Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И. рассмотрев жалобу Яковлевой Эльзы Анатольевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 декабря 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 января 2023 года, вынесенные в отношении начальника юридического отдела некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" Яковлевой Эльзы Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 января 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника юридического отдела некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" Яковлевой Э.А. прекращено на основании статьи 2.9 названного Кодекса в связи с малозначительностью административного правонарушения, указанное лицо освобождено от административной ответственности с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Яковлева Э.А. просит отменить состоявшиеся в отношении нее судебные акты приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Кочков И.А, извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о поданной жалобе, в установленный срок возражения не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ) и распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Согласно части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
В силу части 2 статьи 1 названного Закона порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, 15 августа 2022 года Кочков И.А. через ГИС ЖКХ направил в адрес регионального оператора - некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" обращение по вопросу способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества, которое зарегистрировано 17 августа 2022 года.
Организация рассмотрения и подготовки ответа на вышеуказанное обращение поручена начальнику юридического отдела некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" Яковлевой Э.А.
Ответ на обращение Кочкова И.А. был направлен указанным должностным лицом только 21 сентября 2022 года, то есть с нарушением установленного статьей 12 Закона 59-ФЗ тридцатидневного срока (до 16 сентября 2022 года).
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения заместителем прокурора Чувашской Республики дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Яковлевой Э.А.
Факт нарушения начальником юридического отдела некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" порядка рассмотрения обращений граждан подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 3-5), актом проверки прокурора (л.д. 6), сведениями ГИС ЖКХ (л.д. 7), ответом Яковлевой Э.А. на обращение (л.д. 8), должностной инструкцией начальника юридического отдела (л.д. 13), информацией генерального директора ФИО6 о передаче обращения Яковлевой Э.А. для подготовки ответа (л.д. 50, 53), журналом регистрации входящих документов (л.д. 54) и иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья, а также судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях начальника юридического отдела Яковлевой Э.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировой судья, с учетом характера административного правонарушения, отсутствия отягчающих обстоятельств и негативных последствий совершенного правонарушения применил положения статьи 2.9 названного Кодекса, освободил лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, и прекратил производство по делу.
Судья районного суда с выводами мирового судьи согласился, правовых оснований для прекращения производства по делу по иным основаниям не установил.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Яковлева Э.А. в обоснование незаконности судебных актов приводит доводы о том, что субъектом административного правонарушения не является, поскольку публично-значимые функции не осуществляет.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу предыдущими судебными инстанциями, своего подтверждения не нашли, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебных актах.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Субъектами правонарушения по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе являются должностные лица организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Учредителем некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" является Чувашская Республика, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Некоммерческая организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" осуществляет публично значимые функции, в связи с чем обязана рассматривать обращения граждан в целях обеспечения реализации и защиты их конституционных прав и свобод.
Из должностной инструкции начальника юридического отдела следует, что начальник юридического отдела относится к категории руководителей организации и подчиняется непосредственно Генеральному директору.
В должностные обязанности начальника юридического отдела входит, в том числе, обеспечение законности в деятельности организации, защита правовых интересов, методическое руководство правовой работой.
Рассмотрение поступившего обращения Кочкова И.А. поручено генеральным директором некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" начальнику юридического отдела - Яковлевой Э.А.
Таким образом, вывод предыдущих судебных инстанций о наличии в деянии начальника юридического отдела некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" Яковлевой Э.А, относящейся к категории руководителей организации, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является верным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия указанного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
Из доводов, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.
Порядок и срок давности привлечения Яковлевой Э.А. к административной ответственности соблюдены. Правила территориальной подсудности соблюдены, право на защиту не нарушено.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 декабря 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 января 2023 года, вынесенные в отношении начальника юридического отдела некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" Яковлевой Эльзы Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Яковлевой Эльзы Анатольевны - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.