Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Беспятовой Н.Н, судей Чекрий Л.М, Панфёровой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кичменгско-Городецкого района в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Кичменгско-Городецкая ЦРБ" имени ФИО5, ФИО2 здравоохранения Вологодской области, Департаменту имущественных отношений Вологодской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области о возложении обязанности обеспечить надлежащее состояние защитного сооружения, по кассационной жалобе ФИО2 здравоохранения Вологодской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 5 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Беспятовой Н.Н, выслушав объяснения представителя заявителя Департамента здравоохранения Вологодской области ФИО12, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, возражавшей против удовлетворения жалобы, объяснения представителя Департамента имущественных отношений Вологодской области ФИО7, поддержавшей доводы письменного отзыва на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кичменгско-Городецкого района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Кичменгско-Городецкая центральная районная больница" имени В.И. Коржавина о возложении обязанности обеспечить надлежащее состояние защитного сооружения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне, в ходе которой выявлены факты непринятия ответчиком мер, направленных на использование по предназначению защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО), расположенного по адресу: "адрес". Согласно паспорту от 17 ноября 2008 года ЗС ГО оно относится к типу противорадиационного укрытия (далее ПРУ), имеет инвентарный номер 36/812, введено в эксплуатацию 24 августа 2008 года, эксплуатирующей организацией является учреждение. Инженерно-техническое состояние ЗС ГО является неудовлетворительным, к приему укрываемых оно не готово, ответчиком меры по приведению в нормативное состояние длительное время не принимаются.
Уточнив исковые требования, прокурор просил:
- обязать БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая центральная районная больница" в срок до 1 июля 2023 года создать группу (звено) по обслуживанию ЗС ГО в составе коменданта, слесаря-сантехника, слесаря по ремонту вентиляции, электрика; обеспечить их средствами индивидуальной защиты, специальной обработки, связи, медикаментами и инструментом; разработать и разместить в установленных местах в ЗС ГО служебную документацию: а именно паспорт ЗС ГО, планов: ЗС ГО, внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, перевода ЗС ГО на режим укрываемых; журналов: оценки технического состояния ЗС ГО, регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха, учета обращений укрываемых за медицинской помощью, учета работы ДЭС, регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; списка личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, перечня сигналов оповещения гражданской обороны: эксплуатационные схемы по системам вентиляции, водоснабжения, канализации и электроснабжения; инструкций: по использованию средств индивидуальной защиты, по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, по обслуживанию ДЭУ, о мерах пожарной безопасности; правил: пользования приборами, поведения укрываемых в ЗС ГО; схемы эвакуации укрываемых из очага поражения; нанести таблички обозначения ЗС ГО и указатели маршрута движения к защитному сооружению;
- обязать БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая центральная районная больница", Департамент здравоохранения Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области в срок до 1 июля 2023 года обеспечить постоянную готовность помещений защитного сооружения Вологодской области, расположенного по адресу: "адрес" инвентарный номер 36/812, к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, а именно: обеспечить наличие системы фильтровентиляции, оборудовать входную группу в помещение ЗС ГО герметичной дверью; обеспечить наличие в ЗС ГО емкостей с аварийным запасом питьевой воды, резервного источника энергоснабжения, аварийных резервуаров для сбора фекалий.
Протокольными определениями суда от 4 мая 2022 года, 2 июня 2022 года, 23 июня 2022 года к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Департамент здравоохранения Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее ТУ Росимущества в Вологодской области), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - Департамент финансов Вологодской области, Комитет гражданской и социальной безопасности по Вологодской области и казенное учреждение "Центр обеспечения региональной безопасности" (далее КУ ВО "Центр обеспечения региональной безопасности").
Решением Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 30 июня 2022 года исковые требования прокурора района удовлетворены.
На Департамент имущественных отношений Вологодской области за счет казны Вологодской области возложена обязанность в срок до 1 июля 2023 года обеспечить постоянную готовность помещений защитного сооружения Вологодской области, расположенного по адресу: "адрес", инвентарный номер 36/812, к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, а именно:
- обеспечить наличие системы фильтровентиляции, резервного источника энергоснабжения, емкостей с аварийным запасом питьевой воды, аварийных резервуаров для сбора фекалий, оборудовать входную группу в помещение ЗС ГО герметичной дверью.
На БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая центральная районная больница" возложена обязанность в срок до 1 июля 2023 года:
- создать группу (звено) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) в составе коменданта, слесаря-сантехника, слесаря по ремонту вентиляции, электрика; обеспечить их средствами индивидуальной защиты, специальной обработки, связи, медикаментами и инструментом;
- разработать и разместить в установленных местах в ЗС ГО служебную документацию: а именно:
- паспорт ЗС ГО, - планов: ЗС ГО, внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, перевода ЗС ГО на режим укрываемых;
- журналов: оценки технического состояния ЗС ГО, регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в противорадиационном убежище, учета обращений укрываемых за медицинской помощью, учета работы ДЭС, регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, - списка личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, - перечня сигналов оповещения гражданской обороны, - эксплуатационные схемы по системам вентиляции, водоснабжения, канализации и электроснабжения, - инструкций: по использованию средств индивидуальной защиты, по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, по обслуживанию ДЭС, о мерах пожарной безопасности, - правил: пользования приборами, поведения укрываемых в ЗС ГО, - схемы эвакуации укрываемых из очага поражения, - нанести таблички обозначения ЗС ГО и указатели маршрута движения к защитному сооружению.
В иске к ТУ Росимущества в Вологодской области, Департаменту здравоохранения Вологодской области отказано.
С БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая центральная районная больница" в пользу бюджета Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 5 октября 2022 года решение Кичменгско-городецкого районного суда Вологодской области от 30 июня 2022 года отменено в части удовлетворения исковых требований к Департаменту имущественных отношений Вологодской области.
В отмененной части принято новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Кичменгско-Городецкого района Вологодской области к Департаменту имущественных отношений Вологодской области о возложении обязанности отказано.
Решение Кичменгско-городецкого районного суда Вологодской области от 30 июня 2022 года изменено в части удовлетворения исковых требований к БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая центральная районная больница" имени В.И. Коржавина.
Постановлено: обязать БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая центральная районная имени В.И. Коржавина в срок до 1 июля 2023 года:
- обеспечить постоянную готовность помещений защитного с Вологодской области, расположенного по адресу: Вологодская "адрес", инвентарный номер 36/812, к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, в соответствии с требованиями приказа МЧС России 15 декабря 2002 года N 583, а именно обеспечить наличие системы фильтровентиляции, резервного источника энергоснабжения, емкостей с аварийным запасом питьевой воды, аварийных резервуаров для сбора фекалий, оборудовать входную группу в помещение защитного сооружения гражданской обороны герметичной дверью;
- создать группу (звено) по обслуживанию защитного сооружении гражданской обороны в составе коменданта, слесаря-сантехника, слесаря по ремонту вентиляции, электрика; обеспечить их средствами индивидуальной защиты, специальной обработки, связи, медикаментами и инструментом;
- разработать и разместить в установленных местах в защитном сооружении гражданской обороны служебную документацию, а именно паспорт защитного сооружения гражданской обороны, планов защитного сооружения гражданской обороны, внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим укрываемых; журналов оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в противорадиационном убежище, учета обращений укрываемых за медицинской помощью, учета работы ДЭС, регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, списка личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, перечня сигналов оповещения гражданской обороны, эксплуатационные схемы по системам вентиляции, водоснабжения, канализации и электроснабжения, инструкций по использованию средств индивидуальной защиты, но эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, по обслуживанию ДЭС, о мерах пожарной безопасности, правил пользования приборами, поведения укрываемых в защитном сооружений гражданской обороны, схемы эвакуации укрываемых из очага поражения;
- нанести таблички обозначения защитного сооружения гражданской обороны и указатели маршрута движения к защитному сооружению.
Решение Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 30 июня 2022 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения Вологодской области.
Принято в отмененной части новое решение, которым постановлено обязать Департамент здравоохранения Вологодской области осуществить финансирование, необходимое для проведения в соответствие указанного защитного сооружения гражданской обороны.
В остальной части решение Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 30 июня 2022 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Кичменгско-Городецкая центральная районная больница" имени В.И. Коржавина, Департамента имущественных отношений Вологодской области, Департамента здравоохранения Вологодской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Департамент здравоохранения Вологодской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент имущественных отношений Вологодской области считает апелляционное определение Вологодского областного суда от 5 октября 2022 года обоснованным и принятым с учетом правильного толкования норм материального и процессуального права в части отказа в удовлетворении требований к Департаменту, просит в данной части его оставить в силе. В остальной части полагает апелляционное определение Вологодского областного суда от 5 октября 2022 года подлежащим отмене с принятием нового решения.
