Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 мая 2022 года (N 2а-3712/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 ноября 2022 года (N 33a-8097/2022) по административному исковому заявлению Костоломова А.В. к Управлению архитектуры, городского строительства и землепользования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о признании недействительными результатов комплексных работ по земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес".
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения Костоломова А.В. против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Костоломов А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры, городского строительства и землепользования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о признании недействительными результатов комплексных работ по земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", в части включения в площадь данного земельного участка проездов общего пользования; возложении обязанности организовать подготовку и представление в орган регистрации прав документов, содержащих необходимые для внесения в ЕГРН исправленных (уточненных) сведений о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", без учета площади проездов общего пользования.
В обоснование требований ссылался на то, что административным ответчиком был заключен с ООО "ГЕОИД" муниципальный контракт N на выполнение комплексных кадастровых работ в отношении кадастровых кварталов муниципального образования городского округа "Сыктывкар", в том числе кадастрового квартала N - "адрес", в котором находится многоквартирный дом "адрес". Акт выполненных работ был подписан 22 декабря 2021 года без разногласий. В результате выполнения комплексных кадастровых работ по земельному участку N, расположенному по адресу: "адрес", в ЕГРН были внесены следующие сведения - площадь 7691 кв.м, особые отметки - общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в границы данного земельного участка незаконно вошла площадь земельного участка занятого проездами общего пользования, распложенными вдоль многоквартирного дома "адрес", что противоречит условиям вышеуказанного муниципального контракта и действующему законодательству, нарушает его права, поскольку в состав бремени содержания имущества вошло имущество, используемое беспрепятственно неограниченным кругом лиц.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастрами картографии по Республике Коми, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, ООО "ГЕОИД", администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар", собственники и наниматели жилых и нежилых помещений по адресу: "адрес"
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 ноября 2022 года, административный иск Костоломова А.В. удовлетворен.
Признаны недействительными результаты комплексных работ по земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", в части включения в площадь данного земельного участка проездов общего пользования.
На Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" возложена обязанность организовать подготовку и представление в орган регистрации прав документов, содержащих необходимые для внесения в ЕГРН исправленных (уточненных) сведений о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", без учета площади проездов общего пользования, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 ноября 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 30 января 2023 года, Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что комплексные работы проводились на основании утвержденного и не признанного недействительным проекта планировки (межевания) территории и самостоятельному оспариванию не подлежат.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено, что между Управлением архитектуры, городского строительства и землепользования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и ООО "ГЕОИД" заключен муниципальный контракт N на выполнение комплексных кадастровых работ в отношении кадастровых кварталов муниципального образования городского округа "Сыктывкар", в том числе кадастрового квартала N - "адрес".
Постановлением администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 17 сентября 2021 года N 9/3040 утверждена документация по планировке территории (проект межевания территории) кадастрового квартала N на основании заключения Комиссии по землепользованию и застройке администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о результатах публичных слушаний.
По результатам проведения комплексных кадастровых работ состоялась согласительная комиссия по вопросу согласования местоположения границ земельных участков, расположенных в границах кадастрового квартала с учетным номером N.
Постановлением администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 3 ноября 2021 года N 11/3731 утверждена карта-план кадастрового квартала 11:05:0106051.
В рамках проведения комплексных кадастровых работ к земельному участку с кадастровым номером 11:05:0106051 был присоединен земельный участок площадью 330 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, с целью устранения чересполосицы.
Согласно выписке ЕГРН от 5 октября 2021 года кадастровый номер спорному земельному участку присвоен 5 апреля 1999 года, площадь 7361 кв.м, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные", граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения, необходимые для заполнения раздела - сведения о зарегистрированных правах, отсутствуют.
Суд первой инстанции, установив, что в площадь земельного участка под многоквартирный дом включен проезд вокруг многоквартирного дома по "адрес" в "адрес", относящийся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц и являющийся территорией общего пользования, при этом указанный земельный участок до проведения комплексных кадастровых работ не был сформирован, в натуре на местности не выделялся, не был зарегистрирован за многоквартирным жилым домом, его границы не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, имел статус ранее учтенного участка, границы которого не определены, пришел к выводу о том, что включение в площадь земельного участка под многоквартирным домом при проведении комплексных кадастровых работ участка общего пользования противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и свободы административного истца, в связи с чем удовлетворил требования административного иска.
При этом вывод о наличии на территории земельного участка под многоквартирный дом по "адрес" в "адрес" автомобильной дороги общего пользования местного значения суды сделали на основании имеющего, по их мнению, преюдициальное значение вступившего в законную силу решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2016 года по иску прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о возложении обязанности обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части автомобильной дороги на дворовой территории, пролегающей вдоль дворовой территории "адрес", посредством организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в срок до 1 августа 2016 года, которым было установлено, что рассматриваемая дорога, расположенная вдоль многоквартирного жилого "адрес", используется не только для подъезда к указанному жилому дому и исключительно для его обслуживания, но и предназначена для движения транспорта и пешеходов от магистральных улиц к группам жилых домов микрорайона, в связи с чем служит придомовым и внутриквартальным проездом, поскольку используется участниками дорожного движения для подъезда к разным объектам инфраструктуры города, следовательно, является элементом улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения, проведение ремонта которых не относится к расходам на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которые предусматривают, что решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного Кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты, без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно пунктам 1 и 2 части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства административного дела, установленные судом, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют.
Возражая против требований административного иска, Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на протяжении рассмотрения дела ссылалось на то, что оспариваемые административным истцом результаты комплексных работ по земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", проводились в соответствии с утвержденной постановлением администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 17 сентября 2021 года N 9/3040 документацией по планировке территории (проект межевания территории) кадастрового квартала N, в связи с чем их самостоятельное оспаривание восстановление прав административного истца не повлечет, а решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2016 года не может иметь преюдициального значения в рассматриваемых правоотношениях, на чем продолжает настаивать в кассационной жалобе.
Данные доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как следует из материалов дела, документы по планировке территории кадастрового квартала N и, как следствие, результат комплексных кадастровых работ - карта-план кадастрового квартала N были утверждены после решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2016 года, в связи с чем обстоятельства, касающиеся обязанности по организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна, установленные этим решением, не связаны с юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению в настоящем деле.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется в том числе для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя среди прочего перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования (пункт 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Разрешая возникший спор, суды оставили без какой-либо проверки и оценки доводы административного ответчика о том, что результат комплексных кадастровых работ в отношении кадастровых кварталов муниципального образования городского округа "Сыктывкар", в том числе кадастрового квартала N - "адрес", в котором находится многоквартирный дом "адрес", соответствует утвержденной постановлением администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 17 сентября 2021 года N 9/3040 документации по планировке территории (проект межевания территории) кадастрового квартала N, из чего следует, что при существующей документации по планировке территории результат комплексных кадастровых работ иным быть не может.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, суды не выполнили.
Учитывая, что судами обеих инстанций допущены нарушения норм процессуального права, повлекшие принятие неправильного судебного акта, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и принять судебное постановление в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 ноября 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 19 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.