Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Бушминой А.Е, судей
Рогожиной Е.В, Буруновой С.В, при секретаре
ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению регионального отделения военно-охотничьего общества Приволжского военного округа межрегиональной спортивной общественной организации в Оренбургской области к Губернатору Оренбургской области - председателю Правительства Оренбургской области о признании недействующим подпункт 1.3 пункта 1 указа Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года N 746-ук "О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года N 8-ук" и приложения к названному указу, по апелляционной жалобе регионального отделения военно-охотничьего общества Приволжского военного округа межрегиональной спортивной общественной организации в Оренбургской области, апелляционному представлению прокурора на решение Оренбургского областного суда от 29 марта 2022 года
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителя административного истца ФИО8, представителя административного ответчика Губернатора Оренбургской области - председателя Правительства Оренбургской области, заинтересованного лица министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений ФИО1 "адрес" ФИО10, представителя заинтересованного лица министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО11, представителя заинтересованного лица ООО "Самарское" ФИО12, эксперта ФИО9, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам ФИО2 апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Указом Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года N 8-ук утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области (далее также Схема). В дальнейшем Указами Губернатора Оренбургской области от 14 июня 2017 года N 323-ук, от 5 ноября 2019 года N 498-ук, от 13 февраля 2020 года N 57-ук в Указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года N 8-ук внесены изменения. В Схеме представлены сведения об осуществлении территориального охотустройства в Оренбургской области.
Указом Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года N 746-ук (далее Указ от 29 декабря 2021 года N 756-ук), опубликованном на официальном интернет-портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://pravo.gov.ru/, и ttp://www.pravo.orb.ru, 30 декабря 2021 года, внесены изменения в Указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года N 8-ук, в том числе в приложении к указу разделы "РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое", "ООО "Самарское" участок N 1" приложения А "Описание границ закрепленных охотничьих угодий (ЗОУ)" изложены в новой редакции согласно приложению к указу (подпункт 1.3 пункта 1):
РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое": площадь в Тоцком районе: 25 330 гектаров. Площадь в Сорочинском городском округе: 2 594 гектара. Общая площадь: 27 924 гектара.
Северная граница: от точки 1 (52 град. 39, 143 мин.; 52 град. 41, 708 мин.) на границе Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов по указанной границе до поворота на н.п. Маховка, далее до н.п. Маховка, затем по дороге Маховка - Пронькино до н.п. Пронькино, далее по реке Боровка до н.п. Баклановка.
Восточная граница: от н.п. Баклановка в юго-западном направлении по дороге через н.п. Березовка до пересечения с границей Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа, далее по указанной границе до реки Самары.
Южная граница: от места пересечения границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа с рекой Самара вдоль указанной реки в западном направлении до н.п. Тоцкое 2-е, далее в северо-западном направлении вдоль границы военного полигона до точки 2 (52 град. 36, 218 мин.; 52 град. 39, 812 мин.).
Западная граница: от точки 2 (52 град. 36, 218 мин.; 52 град. 39, 812 мин.) до границы Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов в точке 1 (52 град. 39, 143 мин.; 52 град. 41, 708 мин.).
Карта-схема границ охотничьего хозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое" (рисунок).
ООО "Самарское", участок N 1: Площадь 16 000 гектаров. Тоцкий район.
Северная граница: от места пересечения автодороги Медведка - Каменная Сарма с границей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов вдоль указанной границы до точки 1 (52 град. 39, 143 мин.; 52 град. 41, 708 мин.), от точки 1 (52 град. 39, 143 мин.; 52 град. 41, 708 мин.) до точки 2 (52 град. 36, 218 мин.; 52 град. 39, 812 мин.), далее в юго-восточном направлении вдоль границы военного полигона до н.п. Тоцкое 2-е, далее по реке Самаре до ее пересечения с границей Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа.
Восточная граница: от места пересечения реки Самары с границей Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа вдоль указанной границы до ее пересечения с железной дорогой Самара - Оренбург.
Южная граница: от места пересечения границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа с железной дорогой Самара - Оренбург вдоль железной дороги в северо-западном направлении до станции Погромное.
Западная граница: от станции Погромное на север мимо н.п. Медведка до автодороги направлением Медведка - Каменная Сарма, далее по этой дороге до ее пересечения с границей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов.
Карта-схема границ охотничьего хозяйства ООО "Самарское", участок N 1 (рисунок).
Административный истец Региональное отделение военно-охотничьего общества Приволжского военного округа межрегиональной спортивной общественной организации в Оренбургской области (далее РО ВОО МСОО ОО) обратилось в Оренбургский областной суд с указанным иском, в обоснование которого указало, что Указ от 29 декабря 2021 года N 746-ук не соответствует части 9 статьи 39 и части 1 статьи 71 Федерального закона от 24 июня 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24 июня 2009 года N 209-ФЗ), Приказу Минприроды Российской Федерации от 6 августа 2010 года N 306 "Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий" (далее также Требования к описанию границ), Приказу Минприроды России от 31 августа 2010 года N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре" (далее также Порядок составления схемы размещения).
Административный истец считает, что Указ от 29 декабря 2021 года N 746-ук изменил конфигурацию границ, уменьшил площадь охотничьих угодий Тоцкого охотхозяйства РО ВОО МСОО ОО, за счет этого увеличил площадь смежного охотхозяйства - ООО "Самарское". Основанием для включения в Схему сведений о распределении охотничьего угодья и его принадлежности административному истцу является охотхозяйственное соглашение от 13 июля 2011 года N 18, заключенное в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24 июня 2009 года N 209-ФЗ на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии ХХ N 4432, выданной 21 июня 2001 года на срок с 21 июня 2001 года по 21 июня 2011 года на площадь 29, 3 тыс. га. Указанная площадь в силу прямого указания частей 1 и 3 статьи 71 Федерального закона от 24 июня 2009 года N 209-ФЗ перешла в охотхозяйственное соглашение. Границы охотхозяйства "Тоцкое" указаны в распоряжении главы администрации Оренбургской области от 18 июля 1997 года N 613-р.