Департамент финансов Вологодской области в отзыве на кассационную жалобу полагает ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела судами не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая ЦРБ" согласно Уставу осуществляет в том числе организацию мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (пункт 2.3.1), учреждение обязано обеспечивать выполнение мероприятий по гражданской обороне (пункт 4.4).
В реестре защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Вологодской области, состоит ЗС ГО с инвентарным номером 812-36, реестровый номер - 7324, расположенное по адресу: "адрес" (терапевтический корпус БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая ЦРБ").
В соответствии с Перечнем муниципальных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 8 октября 2012 года N 1175, из муниципальной собственности Кичменгско-Городецкого муниципального района в собственность Вологодской области передано в том числе здание терапевтического корпуса БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая ЦРБ", расположенное по адресу: "адрес". Согласно договору N 12 от 31 марта 2015 года, заключенному между Департаментом имущественных отношений Вологодской области и учреждением, на праве оперативного управления БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая ЦРБ" передано в том числе здание терапевтического корпуса, расположенное по указанному адресу.
За БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая ЦР" 22 июля 2010 года зарегистрировано право оперативного управления на данное здание терапевтического корпуса больницы, которое находится в собственности Вологодской области.
В здании терапевтического корпуса больницы, в подвальном помещении, находится ЗС ГО (противорадиационное укрытие, далее ПРУ) инв. N 812-36.
В соответствии с паспортом ЗС ГО защитное сооружение (ПРУ) эксплуатируется БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая ЦРБ" по адресу: "адрес", терапевтический корпус, с назначением убежища (ПРУ) - подсобные помещения терапевтического корпуса больницы, с указанными в паспорте техническими характеристиками, общей площадью 660 кв.м, вместимостью 400 человек, дата приемки в эксплуатацию 28 апреля 2004 года, встроено в здание из трех этажей. Дата заполнения паспорта - 28 апреля 2008 года. Паспорт составлен 17 ноября 2008 года и подписан в том числе представителем организации, эксплуатирующей защитное сооружение, ФИО9 К паспорту имеется приложение в виде копии экспликации и поэтажного плана ЗС ГО.
Согласно учетной карточке ЗС ГО N 2 от 17 ноября 2008 года защитное сооружение находится на балансе учреждения, расположено по адресу: "адрес" с назначением в мирное время по проекту - подсобное помещение больницы, характер использования в мирное время - для нужд организации, эксплуатируется учреждением, вместимость ЗС ГО - 400 человек, площадь - 660 кв.м, встроено в здание из трех этажей, ЗС ГО "готово" к приему укрываемых, статус ЗС ГО на момент инвентаризации соответствует учетным данным. Учетная карточка подписана руководителем больницы ФИО9
Согласно акту проверки содержания защитного сооружения гражданской обороне N 36/812 от 3 апреля 2014 года, инвентаризационной карточке N 36/812 от 3 апреля 2014 года ЗС ГО по адресу: "адрес" (терапевтический корпус) эксплуатируется БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая ЦРБ", находится в хорошем состоянии, загромождения, явные разрушения, затопление отсутствует, готово к приему укрываемых, используется для нужд организации, статус ЗС ГО на момент инвентаризации соответствует учетным данным. С актом главный врач больницы ознакомлен, с выводами не согласился, инвентаризационную карточку не подписал.
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО ПРУ инв. N 36/812 от 1 августа 2018 года ЗС ГО, расположенное по адресу: "адрес" (терапевтический корпус), принято в эксплуатацию в 2008 году, находится в пользовании БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая ЦРБ", используется для нужд организации, с основными тактико-техническими характеристиками ЗС ГО - вместимость - 400 человек, общая площадь - 660 кв. м, подвальное помещение 3-х этажного здания, группа ПРУ-П-4, подвальное помещение не пригодно для использования под ПРУ, ЗС ГО не готово, потребность отсутствует, в течение 7 лет не использовалось по назначению. Данный акт подписан в том числе главным врачом больницы ФИО9
Решением совещания Рабочей группы от 2 июня 2021 года утвержден перечень ЗС ГО, в которых отсутствует потребность на территории области, в указанный перечень вошло ЗС ГО с инв. N 812-36. В письме от 22 июня 2021 года Департамент здравоохранения Вологодской области сообщил руководителю администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района об отсутствии потребности в ЗС ГО с инв. N 812-36.
