Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В.
судей Федотовой Е.В, Шайдуллина Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шарымовой Натальи Анатольевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 декабря 2022 года по гражданскому делу N 2-2410/2022 по иску Шарымовой Натальи Анатольевны к Государственному учреждению - отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, обязании назначить досрочную страховую пенсию, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Шарымова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (в настоящее время Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию. В обоснование иска указано, что 02 декабря 2021 года истец подала заявление о назначении досрочной пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Ответчик отказал в досрочном назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа, поскольку стаж работы, дающий право истцу на досрочное назначение страховой пенсии по старости на день обращения за назначением пенсии, составил 27 лет 9 месяцев 2 дней, при необходимом стаже 30 лет. Решением об отказе в установлении пенсии N от 03 марта 2022 года.
Ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитаны следующие периоды работы Истца: с 01 марта 1992 года по 12 сентября 1995 года, с 01 октября 1996 года по 22 февраля 2000 года, с 06 июня 2001 года по 28 октября 2002 года в должности фельдшер на подстанции скорой медицинской помощи, являющегося структурным подразделением МУЗ "Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи", с 08 августа 2017 года по 25 апреля 2019 года в должности медицинская сестра постовая в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом "Соловьиная роща". С учетом изложенного, Шарымова Н.А. просила суд обязать ГУ-ОПФР по Ульяновской области включить в ее специальный стаж периоды работы с 01 марта 1992 года по 12 сентября 1995 года, с 01 октября 1996 года по 22 февраля 2000 года, с 06 июня 2001 года по 28 октября 2002 года в должности фельдшер на подстанции скорой медицинской помощи, являющегося структурным подразделением МУЗ "Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи", с 08 августа 2017 года по 25 апреля 2019 года в должности медицинская сестра постовая в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом "Соловьиная роща" и назначить страховую пенсию по старости, взыскать в ее пользу расходы на оплату государственной пошлины.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 июля 2022 года исковые требования Шарымовой Натальи Анатольевны к Государственному учреждению - отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, обязании назначить досрочную страховую пенсию, удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 декабря 2022 года решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 июля 2022 года отменено в части и принято новое.
В кассационной жалобе Шарымовой Н.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
От ответчика поступили возражения.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Шарымова Н.А. 02 декабря 2021 года обратилась в ГУ - ОПФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровы населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - ОПФР по Ульяновской области от 03 марта 2022 года N ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа.
При этом периоды работы с 01 марта 1992 года по 12 сентября 1995 года, с 01 октября 1996 года по 22 февраля 2000 года, с 06 июня 2001 года по 28 октября 2002 года в должности фельдшера на подстанции скорой медицинской помощи, являющегося структурным подразделением МУЗ "Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи", с 08 августа 2017 года по 25 апреля 2019 года в должности медицинской сестры постовой в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом "Соловьиная роща", не были засчитаны в специальный страховой стаж истицы.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истицы в должности фельдшера на подстанции скорой медицинской помощи, являющегося структурным подразделением МУЗ "Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи" не свидетельствует о ее работе, подлежащей включению в ее специальный стаж. При этом в отношении периода работы истца с 08 августа 2017 года по 25 апреля 2019 года в должности медицинской сестры постовой в ОГКУ для детей-широт и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом "Соловьиная роща" судом сделан противоположный вывод.
Истцом не оспаривалось решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований.
С выводами суда первой инстанции при рассмотрении жалобы ответчика в той части, которой требования были удовлетворены, не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что в период работы Шарымовой Н.А. с 08 августа 2017 года по 25 апреля 2019 года в должности медицинской сестры постовой в ОГКУ для детей-широт и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом "Соловьиная роща", действовал Список N781, где п. 31 раздела "наименование учреждения" предусмотрены учреждения социального обслуживания населения, в том числе детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками.
Детский дом общего профиля как учреждение социального обслуживания в разделе "Наименование учреждений" в вышеуказанном Списке N 781 не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 3 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 года N 481, к организациям для детей сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.
Примерная номенклатура организаций социального обслуживания утверждена Приказом Минтруда России от 17 декабря 2020 года N 918н, который детские дома общего профиля к организациям социального обслуживания не относит.
Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 353-ст утвержден "ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стапндарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания", которым в пункте 4.3 установлены виды учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, среди которых также поименованы только детские дома-интернаты для умственно отсталых детей (п. 4.3.4) и дома-интернаты для детей с физическими недостатками (п. 4.3.5).
Согласно уставу ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом "Соловьиная роща" данное учреждение осуществляет образовательную деятельность по дошкольному и дополнительному образованию.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждении образования - детском доме, который не относится к учреждениям здравоохранения и не поименован в соответствующих разделах Списка профессий и должностей работников здравоохранения, и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.
Кроме того суд апелляционной инстанции указал, что приходя к выводу об удовлетворении исковых требований Шарымовой Н.А. о включении ей в специальный страховой стаж периода работы с 08 августа 2017 года по 25 апреля 2019 года в должности медицинской сестры постовой в ОГКУ для детей-широт и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом "Соловьиная роща", суд первой инстанции не учел, что Шарымова Н.А. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования 24 сентября 1999 года, с учетом выписки спорный период отражен обычными условиями.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований, с вынесением нового решения об отказе в заявленных требованиях
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, действующая на день подачи заявления истцом в органы Пенсионного фонда).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым предусмотрено, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью пользуется медицинская сестра, в разделе "Наименование учреждений" данного Списка такое учреждение как детский дом - не поименовано.
При таком положении, поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что истец осуществляла в спорный период трудовую деятельность в учреждении, не относящемся к учреждениям системы здравоохранения, а законодатель предусмотрел возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости не в связи с любой работой в данной профессиональной сфере, а лишь в случае выполнения ее при влиянии различного рода неблагоприятных факторов, повышенной нагрузки в учреждениях здравоохранения, то оснований для включения в спорного периода у суда не имелось.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанций пришел к правомерному выводу о том, что законных оснований для включения в стаж лечебной деятельности истца периода с 08 августа 2017 года по 25 апреля 2019 года в должности медицинской сестры постовой в ОГКУ для детей-широт и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом "Соловьиная роща", не имелось.
Доводы кассационной жалобы об обратном, основаны на неверном толковании норм права и переоценке доказательств, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 декабря 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Шарымовой Натальи Анатольевны без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Е.В. Федотова
Р.Р. Шайдуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.