ООО "Самарское" заключило охотхозяйственное соглашение 4 марта 2014 года, то есть позже, административного истца, поэтому документация по охотхозяйству "Самарское", не могла содержать территорию, закрепленную за административным истцом.
По мнению административного истца, Указом от 29 декабря 2021 года N 746-ук общая площадь охотхозяйства "Тоцкое" уменьшена до 26 364 га, площадь охотхозяйства "Самарское" увеличена до 16 000 га. Изменение Схемы произведено в нарушение пункта 7 Порядка составления схемы размещения без проведения охотоустроительных работ. Описание границ не соответствует пунктам 3, 4, 5, 6 и 7 Требований к описанию границ.
Административный истец просил суд признать недействующими: подпункт 1.3 пункта 1 Указа от 29 декабря 2021 года N 746-ук и приложение к Указу.
Решением Оренбургского областного суда от 29 марта 2022 года в удовлетворении административного иска Регионального отделения военно-охотничьего общества Приволжского военного округа межрегиональной спортивной общественной организации в Оренбургской области и признании недействующим подпункт 1.3 пункта 1 указа Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года N 746-ук "О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года N 8-ук и приложения к указу - отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе административный истец просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного ответчика представил возражения относительно апелляционной жалобы и апелляционного представления, а также дополнительные пояснения, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области представило возражения относительно апелляционной жалобы и апелляционного представления, в которых просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо ООО "Самарское" представило возражения относительно апелляционной жалобы и апелляционного представления, а также дополнительные пояснения, в которых просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии от 14 июля 2022 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено федеральному бюджетному учреждению Приволжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России).
ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России Российской Федерации представило заключение эксперта N 4072/06-4 от 22 декабря 2022 года.
Определением судебной коллегии от 23 января 2023 года по делу назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России.
ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России представило заключение эксперта N 1430/06-4 от 14 марта 2023 года.
Административный истец представил объяснение и дополнительное объяснение на заключение эксперта N 4072/06-4 от 22 декабря 2022 года, пояснение на заключение эксперта N 1430/06-4 от 14 марта 2023 года.
Представитель административного ответчика представил пояснение на заключение эксперта N 4072/06-4 от 22 декабря 2022 года.
Заинтересованное лицо ООО "Самарское" представило пояснение и дополнительное пояснение на заключение эксперта N 4072/06-4 от 22 декабря 2022 года, пояснение на заключение эксперта N 1430/06-4 от 14 марта 2023 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО8 доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, доводы апелляционного представления поддержал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А. доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Губернатора Оренбургской области - председателя Правительства Оренбургской области, заинтересованного лица министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО10 против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления возражала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО11 против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления возражала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица ООО "Самарское" ФИО12 против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления возражал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, объяснения эксперта ФИО9, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражений относительно апелляционной жалобы, апелляционного представления судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Имущественные отношения, связанные с оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с содержанием и разведением охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
Под охотничьими угодьями понимаются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ).
Границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья подразделяются на закрепленные (используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Законом) и общедоступные (охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты) (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ).
Территориальное охотустройство регламентируется статьей 39 Федерального закона от 24 июня 2009 года N 209-ФЗ, согласно которой в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство (часть 1). Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (часть 3). К схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий (часть 5). При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6). Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 8). Состав и структура схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, порядок ее составления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9).
На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ).
Статьей 27 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ предусмотрено, что по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2). Охотхозяйственное соглашение включает в себя, в том числе сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках (пункт 1 части 4).
Положениями статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 1). Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет (часть 3).
Таким образом, федеральный законодатель, принимая новое правовое регулирование в области охотпользования, одновременно предусмотрел неизменность до истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром границ охотничьих угодий, описанных в долгосрочной лицензии на пользование животным миром и в ранее заключенном договоре.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года N 335 утвержден Порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требования к ее составу и структуре.
В соответствии Порядком составления схемы размещения, Схема является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации (пункт 2). Составление Схемы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (пункт 4).
Органом, уполномоченным на составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области с 10 января 2020 года является министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (пункт 14.9.9 Указа Губернатора Оренбургской области от 10 января 2020 года N 5-ук "Об утверждении положения о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и признании утратившими силу некоторых указов Губернатора Оренбургской области").
Ранее полномочия на составление схем были отнесены к министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.
Уставом Оренбургской области установлено, что высшим должностным лицом Оренбургской области является Губернатор области (статья 42). Губернатор области в пределах своих полномочий на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава области и законов области издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Оренбургской области. Нормативные правовые акты принимаются в форме указов (статья 50).
Разрешая заявленные требования, суд пришел к верному выводу, что оспариваемый Указ Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года N 746-ук принят Губернатором Оренбургской области по вопросу, отнесенному к его компетенции федеральным законодателем, и опубликован в установленном законом порядке.
Судом первой инстанции установлено, что решением исполнительного комитета Оренбургского областного Совета депутатов трудящихся от 25 февраля 1965 года N 155, за Тоцким гарнизонным Советом военно-охотничьего общества для ведения охотничьего хозяйства была закреплена территория (охотничьи угодья), принадлежащая воинской части 96538 в ее установленных границах, сроком на 10 лет, признано нецелесообразным закрепление за Тоцким гарнизонным Советом военно-охотничьего общества охотничьих угодий в пойме реки Самарки, в связи с ограниченностью других пойменных угодий для охотколлективов Тоцкого и Бузулукского обществ охотников и рыболовов (т.1 л.д.111).
Договором на пользование охотничьими угодьями для ведения охотничьих хозяйств от 13 июня 1977 года, заключенным Госохотинспекцией и Оренбургским гарнизонным Советом ВОО При ВО, охотпользователю в лице Оренбургского гарнизонного Совета ВОО При ВО в пользование на 10 лет, с 13 июня 1977 года по 13 июня 1987 года были переданы охотничьи угодья, расположенные на территории Тоцкого района, Оренбургской области, для организации и ведения охотничьего хозяйства "Тоцкое", площадью 29 тыс. га в границах, установленных решением облисполкома от 25 февраля 1965 года N 155 (т.1 л.д.108).
