Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Тураевой Т.Е, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Панова Г.В. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 22 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 ноября 2022 года по гражданскому делу N 2-3653/2022 по иску Панова Г.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о взыскании задолженности по пенсионным выплатам.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Панов Г.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о взыскании задолженности по пенсионным выплатам.
В обоснование исковых требований истец указала, что в январе 2021 года ему исполнилось 80 лет. Он сделал запрос в МФЦ ПФР "О выплатах". В полученной справке от 1 февраля 2021 года N указано, что с 23 января 2001 года заявителю одновременно и бессрочно назначены страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2015 года. В связи с возникновением вопроса о размере выплаты к страховой пенсии в течение периода с 23 января 2001 года до 1 января 2015 года он обратился за разъяснением в пенсионный орган. Письмом от 30 марта 2021 года N 124 представлен подробный расчет, согласно которому расчетная государственная пенсия на 1 января 2002 года составила 1 283 рублей. Вследствие преобразования в пенсионный капитал стала равной страховой пенсии размером 833 рубля. Заявитель не согласен с трактовкой понятия расчетной пенсии при определении пенсионного капитала на 31 декабря 2009 года и страховой части трудовой пенсии на 31 декабря 2014 года. Указанный вывод пенсионным органом обосновывается пунктом 1 статьи 30 Закона "О трудовых пенсиях", в котором указано, что РП (расчетный размер трудовой пенсии) определяется в соответствии с этой же статьей.
Истец же руководствуется пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях в РФ", согласно которому размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день Указывается, что в случае заявителя это 23 января 2001 года, в момент действия Федеральных законов от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ и от 20 ноября 1990 года N1340-1-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ) фиксированной социальной надбавки к пенсии по старости не предусматривалось. Второе установление пенсии при оценке пенсионных прав 1 января 2002 года производилось в соответствии с вступившими в силу законами от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ и от 28 декабря 2001 года N 173-ФЗ, которые устранили указанное конституционное нарушение и государство начало возмещать допущенную им задолженность. С указанной целью закон "О трудовых пенсиях" статьей 14 предусмотрел страховую часть и базовую часть трудовой пенсии в размере 2 562 рублей, а статьей 30 установилее первоначальный фиксированный размер с 1 января 2002 года в размере 450 рублей. Кроме того, Закон "Об обязательном пенсионном страховании" в статье 3 определилисточник их финансирования - солидарную и индивидуальную части тарифа (части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), не зависимые друг от друга. Поэтому трудовая пенсия на эту дату состоит из суммы ее базовой, страховой и накопительной частей, а размер ее страховой части исчисляется по формуле: СЧ - ПК/Т Б, где ПК/Т - пенсия, назначенная до 1 января 2002 года, Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии.
Третий перерасчет пенсии 1 января 2020 года связан с введением в закон "О трудовых пенсиях" статей 29.1, 30.1 и 30.2 в соответствии с законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, когда происходит окончательное формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица: ПК = ПК1 + СВ + ПК2. Размер страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, являвшимся получателями трудовой пении по старости до 1 января 2010 года определяется по формуле П = Б + П1 + СВ/Т * К, где Б вливается в страховую часть трудовой пенсии (П1), а трудовая пенсия по старости (для лиц родившихся после 1967 года) стала состоять из двух частей - страховой и накопительной. Объединение базовой и страховой частей трудовой пенсии является следствием ликвидации с 2010 единого социального налога, из которого формировалась базовая часть трудовой пенсии и переходу к уплате работодателями прямых взносов в Пенсионный фонд.
В связи с этим изменились условия индексации пенсий. Если раньше уровень повышения базовой части зависел от уровня инфляции и ее выплата возмещалась правительством, а уровень страховой части трудовой пенсии по старости зависел от роста средней заработной платы в стране и доходов Пенсионного фонда, то с 1 января 2010 года увеличение размера пенсии стало зависеть от роста средней заработной платы в стране и доходов Пенсионного фонда. Поэтому, если до 1 января 2010 года индексация базовой и страховой частей пенсии проводились раздельно, то с 1 января 2010 года в связи с их слиянием, стала индексироваться их сумма с учетом одного и того же коэффициента, а фиксированная базовая часть трудовой пенсии после ее последней индексации 1 декабря 2009 года превратилась в фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии и ее выплата правительством прекратилась. 1 января 2015 года проведено четвертое установление пенсии по причине изменения пенсионного законодательства - переводу трудовой пенсии по старости в страховую пенсию по старости в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (в редакции закона от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ). Расчетный размер страховой пенсии определяется делением страховой части трудовой пенсии на стоимость одного пенсионного балла для получения индивидуального пенсионного коэффициента. Указывается, что в случае заявителя страховая часть трудовой пенсии - это проиндексированная сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии на 31 декабря 2014 года, рассчитанная с учетом пенсионного капитала по нормам, действовавшим до 1 января 2015 года на дату проводимых перерасчетов, связанных с изменениями и дополнениями пенсионного законодательства. Согласно пункту 5 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховщик до 1 августа 2015 года был обязан провести проверку выполненных ранее расчетов.
Указывается, что заявитель проверил самостоятельно и обнаружил, что с 1 января 2015 года страховщик производил выплату лишь страховой пенсии по старости, а фиксированную выплату к ней начал платить лишь с 23 января 2021 года.
