Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Петровой Ю.Ю.
судей Беспятовой Н.Н, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-234/2022 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО "Гидроресурс" об обязании устранить нарушения санитарного законодательства
по кассационной жалобе Администрации Суоярвского муниципального округа на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 7 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Ю.Ю, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Суоярвского районного суда Республики Карелия от 6 июля 2022 г. исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия удовлетворены, суд обязал ООО "Гидроресурс" в срок до 1 февраля 2024 г. получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам использования водного объекта - озера Исо-Пюхяярви Суоярвский район Республика Карелия в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 7 октября 2022 г. решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 6 июля 2022 г. отменено, принято новое решение об отказе в иске.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Суоярвский район" ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 7 октября 2022 г, как вынесенного с нарушением требований закона.
Администрация Суоярвского муниципального округа муниципального, ООО "Гидроресурс", Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия г. Сортавала, Питкяранннтском, Лахденпохском, Олонецком Суоярвском районах, Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещены направлением судебных повесток, полученных 6 февраля 2023 г, 6 февраля 2023 г, 8 февраля 2023 г. и 7 февраля 2023 г. соответственно, в судебное заседание представители не явились.
Руководствуясь положениями ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого апелляционного определения не находит.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права не были допущены судом апелляционной инстанции.
10 марта 2023 г. Администрация Суоярвского муниципального округа обратилась в суд кассационной инстанции с заявлением о замене Администрации муниципального образования "Суоярвский район" на Администрацию Суоярвского муниципального округа в связи с преобразованием на основании Закона республики Карелия от 27 мая 2022 г. "О преобразовании всех поселений, входящих в состав муниципального образования "Суоярвский район".
В силу положений ст.44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Принимая во внимание подтверждение преобразования с предоставлением выписки из ЕГРЮЛ, судебная коллегия находит, что заявление подлежит удовлетворению.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Гидроресурс" зарегистрировано в качестве юридического лица 27 августа 2019 г, основным видом его деятельности является - забор, очистка и распределение воды.
Постановлением администрации МО "Суоярвский район" N927а от 7 октября 2020г. "Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Суоярвского городского поселения, ООО "Гидроресурс" присвоен статус ресурсоснабжающей организации, осуществляющей эксплуатацию систем водоснабжения и оказывающей услуги по водоснабжению на территории г. Суоярви Республики Карелия согласно действующим нормам и правилам, в соответствии с требованиями законодательства, договора аренды и по тарифам, установленным в соответствии с законодательством.
Между ООО "Гидроресурс" и администрацией МО "Суоярвский район" 1 сентября 2021 г. заключен договор аренды систем коммунальной инфраструктуры водоснабжения на территории г. Суоярви, по условиям которого арендатор (ООО "Гидроресурс") принимает в аренду объекты коммунальной инфраструктуры в целях оказания услуг по бесперебойному круглосуточному обеспечению потребителей на территории Суоярвского городского поселения услугами водоснабжения согласно действующим нормам и правилам, в соответствии с требованиями законодательства.
Водным объектом, используемым ООО "Гидроресурс" в качестве источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Суоярви, является озеро Исо-Пюхяярви.
В г. Суоярви централизованным водоснабжением обеспечены, кроме жилых и нежилых помещений, образовательные, в том числе и дошкольные учреждения района: МДОУ "Детский сад N7 г. Суоярви", МОУ "Суоярвская СОШ", МОУ "Кайпинская ООШ", а также ГБУЗ РК "Суоярвская Центральная районная больница" и другие социально значимые объекты.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ, Федерального Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", признал установленным, что ООО "Гидроресурс" осуществляется эксплуатация объекта водоснабжения без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта, что создает угрозу причинения вреда здоровью населения г. Суоярви, в связи с чем пришел к выводу о возложении на арендатора систем коммунальной инфраструктуры водоснабжения на территории г. Суоярви ООО "Гидроресурс" обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам использования водного объекта - озера Исо-Пюхяярви Суоярвский район Республики Карелия в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на общество, оказывающее услуги по водоснабжению, обязанность по разработке проектов ЗСО источников питьевого водоснабжения и получению по ним соответствующих заключений, законом не возложена, не возложена такая обязанность на ООО "Гидроресурс" и договором аренды от 1 сентября 2021 г, согласно которому ООО "Гидроресурс" лишь эксплуатирует объекты коммунальной инфраструктуры в целях оказания услуг по бесперебойному круглосуточному обеспечению потребителей на территории Суоярвского городского поселения услугами водоснабжения, а сам по себе факт заключения данного договора такую обязанность не порождает.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В п. 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со ст. 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу п. 1.15 указанных санитарных правил и норм санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.
В силу п. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 данного кодекса.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 27 названного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.
Учитывая установленные обстоятельства дела и положения нормативных актов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на общество, оказывающее услуги по водоснабжению обязанность по разработке проектов ЗСО, источников питьевого водоснабжения и получения соответствующих заключений законом не возложена, равно как не возложена указанная обязанность и положениями договора аренды.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Администрации Суоярвского муниципального округа полномочий собственника в отношении источника водоснабжения, непривлечении к участию в деле иных лиц, а именно ИП Баранова и Ахмедова, передавших также в аренду водопроводную сеть, не дают основания для отмены судебного постановления апелляционной инстанции, поскольку вопрос о правах и обязанностях Администрации Суоярвского муниципального округа, иных арендодателях водопроводной сети при рассмотрении спора не разрешался, судом спор был рассмотрен в пределах заявленных к ООО "Гидроресурс" требований.
Участвуя в рассмотрении дела суда первой инстанции, Администрация Суоярвского муниципального округа о привлечении ИП Баранова и Ахмедова к участию в рассмотрении дела не ходатайствовала, не заявлала указанные в кассационной жалобе доводы и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
заменить Администрацию муниципального образования "Суоярвский район" правопреемником Администрацией Суоярвского муниципального округа.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 7 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.