Согласно Паспорту Внутрихозяйственного устройства Тоцкого охотничьего хозяйства ВОО При ВО от 1987 года, разработанному Тоцким охотничьим хозяйством ВОО При ВО, Тоцкое охотхозяйство, находящееся в ведении совета ВОО При ВО, организовано решением Оренбургского облисполкома от 25 февраля 1965 года N 155 и оформлено заключением договора с Гоохотинспекцией от 13 июня 1977 года сроком на 10 лет. Площадь Тоцкого охотхозяйства 29, 3 т. га. В разделе "Гидрография" дается описание водоемов, находящихся на территории Тоцкого ОХ, а именно на территории хозяйства расположены 3 озера. Река Самара протекает южной стороной хозяйства с востока на запад. Южная граница хозяйства проходит по правому берегу этой реки примерно 20 км. Тоцкое охотхозяйство (угодья) расположены на землях спец. назначения. Лесной фонд, находится в ведении военного лесхоза (пункт 1.4) - т.1 л.д.123-130.
Распоряжением главы администрации Оренбургской области от 18 июля 1997 года N 613-р "О закреплении охотничьих угодий всеармейского общества охраны охотников и Оренбургского областного совета "Динамо" закреплены охотничьи угодья в границах, согласно приложению, в том числе Охотхозяйство ВОО, Тоцкое (Тоцкий район), южная граница проходит по северному берегу реки Самара на запад до п.Ключевой (т.1 л.д.24-25).
На основании распоряжения главы администрации Оренбургской области от 18 августа 1999 года N 747-р "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты" Оренбургоблохотуправление 21 июня 2001 года выдало ВОО При ВО Оренбургского гарнизона долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира на площади 29, 3 тыс. га в границах охотхозяйства "Тоцкое" Тоцкий район сроком с 21 июня 2001 года по 21 июня 2011 года (т.1 л.д.148)
Между Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Оренбургской области (Оренбургоблохотуправление) и ВОО При ВО Оренбургского гарнизона заключен Договор о предоставлении участка (участков) охотничьих угодий для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (далее - Договор) (т.1 л.д.115-122). В договоре отсутствует дата его подписания. Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 2 ноября 2020 года по делу N А47-7514/2020, установлено, что исходя из пояснений сторон, договор подписан в 2001 году после даты выдачи долгосрочной лицензии 21 июня 2001 года (т.2 л.д.134-138).
Пункт 6.2 Договора содержит указание на приложения с описанием границ, картосхему, условия согласования с собственниками земель и землевладельцами, владельцами водного и лесного фонда.
Из приложения N 1 к Договору следует, что охотхозяйство "Тоцкое" расположено на землях специального назначения, лесной фонд находится в ведении военного лесничества и составляет 29, 3 тыс. га (т.1 л.д.119).
В приложении (без номера) к Договору содержится описание границ охотхозяйства "Тоцкое", согласно которому охотхозяйство находится на территории Тоцкого района на землях специального назначения, южная граница: Тоцкое, по реке Самара, ст. Тоцкая, Кирсановка до с.Николаевка (т.1 л.д.120). Также Приложением к договору является Карта-схема территории РСОО ВОО При ВО Оренбургского гарнизона от 2001 года, на карте за пределами территории охотхозяйства имеется обозначение "ГЛФ", что означает государственный лесной фонд (т.1 л.д. 121-122).
13 июля 2011 года между региональной спортивной общественной организацией "Военно-охотничье общество" Приволжского военного округа Оренбургского гарнизона и министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области заключено охотхозяйственное соглашение N 18 в котором указано, что южная граница проходит по северному берегу реки Самара на запад до п.Ключевой (пункт 2.1.2), а также указано на отсутствие лесных участков на территории охотхозяйства (пункт 2.2.2) (т.1 л.д.19-23).
В 2005 году Самарским охотничьим - рыболовным хозяйством Тоцкого района Оренбургской области был разработан Проект внутрихозяйственного устройства, согласно Разделу 2 "Краткая характеристика объекта исследования" Подразделу 2.1. "Местоположение, площадь, граница" к Проекту Самарское охотничье хозяйство Бузулукского РООООООиР занимает площадь 17 060 га. и имеет следующие границы, в том числе Северная - от дороги Медведка-Каменная Сарма по границе Бузулукского района до границы спецучастка, далее по западной и южной границе спец.участка до границы Сорочинского района. (т.1 л.д.164, 198).
Судом сделан вывод, что указанная в проекте внутрихозяйственного устройства северная граница обхода, соответствует южной границе Тоцкого охотхозяйства. В приложении имеется карта, на которую нанесены контуры участка по границе военного полигона, а также указан смежный пользователь - Тоцкое охотхозяйство.
26 февраля 2001 года Оренбургскому областному обществу охотников и рыболовов выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира сроком с 1 марта 2001 года по 1 марта 2011 года, в границах согласно распоряжению N 345-р от 11 мая 1994 года (т.1 л.д.114).
Из объяснений представителей административного ответчика и заинтересованных лиц в судебном заседании, и предоставленной аукционной документации (т.1 л.д.201-208), судом первой инстанции установлено, что участок Самарского обхода, ранее закрепленный за Оренбургским областным обществом охотников и рыболовов, был выставлен на аукцион, по результатам торгов на основании охотхозяйственного соглашения от 4 марта 2014 года N 75 передан ООО "Самарское" (т.1 л.д.209-217).
Автономной некоммерческой организацией Научно-исследовательский проектный институт "Кадастр" (далее АНО НИПИ "Кадастр") на основании государственного контракта от 3 сентября 2013 года N 032/13 по заданию министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области проводились работы по исследованию охотничьих угодий и охотничьих ресурсов на территории Оренбургской области, с целью составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области. По итогам проведенного исследования АНО НИПИ "Кадастр" составила Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области в двух частях.
Исходными данными являлись действующие законодательные и нормативные правовые документы (федеральные и региональные); нормативная, методическая и инструктивная документация, касающаяся использования охотничьих ресурсов и охотничьих угодий; материалы о состоянии, текущем использовании охотничьих ресурсов и охотничьих угодий, предоставленные министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, ФГБУ "Центрохотконтроль"; материалы федеральной системы статистического наблюдения, предоставленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, монографические и иные источники, содержащие результаты исследований, и другие информационные материалы по направлению НИОКР.