Руководствуясь изложенным, истец Панов Г.В. просил суд взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в свою пользу невыплаченную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с 1 января 2015 года по 1 сентября 2021 года в общей сумме 447 166 рублей 72 копеек.
В судебном заседании истец Панов Г.В, приводя соответствующие расчеты, исковые требования увеличил до 610 346 рублей 05 копеек за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2021 года при расчете по пункту 3 статьи 30 Закона N 173-ФЗ и до 688 552 рублей 23 копеек при расчете по пункту 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 22 июня 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 ноября 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе истец Панов Г.В. ставит вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных и необоснованных, ссылаясь на то, что судами оставлены без внимания его доводы о неправильно расчете пенсии, а также неверно истолкованы положения действующего законодательства.
Определением суда от 12 апреля 2023 года произведена замена ответчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан его правопреемником - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и второй инстанции не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что истцу Панову Г.В, достигшему возраста 80 лет, с 23 января 2001 года назначена страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к страховой пенсии.
Истец считает, что ответчиком неверно рассчитан размер его пенсии, без учета всех положений действующего законодательства, в связи с чем обратился с настоящим иском в суд.
Порядок назначения и перерасчета страховых пенсий в настоящее время регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в части, не противоречащей ему.
Вместе с тем, со дня вступления в силу указанного Федерального закона N 400-ФЗ Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ, имея в виду следующее:
расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи;
в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
При этом территориальные органы ПФР обязаны осуществлять выбор наиболее выгодного для пенсионера порядка определения размера индивидуального пенсионного коэффициента.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере не свыше 1, 2.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Формула по которой рассчитывается размер страховой пенсии определена положениями статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ответчиком в материалы дела представлен подробный и мотивированный расчет размера пенсии истца, а также учтенные при данном расчете показатели, который был изучен судами.
Установлено, что размер страховой пенсии Панова Г.В. рассчитан по нормам пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как наиболее выгодный вариант.
Ответчиком учтен общий стаж до 01.01.2002 года в размере 39 лет 01 месяц 13 дней, из них стаж до 01 января 1991 года 28 лет 8 месяцев 22 дня, отношение среднемесячной зарплаты использовано в максимальном размере, учтены страховые взносы за период с 01.01.202 по 31.12.2014 в соответствии с данными лицевого счета истца.
Также судами установлено, что ответчиком производилась правильная оценка пенсионных прав истца и осуществлялись все увеличения пенсии, верно рассчитан пенсионный капитал и индивидуальный пенсионный коэффициент, страховая пенсия по старости по состоянию на 01.01.2022 года с учетом фиксированной выплаты по состоянию на 01.01.2022 года составляет 25 261, 8 рублей.
Разрешая спор суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что размер страховой пенсии по старости Панову Г.В, продолжительность трудового стажа, отношение заработной платы и индивидуальный пенсионный коэффициент определены в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства и имеющимися в пенсионном деле документами. Расчет и выплата пенсии истцу произведены ответчиком верно, все периоды его трудовой деятельности подтвержденные документально включены в подсчет стажа, задолженности по пенсии не имеется, права истца не нарушены, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы, не имеет, поскольку они постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, произведенной судом первой и второй инстанции по правилам статей 59, 67 ГПК РФ, обоснованном применении и толковании вышеуказанных норм материального и процессуального права.
По существу, все доводы кассационной жалобы заявлялись истцом ранее в суде первой и второй инстанции и получили надлежащее правовое разрешение. В обжалуемых судебных актах приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям и даны результаты оценки всех представленных сторонами доказательств, включая те, на которые ссылается заявитель жалобы, с которыми суд кассационной инстанции соглашается.
Доводы о ненадлежащем определении ответчиком стажа до 01 января 2002 года, включая "советский" стаж своего документального обоснования в материалах дела не нашли.
В соответствии с положениями пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию, а также периоды службы в армии, исчисляемые в календарном порядке. Периоды учебы не включаются.
Возможность включения иных дополнительных периодов, включая профессиональную подготовку предусмотрена положениями пункта 4 данной статьи.
Вместе с тем, как установлено судами ответчик определилразмер страховой пенсии по старости и продолжительность стажа в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, доводы жалобы о неверном определении "советского стажа" являются бездоказательными и подлежат отклонению.
Несогласие истца с размером получаемой пенсии, основанием для ее перерасчета не является, поскольку она верно рассчитана в соответствии с положениями пенсионного законодательства. Судами подробно проверен расчет пенсии истца и обстоятельства ее назначения, нарушений прав истца со стороны ответчика не установлено и по материалам дела не усматривается.
Само по себе несогласие истца с размером получаемой пенсии, основанием для перерасчета не является, поскольку соответствующие доводы о неверном расчете пенсии судами признаны основанными на ошибочном понимании законодательства.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые бы не были учтены судами при разрешении спора. Ссылки заявителя на неправильное применение норм материального права также являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном их толковании самим заявителем, о чем обосновано было указано судами.
Существенных нарушений процессуального закона, приведших к неправильному разрешению спора или неустранимой судебной ошибке исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не установлено.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 22 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 ноября 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Панова Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.Е. Тураева
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.