 октября 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мендиковской Т.Г.-без удовлетворения.
Решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 27 июля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 25 октября 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.