Также при разработке схемы АНО НИПИ "Кадастр" произвела анализ долгосрочных лицензий и охотхозяйственных соглашений, что подтверждается пояснительной запиской к Схеме, составленной АНО НИПИ "Кадастр" (часть 1 стр. 88, 92, 104).
Последующие изменения Схемы были обусловлены изменением наименований населенных пунктов Оренбургской области, заключением новых охотхозяйственных соглашений, (соответственно вносились изменения с отражением информации о новых закрепленных охотничьих угодьях и соответственно об изменении границ общедоступных охотничьих угодий), исправлением неточностей и не требовали проведения каких-либо видов работ (мониторингов, исследований и т.д.).
Судом первой инстанции установлено, что основанием для издания оспариваемого Указа от 29 декабря 2021 года N 746-ук стали установленные административным ответчиком фактические обстоятельства того, что спорная территория охотничьих угодий Тоцкого охотхозяйства в пойме реки Самара (южная граница схемы) административному истцу по долгосрочной лицензии и договору, заключенному на основании распоряжения главы администрации Оренбургской области от 18 июля 1997 года N 613-р, не предоставлялась. При подготовке проекта Указа от 29 декабря 2021 года N 746-ук была использована схема, разработанная АНО НИПИ "Кадастр", перечисленные первичные документы, которые стали основанием для заключения охотхозяйственного соглашения и выдачи лицензии, а также использовано заключение кадастрового инженера от 31 октября 2021 года Гондрабура В.А, согласно которому площадь земельного участка охотхозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ Тоцкое составила 27 924 га.
Кадастровым инженером при нанесении границ земельного участка использовалось описание границ, в том числе в отношении Южной границы: от места пересечения границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа с рекой Самара вдоль указанной реки в западном направлении до н.п.Тоцкое-2-е, далее в северо-западном направлении вдоль границы военного полигона до точки 2.
При натурном обследовании южной границы кадастровым инженером обнаружены фактические закрепленные аншлаги с указанием принадлежности территорий к охотхозяйствам с их названием, в том числе и РСОО ВОО При ВО ОГ охотхозяйство "Тоцкое".
Из объяснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что спорной является южная граница охотхозяйства "Тоцкое" и смежная с ней северная граница ООО "Самарское" участок N 1, расположенные в пойме реки Самара, спорным участком стал участок поймы реки Самара вдоль границы военного полигона.
Текстовое описание южной границы охотхозяйства "Тоцкое" по Указу Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года N 8-ук в редакции Указа Губернатора Оренбургской области от 14 июня 2017 года N 323-ук (то есть до издания оспариваемого Указа) было следующим: "Южная граница: от места пересечения границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа с рекой Самарой вдоль указанной реки в западном направлении мимо населенного пункта Тоцкое Второе до точки 2 (52°36, 218"; 52°39, 812")".
Согласно оспариваемому Указу от 29 декабря 2021 года N 746-ук текстовое описание южной границы охотхозяйства "Тоцкое" стало: "Южная граница: от места пересечения границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа с рекой Самара вдоль указанной реки в западном направлении до н.п. Тоцкое 2-е, далее в северо-западном направлении вдоль границы военного полигона до точки 2 (52 град. 36, 218 мин.; 52 град. 39, 812 мин.)".
Текстовое описание северной границы охотхозяйства ООО "Самарское" участок N 1 по Указу Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года N 8-ук в редакции Указа Губернатора Оренбургской области от 14 июня 2017 года N 323-ук (то есть до издания оспариваемого указа) было следующим: "Северная граница: от места пересечения автодороги Медведка - Каменная Сарма с границей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов вдоль указанной границы до точки 1 (52°39, 812"; 52°36, 218"), далее в юго-восточном направлении до населенного пункта Тоцкое Второе, далее по реке Самаре до ее пересечения с границей Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа".
Согласно оспариваемому Указу от 29 декабря 2021 года N 746-ук текстовое описание северной границы охотхозяйства ООО "Самарское" участок N 1 стало: "Северная граница: от места пересечения автодороги Медведка - Каменная Сарма с границей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов вдоль указанной границы до точки 1 (52 град. 39, 143 мин.; 52 град. 41, 708 мин.), от точки 1 (52 град. 39, 143 мин.; 52 град. 41, 708 мин.) до точки 2 (52 град. 36, 218 мин.; 52 град. 39, 812 мин.), далее в юго-восточном направлении вдоль границы военного полигона до н.п. Тоцкое 2-е, далее по реке Самаре до ее пересечения с границей Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа".
Отклоняя доводы административного истца о том, что в результате принятия Указа от 29 декабря 2021 года N 746-ук и изменения схемы охотничьих угодий уменьшилась территория охотхозяйства "Тоцкое" и увеличилась территория ООО "Самарское", суд исходил из того, что пойма реки Самары от пос.Тоцкое-2 на запад ранее относилась к территории закрепленной за Оренбургским областным обществом охотников и рыболовов ассоциации Росохотрыболовсоюз, что следует из распоряжения администрации Оренбургской области от 11 мая 1994 года N 345-р "О закреплении охотничьих угодий области и организации охотничьих хозяйств Оренбургского областного общества охотников и рыболовов ассоциации Росохотрыболовсоюз", которым предусмотрено, что за Оренбургским областным обществом охотников и рыболовов в пользование закреплены охотничьи угодья общей площадью 1 712, 1 тыс. га сроком на 25 лет в границах согласно приложениям 1, 2 для организации и ведения охотничьего хозяйства), управлению охотничьего хозяйства предписано заключить договор на пользование охотничьими угодьями с Оренбургским областным обществом охотников и рыболовов в границах согласно приложениям N 1, 2 и проекту внутрихозяйственного охотустройства 1989 года (т.1 л.д.149-157).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что АНО НИПИ "Кадастр" не были представлены указанные в ходе рассмотрения данного дела документы первичного предоставления участка РО ВОО При ВО МСОО ОО, а представленные для исследования охотхозяйственные соглашения, не содержали всей необходимой для определения границ информации. Спорная территория в пойме реки Самара в пользование административного истца по долгосрочной лицензии, выданной 21 июня 2001 года, и охотхозяйственному соглашению от 13 июля 2011 года N 18 не передавалась, а находилась в пользовании иного лица, в связи с чем, не имеется оснований признавать, что Указ от 29 декабря 2021 года N 746-ук не соответствует положениям части 1 и части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, так как южная граница охотхозяйства "Тоцкое" оспариваемым Указом приведена в соответствие с указанными лицензией и соглашением. Поскольку административным ответчиком не утверждалась полностью новая схема охотхозяйства, а лишь вносились изменения в уже существующую схему, уточнено описание границы охотхозяйства "Тоцкое" и ООО "Самарское" с учетом выданных лицензий и заключенных соглашений, поэтому не было необходимости проводить весь комплекс охотоустроительных работ и не имеется снований признавать, что изменение схемы территориального охотустройства Оренбургской области произведено с нарушением Порядка составления схемы размещения. Описание границ, приведенное в приложении оспариваемого Указа, соответствует пунктам 3, 4, 5, 6 и 7 Требований к описанию границ.
