Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 28 февраля 2023 года кассационную жалобу Гараева Р.Р. на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года по административному делу N 2а-5629/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС N 6 по Республике Татарстан к Гараеву Р.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гараев Р.Р. является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 - 2020 годы в связи с регистрацией за ним объектов налогообложения:
- гараж с кадастровым номером: N;
- объект индивидуального жилищного строительства, кадастровый N (дата регистрации права - 24 сентября 2019 года);
- земельный участок, кадастровый N;
- земельный участок, кадастровый N;
- земельный участок, кадастровый N;
- земельный участок, кадастровый N;
- земельный участок, кадастровый N;
- земельный участок, кадастровый N;
- земельный участок, кадастровый N;
- земельный участок, кадастровый N (дата регистрации права - 24 сентября 2019 года);
- земельный участок, кадастровый N;
- автомобиль легковой, марка/модель PORSHE CAYENNE, государственный регистрационный знак: N (дата прекращения регистрации права - 11 августа 2020 года);
- автомобиль легковой, марка/модель: PORSHE CAYENNE, государственный регистрационный знак: N.
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления:
от 3 августа 2020 года N 14172664 о необходимости в срок не позднее 1 декабря 2020 года уплатить транспортный налог за 2019 год в размере 37 275 руб, земельный налог за 2019 год в размере 14 283 руб, налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 2 544, 73 руб.;
от 1 сентября 2021 года N 40378485 о необходимости в срок не позднее 1 декабря 2021 года уплатить транспортный налог за 2020 год в размере 29 463 руб, земельный налог за 2020 год в размере 16 684 руб, налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 19 031 руб.
В связи с неуплатой налоговой задолженности в адрес административного ответчика посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика направлены требования:
N 51111 по состоянию на 4 августа 2021 года об уплате налога на имущество физических лиц в размере 2 544, 73 руб, земельного налога в размере 1 996 руб, неуплаченных в срок до 1 декабря 2020 года, и пени на общую сумму 175, 43 руб, установлен срок исполнения - до 15 сентября 2021 года;
N 666380 по состоянию на 10 декабря 2021 года об уплате налога на имущество физических лиц в размере 19 031 руб, земельного налога в размере 16 684 руб, транспортного налога в размере 29 463 руб. неуплаченных в срок до 1 декабря 2021 года, и пени на общую сумму 130, 36 руб, установлен срок исполнения - до 21 января 2022 года.
Гараевым Р.Р. вышеуказанные требования не исполнены.
22 марта 2022 года исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 6 по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с Гараева Р.Р. недоимки по налогам и пени, который отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа.
21 июня 2022 года Межрайонная ИФНС N 6 по Республике Татарстан обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС N 6 по Республике Татарстан удовлетворено, с Гараева Р.Р. взыскана задолженность по уплате налогов за указанные объекты налогообложения по уплате налога на имущество физических лиц за 2019 - 2020 годы в размере 21 575, 73 руб, пени за периоды со 2 декабря 2020 года по 3 августа 2021 года, со 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года в размере 136, 38 руб, по уплате транспортного налога за 2020 год в размере 29 463 руб, пени за период со 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года в размере 58, 93 руб, по уплате земельного налога за 2019 - 2020 годы в размере 18 680 руб, пени за периоды со 2 декабря 2020 года по 3 августа 2021 года, со 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года в размере 110, 48 руб, а также государственная пошлина в размере 2 300, 74 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Гараев Р.Р. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объёме. Указывает, что решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 апреля 2022 года с него уже частично взыскана налоговая задолженность за 2019 год, соответственно, требования в указанной части являются неправомерными.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 Налогового Кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 400 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов является пени (пункт 1 статьи 72 вышеназванного Кодекса).
В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщиком подлежат уплате пени на просроченную сумму (пункт 1), которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3), и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из то, что налогоплательщиком не была исполнена обязанность по уплате налога; размер недоимки исчислен верно; сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены. В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о том, что решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 апреля 2022 года с Гараева Р.Р. взыскана налоговая задолженность за 2019 год, является несостоятельным.
Из решения Советского районного суда города Казани от 8 апреля 2022 года по административному делу N 2а-2226/2022 усматривается, что с налогоплательщика взыскана недоимка за 2019 год по транспортному налогу в размере 37 275, 51 руб, пени в размере 737, 43 руб. за период со 2 декабря 2020 года по 18 апреля 2021 года, недоимка по земельному налогу в размере 12 287 руб, пени в размере 243, 08 руб. за период со 2 декабря 2020 года по 18 апреля 2021 года.
В настоящем административном деле налоговым органом заявлены требования о взыскании с Гараева Р.Р. недоимки по уплате налога на имущество физических лиц за 2019 - 2020 годы в размере 21 575, 73 руб. и пени; по уплате транспортного налога за 2020 год в размере 29 463 руб. и пени; по уплате земельного налога за 2019 - 2020 годы в размере 18 680 руб. и пени.
То есть также заявлены требования о взыскании задолженности по земельному налогу за 2019 год. Вместе с тем следует учесть следующее.
В налоговом уведомлении от 3 августа 2020 года N 14172664 земельный налог за 2019 год исчислен в размере 14 283 руб.
Решением Советского районного суда города Казани от 8 апреля 2022 года взыскана задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере 12 287 руб. В настоящем споре налоговым органом заявлено о взыскании земельного налога за 2019 год, исходя из налоговых уведомлений от 3 августа 2020 года N 14172664 и от 1 сентября 2021 года N 40378485, в размере (18 680 - 16 684) = 1 996 руб, а именно в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:350102:621 и 16650:210301:4006, то есть недоимки по налогам в отношении предметов налогообложения, не являвшихся предметом судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гараева Р.Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.