По информации учреждения от 23 июня 2021 года больница не планирует перевод ЗС ГО в укрытие, продолжается работа по снятию ЗС ГО N 36/812 с учета, среди перечня ЗС ГО, предлагаемых для перевода на эксплуатацию "укрытий", спорное ЗС ГО отсутствует.
В акте обследования защитного сооружения гражданской обороны N 8 инв. N 812-36 от 20 сентября 2021 года, составленном с участием главного врача БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая ЦРБ" ФИО8, указано, что проверено инженерно-техническое оборудование подвала, расположенного по адресу: "адрес", д, 41, используемого как подсобные помещения, не соответствует требованиям, предъявляемым к ПРУ, не соответствует СНиП "Защитные сооружения гражданской обороны", отсутствует потребность в ЗС ГО на данной территории, помещение не имеет признаков ЗС ГО и не является объектом гражданской обороны, подлежит снятию с учета и исключению из журнала учета ЗС ГО.
10 марта 2022 года в ходе осмотра противорадиационного защитного укрытия инв. N 36/812 выявлены многочисленные нарушения при эксплуатации ЗС ГО, по результатам которого комиссия пришла к выводу, что инженерно-техническое состояние ПРУ является неудовлетворительным, к приему укрываемых не готово. Осмотр проводился с участием прокурора, и.о. главного врача больницы, представителя администрации района.
У учреждения ранее присвоенная категория по гражданской обороне отменена.
30 мая 2022 года комиссия в составе прокурора, представителей учреждения и ГУ МЧС России по Вологодской области произвела осмотр помещений ПРУ. Осмотром установлено, что ПРУ расположено в подвальном помещении терапевтического корпуса учреждения по адресу: "адрес", ПРУ занимает площадь 612 кв.м, состоит из 38 смежных помещений в кирпичном исполнении. В ПРУ ведет вход с западной части здания главного корпуса. Входные двери деревянные, не герметичные, защитно-герметические и герметические ворота, двери, ставки и их механизмы задраивания отсутствуют. Лестница бетонная, не оборудована перилами. Проверкой установлено, что проектно-сметная документация, необходимая для ремонта и обслуживания сооружения, не разработана, выполнение работ не спланировано. Группа (звено) по обслуживанию ЗС ГО в составе коменданта, слесаря-сантехника, слесаря по ремонту вентиляции, электрика отсутствует. Служебная документация по деятельности ПРУ отсутствует. Элементы инженерных систем внутри ПРУ в разные цвета не окрашены. Емкости с аварийным запасом питьевой воды, резервные источники энергоснабжения, регенеративные установки отсутствуют. Система, фильтровентиляции, специальное оборудование для очистки воздуха отсутствует. Сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайных ситуаций не обеспечена. Инженерно-техническое оборудование ПРУ частично неисправно и к использованию по назначению не готово.
Техническое обслуживание, а также текущий, средний и капитальный ремонты ПРУ в установленные сроки не осуществлялись, в связи с чем готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ПРУ, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени не обеспечены. Необходимые обозначения в том числе направления маршрутов движения укрываемых ПРУ отсутствуют. Текущая и комплексная оценки технического состояния ПРУ организацией, эксплуатирующей ПРУ, не проводились. С учетом изложенного, инженерно-техническое состояние ПРУ является неудовлетворительное, к приему укрываемых оно не готово.
Выявленные нарушения в содержании защитного сооружения не устранены.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, оценив представленные доказательства, в том числе показания свидетелей ФИО9 (бывший главный врач больницы), ФИО10 (бывший специалист ГО И ЧС администрации района), установив, что БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая ЦРБ" владеет на праве оперативного управления защитным сооружением гражданской обороны с инв. N 36/812, который в установленном законом порядке не снят с учета, находится в состоянии, препятствующим использованию его для целей защиты укрываемых, пришел к выводу о возложении на учреждение обязанности устранить нарушения при содержании данного сооружения.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием о возложении на БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая ЦРБ" обязанности устранить нарушения при содержании защитного сооружения, учитывая, что в настоящее время ЗС ГО состоит на учете в учреждении, которое является балансодержателем и эксплуатирующей организацией защитного сооружения гражданской обороны, объект учтен в качестве защитного сооружения гражданской обороны в ходе проведенной инвентаризации, статус объекта гражданской обороны подтверждается паспортом ЗС ГО от 17 ноября 2008 года, здание терапевтического корпуса больницы, в котором располагается ЗС ГО, на праве оперативного управления передано учреждению.