Также суд пришел к выводу, что доказательств того, что оспариваемый Указ нарушает законные права и интересы административного истца, не представлено, а внесение изменений в схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий не ограничило прав охотпользователя РО ВОО При ВО МСОО ОО по ведению деятельности в охотничьих угодьях, в тех границах и той площадью, которые закреплены в охотхозяйственном соглашении от 13 июля 2011 года N 18, в связи с чем пришел к выводу, что оспариваемый Указ принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и законных интересов заявителя не нарушает, поэтому правовых оснований для удовлетворения требований административного истца - нет.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, а также решение суда принято с нарушение норм материального права, в связи с чем подлежит отмене.
Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Порядок составления схемы размещения определяет, что схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления схемы и отражающих реальное состояние экосистем (пункт 7). При составлении схемы материалы о размещении и использовании охотничьих угодий, состоянии численности охотничьих ресурсов и среды их обитания приводятся в форме, обеспечивающей их совместимость с формами государственного охотхозяйственного реестра, государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в части информации, содержащейся в указанных документах (пункт 8).
Из приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2021 года N 519 "Об установлении порядка ведения, структуры, состава и форм государственного охотхозяйственного реестра, а также порядка сбора и хранения документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, предоставления такой информации заинтересованным лицам, форм обмена такой информацией и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 345 и от 17 июня 2014 года N 269" (далее приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2021 года N 519) следует, что государственный охотхозяйственный реестр содержит среди прочего документированную информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе сведения об охотничьих угодьях, закрепленных на основании охотхозяйственных соглашений (пункт 8 раздела III, форма 3.1).
Согласно отзыву административного ответчика (т.1 л.д.96-107) в ходе подготовки проекта Указа от 29 декабря 2021 года N 746-ук были исследованы и использованы решение исполнительного комитета Оренбургского областного Совета депутатов трудящихся от 25 февраля 1965 года N 155; договор на пользование охотничьими угодьями для ведения охотничьих хозяйств от 13 июня 1977 года, заключенный Госохотинспекцией и Оренбургским гарнизонным Советом ВОО При ВО; Паспорт Внутрихозяйственного устройства Тоцкого охотничьего хозяйства ВОО При ВО от 1987 года, разработанный Тоцким охотничьим хозяйством ВОО При ВО; распоряжение главы администрации области от 18 августа 1999 года N 747-р; долгосрочная лицензия Оренбургоблохотуправления от 21 июня 2001 года на пользование объектами животного мира; договор между Оренбургоблохотуправление и ВОО При ВО Оренбургского гарнизона о предоставлении участка (участков) охотничьих угодий для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты; распоряжение администрации Оренбургской области от 11 мая 1994 года N 345-р. Кроме того в основу подготовки проекта Указа положено заключение кадастрового инженера ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем в заключении кадастрового инженера ФИО13 от 31 октября 2021 года указано, что расчет площади земельного участка охотхозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое" произведен квартометрическим методом по документально описанным границам в Указе Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года N 8-ук с учетом документов о первичном предоставлении охотничьих угодий, в том числе смежным охотпользователям, а также использовано решение исполнительного комитета Оренбургского областного Совета депутатов трудящихся от 25 февраля 1965 года N 155, распоряжение администрации Оренбургской области от 11 мая 1994 года N 345-р, проект внутрихозяйственного охотустройства 1989 года.
Таким образом, кадастровым инженером Гондрабур В.А. использованы не все имевшиеся первичные документы, перечисленные административным ответчиком, а также не использованы материалы государственного охотхозяйственного реестра, распоряжение главы администрации Оренбургской области от 18 июля 1997 года N 613-р "О закреплении охотничьих угодий всеармейского общества охраны охотников и Оренбургского областного совета "Динамо", долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира от 21 июня 2001 года и охотхозяйствнное соглашение N 18 от 13 июля 2011 года.
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что в соответствии с пунктом 7 Порядка составления схемы размещения изменения схемы были разработаны на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления схемы и отражающих реальное состояние экосистем.
Кроме того, оспариваемым Указом изменено описание границ закрепленных охотничьих угодий не только административного истца, но и смежного землепользователя заинтересованного лица ООО "Самарское", в отношении изменения границ которого никаких обосновывающих материалов не представлено, а в заключении кадастрового инженера Гондрабура В.А. от 31 октября 2021 года не содержатся расчеты площади и описание границ закрепленных охотничьих угодий ООО "Самарское".
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что представленные АНО НИПИ "Кадастр" для исследования охотхозяйственные соглашения, не содержали всей необходимой для определения границ информации.
Как указанно выше Порядком составления схемы размещения определено, что схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, в который в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2021 года N 519 содержит в тот числе сведения об охотничьих угодьях, закрепленных на основании охотхозяйственных соглашений (пункт 8 раздела III, форма 3.1).
