г. Нижний Новгород
12 апреля 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Бушминой А.Е, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ООО "Газпром добыча Оренбург" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по частной жалобе ООО "Газпром добыча Оренбург" на определение судьи Оренбургского областного суда от 7 февраля 2023 года об отказе в приятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
административный истец ООО "Газпром добыча Оренбург" обратилось в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты" в размере их рыночной стоимости.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 7 февраля 2023 года на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в принятии административного искового заявления ООО "Газпром добыча Оренбург" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - отказано, поскольку указанное заявление не подлежит рассмотрению в судах.
В частной жалобе ООО "Газпром добыча Оренбург" просило указанное определение судьи отменить.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 306 и частью 1 статьи 63 КАС РФ приобщены к материалам дела в качестве доказательств решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Оренбургской области при Правительстве Оренбургской области от 14 декабря 2022 года NN48/534, 48/535, 48/536, 48/537, 48/538, 48/539, 48/540, 48/541, 48/542, 48/543 ООО "Газпром добыча Оренбург".
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию, созданную уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) до 1 января 2026 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решений о дате перехода к применению положений статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 августа 2017 года N 634-п "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с указанным Федеральным законом - 1 сентября 2017 года.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2022 года N 1514-пп датой перехода к применению на территории Оренбургской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлено 1 января 2023 года.
Таким образом, 1 января 2023 года в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории Оренбургской области, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ и не могут применяться положения статьи 22 указанного Федерального закона.
С указанной даты на территории Оренбургской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, одновременно с оспариванием такого решения может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Отказывая в принятии административного иска, судья исходил из того, что ООО "Газпром добыча Оренбург" не соблюден внесудебный порядок, поскольку административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости подано минуя обращение в бюджетное учреждение.
С такими выводами судьи суд апелляционной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Положениями пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ установлено, что иное не предусмотрено КАС РФ, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В силу приведенных норм Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по их применению несоблюдение внесудебного порядка установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, то есть обращение в суд с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, является основанием для отказа в принятии такого административного иска.
Из материала по административному исковому заявлению ООО "Газпром добыча Оренбург" следует, что ООО "Газпром добыча Оренбург", являясь собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" и относясь к числу лиц, чьи права и обязанности затронуты результатами определения их кадастровой стоимости (часть 1 статьи 245 КАС РФ), обратился 29 ноября 2022 году в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Оренбургской области при Правительстве Оренбургской области.
По результатам рассмотрения заявлений административного истца Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Оренбургской области при Правительстве Оренбургской области приняла решения от 14 декабря 2022 года NN48/534, 48/535, 48/536, 48/537, 48/538, 48/539, 48/540, 48/541, 48/543 об отклонении заявления об оспаривании.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Таким образом, положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, действующие в Оренбургской области с 1 января 2023 года, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку процедура оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости начата административным истцом до указанной даты.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что определение судьи об отказе принятии административного искового заявления является незаконным, необоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 316 КАС РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, вправе отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Учитывая, что рассмотрение данного административного искового заявления отнесено к подсудности Оренбургского областного суда, материал по данному административному исковому заявлению подлежит направлению в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Оренбургского областного суда от 7 февраля 2023 года об отказе в приятии административного искового заявления ООО "Газпром добыча Оренбург" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - отменить.
Материал по административному исковому заявлению ООО "Газпром добыча Оренбург" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, направить в Оренбургский областной суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Оренбургский областной суд.
Судья А.Е. Бушмина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.