Не усматривая оснований для иных выводов в указанной части, нежели тех, к которым пришел суд первой инстанции, коллегия судей исходила из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 6 указанного закона Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
На основании пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Пунктом 164 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687, предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют в том числе основные мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время; строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком N 1309; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (далее - Порядок N 1309).
Пунктом 2 Порядка N 1309 предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Организации в числе прочего обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 10 Порядка N 1309).
При этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы.
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка N 1309).
Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 N 583 (далее - Правила N 583), установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данными Правилами предусмотрены требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности (пункт 3.2), периодичности оценок технического состояния ЗС ГО (пункт 4.1), оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств (пункт 4.2), системы фильтровентиляции и герметичности защитного сооружения (пункт 4.3), фильтров-поглотителей (пункт 4.4), систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств (пункт 4.5), техническому обслуживанию и ремонту технических систем (пункт 5.1), планово-предупредительному ремонту строительных конструкций (пункт 5.2), техническому обслуживанию средств связи и оповещения (пункт 5.3), мероприятия по подготовке защитных сооружений к приему укрываемых (пункт 6.1), обозначению защитных сооружений и маршрутов движения укрываемых к ним (пункт 6.2), порядок заполнения защитных сооружений укрываемыми (пункт 6.3), порядок размещения укрываемых в защитных сооружениях, санитарно-техническое требования к содержанию помещений (пункт 6.4).
Требования по содержанию и использованию ЗС ГО в мирное время определены в пунктах 2-15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575.
Согласно пункту 1.2 Правил N 583 требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
В силу пункта 2.2 Правил N 583 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Отклоняя доводы жалоб о том, что паспорт ЗС ГО имеет ненадлежащее оформление, не согласован и не заверен надлежащим образом, суд апелляционной инстанции счел их не имеющими правового значения для разрешения настоящего спора, указав, что к паспорту приложены поэтажный план и экспликация, паспорт содержит печать учреждения, он составлен и подписан главным врачом больницы, при том, что обязанность по разработке паспорта ЗС ГО и подготовке всей необходимой документации в соответствии с пунктами 1.3, 3.6 Правил N 583 лежит на организации, эксплуатирующей ЗС ГО.
Полагая несостоятельными доводы жалоб об отсутствии у больницы защитного сооружения гражданской обороны, коллегия судей исходила из того, что доказательств, свидетельствующих о том, что ЗС ГО поставлено на учет необоснованно, либо доказательств несоответствия спорных помещений понятию ПРУ, невозможности его использования в указанных целях материалы дела не содержат. При этом учет спорного ЗС ГО подтвержден в ходе проводимых инвентаризаций защитных сооружений в 2014, 2018 годах. При этом целями и задачами инвентаризации являются в том числе выявление фактического наличия ЗС ГО, их характеристики и сопоставление последних с учетными данными, сверка учетных сведений (Методические рекомендации по проведению инвентаризации ЗС ГО в Российской Федерации, утвержденные Росимуществом 29 мая 2013 года, МЧС России 17 мая 2013 года N 2-7-87-5-14).
Ссылки в жалобах на отсутствие договора о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны, запланированное строительство быстровозводимых ЗС ГО суд апелляционной инстанции посчитал не являющимися основанием к отказу прокурору, поскольку БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая ЦРБ", в оперативном управлении которого находится вверенное ему имущество, обязано содержать его в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, и в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Также суд апелляционной инстанции признал несостоятельными доводы жалоб о том, что защитное сооружение гражданской обороны относится к федеральной собственности, указав, что по информации ТУ Росимущества в Вологодской области в территориальной базе данных реестра федерального имущества информация об объекте недвижимости, расположенном по адресу: "адрес" (БУЗ ВО "Кичменгско-Городецкая ЦРБ"), отсутствует. При этом здание, в котором создано ПРУ, является новь построенным и введено в эксплуатацию в 2007 году, является объектом собственности Вологодской области.