Согласно охотхозяйствнному соглашению N 18 от 13 июля 2011 года (т.1 л.д.19-23), заключенному с административным истцом, южная граница охотхозяйства "Тоцкое" идет по северному берегу р. Самара на запад до п. Ключевой. При этом, как следует из объяснений лиц, участвующих в деле (т.4 л.д.178-179), п. Ключевой в настоящее время прекратил свое существование и находится в Точке 2, которая используется в описании границ в Указе от 29 декабря 2021 года N 746-ук.
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в 2020 году обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Региональному отделению военно-охотничьему обществу Приволжского военного округа Межрегиональной спортивной общественной организации в Оренбургской области:
- о признании недействительным договора о предоставлении в пользование участка (участков) охотничьих угодий, для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, заключенного между Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Оренбургской области и ВОО При ВО Оренбургского гарнизона;
- о признании недействительной долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 21 июня 2001 года, выданной ВОО При ВО Оренбургского гарнизона;
- о признании недействительным охотхозяйственного соглашения N 18 от 13 июля 2011 года, заключенного министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области с Региональной спортивной общественной организацией "Военно-охотничье общество" Приволжского военного округа Оренбургского гарнизона;
- применении последствий недействительности сделки в виде возврата министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области охотничьих угодий.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 2 ноября 2020 года N А47-7514/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. В данном решении Арбитражного суда Оренбургской области указано, что судом не установлено наличия существенных нарушений порядка выдачи лицензии, а оспариваемое охотхозяйственное соглашение от 13 июля 2011 года N 18 заключено в порядке, регламентированном статьей 71 Федерального закона от 24 июня 2009 года N 209-ФЗ (т.2 л.д.134-138).
Таким образом, указанные договор о предоставление в пользование участка (участков) охотничьих угодий, для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира от 21 июня 2001 года, выданного ВОО При ВО Оренбургского гарнизона, и охотхозяйственное соглашение от 13 июля 2011 года N 18 недействительными не признаны, не расторгнуты, продолжают действовать в настоящее время.
При таких обстоятельствах являются необоснованными и не соответствуют обстоятельствам дела выводы суда первой инстанции о том, что спорная территория в пойме реки Самара в пользование административного истца по долгосрочной лицензии, выданной 21 июня 2001 года, и заключенному охотхозяйственному соглашению от 13 июля 2011 года N 18, не передавалась. Напротив указанным охотхозяйственным соглашением установлено, что южная граница охотхозяйства "Тоцкое" идет по северному берегу р. Самара на запад до п. Ключевой.
Соответственно Указ от 29 декабря 2021 года N 746-ук, в котором южная граница закрепленных охотничьих угодий административного истца расположена иным образом, чем указано в охотхозяйственном соглашении от 13 июля 2011 года N 18, а именно не полностью расположена вдоль берега реки Самара, а также в части указания общей площади охотничьих угодий административного истца не соответствует положениям частей 1 и 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, которыми предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.
Поскольку южная граница охотничьих угодий административного истца является смежной с северной границей охотничьих угодий ООО "Самарское", то карта-схема границ ОО "Самарское", участок N 1, утвержденная Указом от 29 декабря 2021 года N 746-ук, также не соответствует требованиям положений частей 1 и 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционного представления прокурора и апелляционной жалобы административного истца о необоснованных выводах суда первой инстанции о том, что описание границ, приведенное в приложении оспариваемого Указа, соответствует пунктам 3, 4, 5, 6 и 7 Требований к описанию границ.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 6 августа 2010 года N 306 "Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий" утверждены требования к описанию границ, согласно которым описание границ охотничьих угодий без использования навигационных приборов возможно только по четко видимым на местности и долго сохраняющимся ориентирам: береговым линиям или фарватерам внутренних постоянных и внешних водоемов, действующим железнодорожным путям, автомобильным дорогам с твердым покрытием или дорогам, имеющим дорожные кюветы, горным хребтам и вершинам, действующим высоковольтным линиям электропередач (пункт 4). При описании границ охотничьих угодий, проходящих вдоль водотоков, указываются названия водотоков и ориентиры выхода границы охотничьего угодья на водоток (устье, исток, для судоходных рек - километр, согласно лоции), направление границы относительно течения водотока, берег (правый или левый), по которому проходит граница или линия разделения водотока (фарватер, среднее течение) (пункт 7).
Судебная коллегия приходит к выводу, что в Указе от 29 декабря 2021 года N 746-ук описание границ охотничьих угодий административного истца и ООО "Самарское" составлено с нарушением пунктов 4 и 7 Требований к описанию границ, а именно при описании границ охотничьих угодий использованы такие ориентиры как "вдоль реки Самара в западном направлении", "далее по реке Самара до ее пересечения с границей Тоцкого муниципального района", поскольку в описании не указаны берег (правый или левый), по которому проходит граница или линия разделения водотока (фарватер, среднее течение), а также указан ориентир "вдоль границы военного полигона", который не является четко видимым на местности и долго сохраняющимся ориентиром и требует уточнения с помощью системы географических координат.
Суд первой инстанции указал, что поскольку административным ответчиком не утверждалась полностью новая схема охотхозяйства, а лишь вносились изменения в уже существующую схему, уточнено описание границы охотхозяйства "Тоцкое" и ООО "Самарское" с учетом выданных лицензий и заключенных соглашений, то не было необходимости проводить весь комплекс охотоустроительных работ и не имеется снований признавать, что изменение схемы территориального охотустройства Оренбургской области произведено с нарушением Порядка составления схемы размещения.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может, поскольку пунктом 11 Порядка составления схемы размещения прямо предусмотрено, что изменения вносятся в Схему в порядке, предусмотренном для ее составления.
Таким образом, оспариваемым указом Указ от 29 декабря 2021 года N 746-ук в оспариваемой части изменены границы РО ВОО МСОО ОО ОХ "Тоцкое" и уменьшена его общая площадь, что противоречит положениям Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, а также приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре", а кроме того приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 августа 2010 года N 306 "Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий" в части описания границ охотхозяйства.
