Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 23 января 2023 года кассационную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 15 сентября 2022 года по административному делу N 2а-796/2022 по административному исковому заявлению Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Администрации муниципального образования "город Ульяновск" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав против ее удовлетворения возражения прокурора Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Правительству Ульяновской области (далее - Правительство), Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - Министерство) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что в ходе проверочных мероприятий в сфере надзора за исполнением природоохранного законодательства обнаружен земельный участок, расположенный между участками N и N ("адрес"), на котором располагается несанкционированная свалка строительных и иных отходов. На стороне дороги, примыкающей к земельному участку с кадастровым номером N, на расстоянии около 255 метров от автомобильной дороги "Ульяновск-Мирный-Архангельское" размещены 2 навала строительных отходов: бетон, асфальт и другие, площадью около 40 кв.м, 260 кв.м, соответственно. Право собственности на земельный участок не разграничено. По мнению прокурора, Министерство является лицом, ответственным за содержание данного земельного участка, при этом ненадлежащим образом осуществляет свои обязанности, поскольку несанкционированная свалка на указанном земельном участке находится продолжительное время.
В целях устранения выявленных нарушений прокурором 12 мая 2021 года в адрес Министерства было внесено представление. Из ответа на указанное представление следует, что Министерством информация о несанкционированной свалке была направлена в адрес Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в целях ликвидации места размещения отходов. Вместе с тем, в результате обследования, проведенного прокуратурой 13 октября 2021 года, установлено, что нарушения природоохранного законодательства не устранены.
В этой связи, обратившись в суд, прокурор просил признать незаконным бездействие Правительства и Министерства, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, и возложить на них обязать ликвидировать указанную несанкционированную свалку.
Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 27 апреля 2022 года, с учетом определения об исправлении описки от 3 июня 2022 года, административное исковое заявление прокурора был удовлетворен частично. Признано неправомерным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Правительства Ульяновской области в части непринятия в пределах своей компетенции мер по устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении земельного участка, расположенного на расстоянии около 255 метров от автомобильной дороги "Ульяновск-Мирный-Архангельское", на расстоянии 155 м от земельного участка с кадастровым номером N, (координаты GPS N) ("адрес"), в месте несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов. Возложена на Правительство Ульяновской области обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 15 сентября 2022 года решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 27 апреля 2022 года, сучетом определения того же суда об исправлении описки от 3 июня 2022 года, отменено. По делу принято новое решение, которым признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, с возложением обязанности ее ликвидации. В удовлетворении административного искового заявления прокурора к Правительству Ульяновской области отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 15 сентября 2022 года отменить, в удовлетворении Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности отказать, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора, объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, в соответствии с положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как указано в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По данному делу такие правовые и фактические условия судом апелляционной инстанции были установлены.
Как следует из материалов административного дела, в ходе проверки, проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области, выявлено, что между участками с кадастровыми номерами N и N ("адрес") имеется несанкционированная свалка строительных и иных отходов (бетон, асфальт), площадь складирования около 40 кв.м и 260 кв.м, соответственно.
Место несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов расположено на земельном участке на расстоянии около 255 метров от автомобильной дороги "Ульяновск-Мирный-Архангельское", на расстоянии 155 м от земельного участка с кадастровым номером N, (координаты GPS N) ("адрес"), Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных прокурором требований и определяя круг надлежащих административных ответчиков, суды первой инстанции исходил из того, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки с учетом места ее расположения и характера находящихся на ней отходов, и с учетом положений Федеральных законов от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указа Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года N 118, Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года N 1/51-П, должна быть возложена, в том числе, на Правительство Ульяновской области и Министерство.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о частичном удовлетворении административного искового заявления прокурора, суд апелляционной инстанции указал, что Правительство Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия в области управления и распоряжения имуществом Ульяновской области принадлежат Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области как исполнительному органу государственной власти Ульяновской области. Органом, осуществляющим полномочия в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами в Ульяновской области является Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в связи с чем именно на данный орган следует возложить обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на спорном земельном участке.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на применимых нормах материального и процессуального права и при надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы административного дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
В силу подпунктов 1.1, 20 пункта 2.5 Положения "О Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области", утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года N 1/51-П, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками находящимися в государственной собственности Ульяновской области, а также полномочия по распоряжению земельными участками, государственная
собственность на которые не разграничена.
Принимая во внимание данные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что надлежащим административным ответчиком по делу, допустившим неправомерное бездействие, является Министерство, которое осуществляет полномочия собственника в отношении земельного участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка.
Поэтому, возложение судом апелляционной инстанции на это Министерство обязанности ликвидировать свалку является правильным, а принятый по делу судебный акт законным и обоснованным, постановленным на применимых нормах материального права, регулирующих спорные отношения, надлежащем установлены юридически значимых обстоятельств, верной правовой оценке представленных сторонами доказательств.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, и не могут повлиять на правильность постановленного по делу судебного решения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 15 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.