В указанной связи ссылки на положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 суд апелляционной инстанции посчитал несостоятельными, поскольку указанные нормативные правовые акты применяются в отношении мероприятий, реализуемых при приватизации объектов, что в рассматриваемом случае не имеет места.
Отклоняя доводы жалоб о ненадлежаще выбранном прокурором способе защиты права, суд апелляционной инстанции указал, что больницей не проводятся действия по выполнению мероприятий в целях обеспечения сохранности и надлежащего содержания ЗС ГО. Отсутствие надлежащего контроля за содержанием и эксплуатацией указанного объекта создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушение требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
Приняв во внимание, что спорное ЗС ГО в настоящее время числится в реестре защитных сооружений области, следовательно, к нему должны быть применены общие правила эксплуатации, установленные законодательством Российской Федерации, коллегия судей областного суда расценила обстоятельство включения Кичменгско-Городецкого района в перечень безопасных районов как не являющееся основанием для отказа в удовлетворении иска прокурору.
При изложенном оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционных жалоб учреждения, Департамента здравоохранения Вологодской области суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции посчитал заслуживающими внимания доводы жалобы Департамента имущественных отношений Вологодской области о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, отметив, что из Устава БУЗ ВО "Кич-Городецкая ЦРБ" следует, что учреждение является некоммерческой организацией, тип - бюджетное учреждение, созданное для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти области в сфере здравоохранения (пункт 1.5). Учредителем учреждения и собственником его имущества является Вологодская область. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области (пункт 1.3).
Согласно Положению о Департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденному постановлением Правительства Вологодской области от 26 апреля 2010 года N 458, Департамент осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов областного бюджета, главного распорядителя и получателя бюджетных средств областного бюджета в сфере здравоохранения, а именно составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующая часть бюджета.
Департамент имущественных отношений Вологодской области в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года N 874, исключительно как орган по управлению имуществом области осуществляет полномочия собственника имущества учреждения (указанные полномочия касаются закрепления (изъятия) имущества за учреждением, согласования сделок с имуществом), при этом Департамент не осуществляет финансирование деятельности бюджетного учреждения и не несет ответственности по его обязательствам, В данном случае имущество используется областным учреждением здравоохранения на праве оперативного управления, и в соответствии с договором о порядке использования закрепленного имущества учреждение самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается имуществом области, находящимся у него на праве оперативного управления, в пределах установленных законом, обеспечивает сохранность имущества, использование имущества в соответствии с его целевым назначением, установленными правилами эксплуатации, с учетом соблюдения отраслевых норм и правил, в том числе обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, несет расходы, связанные с эксплуатацией имущества, обязуется своевременно осуществлять текущий и капитальный ремонт недвижимого имущества.
Исковые требования прокурора направлены на выполнение ответчиком самостоятельной обязанности, предусмотренной законом и учредительными документами, по реализации исполнительным органом государственной власти субъекта государственной функции в сфере охраны здоровья населения, в том числе путем финансирования медицинской организации как главного распорядителя средств областного бюджета.
В данной связи суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда в части удовлетворения исковых требований к Департаменту имущественных отношений области, с принятием нового решения в отмененной части об отказе в удовлетворении требований к Департаменту имущественных отношений области.
С целью соблюдения принципа законности и исполнимости судебного акта суд апелляционной инстанции посчитал возможным выйти за пределы доводов апелляционных жалоб и возложить на Департамент здравоохранения Вологодской области, как на учредителя учреждения, обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению надлежащего состояния защитного сооружения, отменив решение суда в части отказа в удовлетворении требований к Департаменту здравоохранения Вологодской области и изменив решение суда в части удовлетворения исковых требований к больнице, возложив при этом на учреждение обязанность выполнения в срок до 1 июля 2023 года мер, направленных на использование по предназначению защитного сооружения гражданской обороны, перечисленных прокурором в исковом заявлении с учетом уточнения требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции при апелляционном рассмотрении дела, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебного постановления.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
Законность принятого судом апелляционной инстанции судебного постановления не нуждается в дополнительной правовой аргументации.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 5 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.