Согласно заключению кадастрового инженера Гондрабура В.А. от 31 октября 2021 года площадь земельного участка охотхозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое" согласно произведенным кадастровым инженером замерам и составленной им схемой расположения границ земельного участка охотхозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое", в соответствии с которой в дальнейшем Указом от 29 декабря 2021 года N 746-ук утверждена Схема РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое", составила 27 924 га (т.1 л.д.135-142).
В материалы административного дела представлен технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий картографическим методом от 24 января 2022 года, составленный ИП Дегтяревым А.А, согласно которому общая площадь охотхозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое" составила 27 924 га, общая площадь охотхозяйства "Тоцкое" по Указу от 29 декабря 2021 года N 746-ук составляет 26 364 га, что не соответствует площади 27 924 га, указанной в Приложении к этому Указу (т.1 л.д.27-54).
Согласно замечаниям административного истца на возражения административного ответчика и заинтересованных лиц, возражению на заключение кадастрового инженера Гондрабура В.А. по расчету площади охотхозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое" и картографическим материалам, площадь земельного участка охотхозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое", рассчитанная картометрическим методом, кадастровым инженером Гондрабура В.А. выполнена с грубыми ошибками по северной и восточной части, что дает увеличение площади охотхозяйства более чем на 1 500 га. Согласно приведенным координатам поворотных точек в каталоге координат приложения 1 точки 159-169 находятся в среднем на 350 м севернее границы Тоцкого района; точки 174-177 находятся на расстоянии 340 м от автодороги от населенного пункта Маховка до населенного пункта Пронькино; точки 179-180 находятся восточнее реки Боровка от 300 до 500 м; линия образуемая точками 1-8 находится юго-западнее автодороги на 500 м и не заходит в населенный пункт Березовка; точки 8-14 располагаются на 300 м восточнее границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа (т.1 л.д.174-186)
В целях устранения противоречий между заключением кадастрового инженера Гондрабура В.А. от 31 октября 2021 года и техническим отчетом по результатам инженерно-геодезических изысканий картографическим методом от 24 января 2022 года, составленным ИП Дегтяревым А.А. с учетом возражений на заключение кадастрового инженера Гондрабура В.А, относительно площади и границ земельного участка охотхозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое", установленных в Указе от 29 декабря 2021 года N 746-ук, в соответствии с положениями статей 77, 308 КАС РФ определением судебной коллегии от 14 июля 2022 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России.
ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России представлено заключение эксперта N 4072/06-4 от 22 декабря 2022 года.
Судебная коллегия пришла к выводу, что заключение эксперта ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России N 4072/06-4 от 22 декабря 2022 года является неполным, так как у эксперта отсутствовали сведения о границе военного полигона, о местонахождении Марушанских гор, с. Орловка, п. Ключевой (село Ключевое), урочище Дубрава, в связи с чем эксперт не мог полностью ответить на поставленные судом вопросы. По этой причине заключение эксперта ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России N 4072/06-4 от 22 декабря 2022 года судебная коллегия во внимание не принимает.
Поскольку в материалы дела были представлены и приобщены новые доказательства, указывающие на местонахождение данных объектов, судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 83 КАС РФ определением от 23 января 2023 года назначила дополнительную судебную экспертизу, с учетом новых доказательств, представленных в суд апелляционной инстанции и приобщенных к материалам дела, проведение которой поручено ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России.
ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России представлено заключение эксперта Анисимова С.М. N 1430/06-4 от 14 марта 2023 года, согласно которому текстовая часть описания границ закрепленных охотничьих угодий охотничьего хозяйства "РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое", утвержденных Указом от 29 декабря 2021 года N 746-ук, не соответствует карте-схеме границ (картографическому материалу) охотничьего хозяйства "РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое", утвержденной этим же Указом, по Южной границе, поскольку согласно описания "от Южной стороны до Западной стороны граница проходит вдоль границы военного полигона до точки 2 (52°36, 218"; 52°39, 812")", граница военного полигона не соответствует карте-схеме границ (картографическому материалу) охотничьего хозяйства "РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое".
Текстовая часть описания границ закрепленных охотничьих угодий ООО "Самарское", участок N 1, утвержденных Указом от 29 декабря 2021 года N 746-ук, не соответствует карте-схеме границ (картографическому материалу) ООО "Самарское", участок N 1, утвержденной этим же Указом, по Северной границе, поскольку согласно описанию охотничье угодье охотничье хозяйство ООО "Самарское", участок N 1, проходит в юго-восточном направлении вдоль границы военного полигона; граница военного полигона не соответствует карте-схеме границ (картографическому материалу) ООО "Самарское", участок N 1.
В результате сравнения текстовой части описания закрепленных охотничьих угодий охотничьего хозяйства "РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое", утвержденных Указом от 29 декабря 2021 года N 746-ук, и текстовой части описания охотхозяйственного соглашения N 18 от 13 июля 2011 года, заключенного между региональной спортивной общественной организацией "Военно-охотничье общество" Приволжского военного округа Оренбургского гарнизона и министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, установлено, что текстовая часть отличается друг от друга в наименовании населенных пунктов; обе текстовые части соответствуют карте-схеме границ (картографический материал) закрепленных охотничьих угодий охотничьего хозяйства "РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое". Вместе с тем, границы охотничьего хозяйства "РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое", определенные относительно ориентиров, указанных в текстовых частях описаний, не могут является точным отображением контура границ участка, поскольку отсутствуют координаты, дирекционные углы и линейные промеры, позволяющие определить точное местоположение границ земельного участка.
В результате сравнения текстовой части описания границ закрепленных охотничьих угодий охотничьего хозяйства ООО "Самарское", участок N 1, утвержденных Указом от 29 декабря 2021 года N 746-ук, и текстовой части описания охотхозяйственного соглашения N 75 от 4 марта 2014 года, заключенного между ООО "Самарское" и министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, установлено, что текстовая часть отличается друг от друга в наименовании населенных пунктов; обе текстовые части описания границ соответствуют карте-схеме границ (картографический материал) закрепленных охотничьих угодий охотничьего хозяйства ООО "Самарское", участок N 1. Вместе с тем, границы охотничьего хозяйства ООО "Самарское", участок N 1, определенные относительно ориентиров, указанных в текстовых частях описаний, не могут является точным отображением контура границ участка, поскольку отсутствуют координаты, дирекционные углы и линейные промеры, позволяющие определить точное местоположение границ земельного участка.
Согласно заключению эксперта ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России площадь в Тоцком районе, в Сорочинском городском округе и общая площадь закрепленных охотничьих угодий охотничьего хозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое", утвержденных Указом от 29 декабря 2021 года N 746-ук, составляет:
площадь, установленная текстом Указа (га)
площадь на основании карты-схемы границпо Указу (га)
площадь на основании текстового описания границ по Указу (га)
Тоцкий район
25 330
24 637
24 320
Сорочинский городской округ
2 594
2 789
2 789
Общая площадь
27 924
27 426
27 109
Из заключения эксперта ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России N 1430/06-4 от 14 марта 2023 года следует, что в Указе от 29 декабря 2021 года N 746-ук в отношении закрепленных охотничьих угодий охотничьего хозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое" не соответствуют друг другу: площадь, установленная в тексте Указа, площадь, рассчитанная на основании карты-схемы границ закрепленных охотничьих угодий по Указу, и площадь, рассчитанная на основании текстового описания границ по Указу.
Максимальное отличие площади имеется в Тоцком районе между площадью, установленной текстом Указа и площадью, рассчитанной на основании текстового описания границ по Указу, составляет: 25 330 - 24 320= 1 010 га.
Таким образом, площадь закрепленных охотничьих угодий охотничьего хозяйства административного истца РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое" в Тоцком районе и общая площадь по тексту Указа больше, чем площади, рассчитанные на основании карты-схемы границ и на основании текстового описания границ. В то же время в Сорочинском городском округе площадь по тексту Указа меньше, чем площадь, рассчитанная на основании карты-схемы границ и на основании текстового описания границ.
Согласно заключению эксперта ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России площадь закрепленных охотничьих угодий охотничьего хозяйства ООО "Самарское", участок N 1 в Тоцком районе, утвержденных Указом от 29 декабря 2021 года N 746-ук, составляет:
Площадь, установленная текстом Указа (га)
площадь на основании карты-схемы границпо Указу (га)
площадь на основании текстового описания границ по Указу (га)
Тоцкий район
16 000
17 064
16 914
Из заключения эксперта ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России N 1430/06-4 от 14 марта 2023 года следует, что в Указе от 29 декабря 2021 года N 746-ук в отношении закрепленных охотничьих угодий охотничьего хозяйства ООО "Самарское", участок N 1 в Тоцком районе не соответствуют друг другу: площадь, установленная в тексте Указа, площадь, рассчитанная на основании карты-схемы границ закрепленных охотничьих угодий по Указу, и площадь, рассчитанная на основании текстового описания границ по Указу.
Максимальное отличие площади между площадью, установленной текстом Указа и площадью, рассчитанной на основании карты-схемы границ по Указу, составляет: 16 000 - 17 064= - 1 064 га.
Таким образом, площадь закрепленных охотничьих угодий охотничьего хозяйства заинтересованного лица ООО "Самарское", участок N 1 в Тоцком районе, по тексту Указа меньше, чем площади, рассчитанные на основании карты-схемы границ и на основании текстового описания границ.
В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 21 января 2010 года N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Поскольку в подпункте 1.3 пункта 1 Указа от 29 декабря 2021 года N 746-ук в отношении закрепленных охотничьих угодий охотничьего хозяйства административного истца РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое", и закрепленных охотничьих угодий охотничьего хозяйства заинтересованного лица ООО "Самарское", участок N 1 в Тоцком районе, не соответствуют друг другу площадь, установленная в тексте Указа, площадь, рассчитанная на основании карты-схемы границ закрепленных охотничьих угодий по Указу, и площадь, рассчитанная на основании текстового описания границ по Указу, то в указанной части оспариваемый Указ от 29 декабря 2021 года N 746-ук не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер, в связи с чем подлежит признанию недействующим в обжалуемой части.
Вопреки выводам суда первой инстанции, оспариваемый Указ от 29 декабря 2021 года N 746-ук нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку ограничивает его права охотпользователя по ведению деятельности в охотничьих угодьях в тех границах и той площадью, которые закреплены в охотхозяйственном соглашении от 13 июля 2011 года N 18.
Доводы письменных пояснений административного ответчика и заинтересованного лица ООО Самарское" на заключение эксперта ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России N 1430/06-4 от 14 марта 2023 года о том, что неточности в нанесении границ на карту-схему были допущены по причине отсутствия у министерства природных ресурсов специального программного комплекса для изготовления картографического материала, что отклонение в площади составляет менее 10 %, что является допустимым в силу пункта 2 статьи 42.9 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Положениями пункта 2 статьи 42.9 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что площадь земельного участка, относящегося к земельным участкам, указанным в части 6 статьи 42.1 данного Федерального закона, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, может отличаться от площади такого земельного участка, указанной в документе, предусмотренном пунктом 1, 2, 3, 4 или 5 части 6 статьи 42.1 данного Федерального закона, не более чем на десять процентов.
Вместе с тем статья 42.1 указанного Федерального закона регулирует комплексные кадастровые работы, под которыми в целях данного Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов, или территориях, указанных в части 1 статьи 42.11 данного Федерального закона (далее - территория выполнения комплексных кадастровых работ) (часть 1 статьи 42.1). В части 6 статьи 42.1 данного Федерального закона установлены особенности выполнения комплексных кадастровых работ в отношении ряда объектов, к каковым закрепленные охотничьи угодья не относятся.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, решение суда принято с нарушение норм материального права, в связи с чем подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии с Пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Из объяснений в суде апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, следует, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, в связи с чем судебная коллегия признает его недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оренбургского областного суда от 29 марта 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Регионального отделения военно-охотничьего общества Приволжского военного округа межрегиональной спортивной общественной организации в Оренбургской области удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1.3 пункта 1 Указа Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года N 746-ук "О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года N 8-ук" и приложение к данному указу.
Сообщение о принятии настоящего апелляционного определения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (www.pravo.orb.ru).
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 апреля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.