Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Шабанова С.Г.
судей Подгорновой О.С, Штырлиной М.Ю
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу представителя Муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"- ФИО15 ФИО16 на решение Йошкар-Олинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ г. по гражданскому делу N по исковому заявлению муниципального образования "Город Йошкар-Ола", в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" к ФИО17 о признании условий изъятия жилого помещения правомерным, об обязании заключения договора мены об изъятии земельного участка и недвижимого имущества, прекращении права общей долевой собственности, признания права собственности, встречному иску ФИО18 к муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола", в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о возложении обязанности предоставления жилого помещения в замен изымаемой квартиры
Заслушав доклад судьи Шабанова С.Г, объяснения представителя администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" ФИО20 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г, ФИО19 представителя ФИО21. адвоката ФИО22 действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ г, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола", в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обратилось к ФИО23. с иском о признании условий изъятия жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", кадастровый номер N, правомерными, обязать ответчиков заключить договор мены об изъятии земельного участка и недвижимого имущества на условиях, предлагаемых администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола", действующей от имени муниципального образования "Город Йошкар-Ола".
Заявленные требования мотивированы тем, что ответчикам на праве общей долевой собственности принадлежит квартира по адресу: "адрес" Многоквартирный дом, в котором находится данное помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда.
Администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" подготовлен проект договора мены об изъятии земельного участка и недвижимого имущества, предусматривающий предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения - двухкомнатной благоустроенной квартиры общей площадью 52, 2 кв.м, расположенной по адресу: г "адрес" с зачетом размера стоимости размера возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ. Размер доплаты составляет "данные изъяты"
От подписания договора мены ответчики отказались.
ФИО24. обратились в суд со встречным иском, в котором просили возложить на Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Администрации Городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанность предоставить благоустроенную квартиру площадью не менее 49, 3 кв.м, ранее занимаемой жилой площади в собственность ФИО25 - 2/3 доли в праве общей долевой собственности и ФИО26 - 1/3 доли в праве общей долевой собственности в черте данного населенного пункта город Йошкар-Ола взамен изымаемой квартиры, мотивируя тем, что адресованное им предложение администрацией произвести доплату разницы изымаемого жилого помещения и предоставляемого в собственность другого жилого помещения не основано на законе.
Решением Йошкара-Олинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ г. в удовлетворении исковых требований муниципального образования "Город Йошкар-Ола", в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" отказано в полном объеме. Встречные исковые требования ФИО27 удовлетворены.
Судом первой инстанции постановлено:
В удовлетворении исковых требований муниципального образования "Город Йошкар-Ола", в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" отказать в полном объеме. Встречные исковые требования ФИО28 ФИО29 удовлетворить. Возложить на муниципальное образование "Город Йошкар-Ола", в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанность по предоставлению жилого помещения площадью не менее 49, 3 кв.м, ранее занимаемой жилой площади в собственность ФИО32 2/3 доли в праве общей долевой собственности в квартире и ФИО33 1/3 доли в праве общей долевой собственности в квартире, благоустроенное применительно к условиям МО "Городской округ "Город Йошкар-Ола", отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах МО "Городской округ "Город Йошкар-Ола", взамен изымаемой квартиры. После предоставления равнозначного благоустроенного жилого помещения прекратить за ФИО31 ФИО30 право общей долевой собственности на спорное жилое помещение по адресу: "адрес" и признать право собственности на данное жилое помещение за муниципальным образованием.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных, необоснованных, противоречащих нормам материального права.
Указали, что судами не учтены положения жилищного законодательства, муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", утвержденной постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от ДД.ММ.ГГГГ N предусматривающие право органа местного самоуправления в случае, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше размера возмещения изымаемого жилого помещения, на взыскание с собственника изымаемого жилого помещения разницы в между стоимостью предоставленного жилья и выкупной цены изъятого жилья.
В судебном заседании представитель администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" ФИО34 доводы кассационной жалобы поддержал, ответчик ФИО35 представитель ответчика адвокат ФИО36. возражали, полагали обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Из материалов дела следует, и судами установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от ДД.ММ.ГГГГ N многоквартирный дом по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" являются ФИО38. в размере 2/3 доли в праве общей долевой собственности и ФИО39 ФИО40 в размере 1/3 доли в праве общей долевой собственности.
ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" направила в адрес ФИО41 уведомление о признании жилого дома непригодным для проживания с просьбой в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести своими силами снос принадлежащего им на праве собственности жилого помещения.
ФИО42 ДД.ММ.ГГГГ выразили согласие на изъятие земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд.
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от ДД.ММ.ГГГГ N принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером: N, общей площадью 653 кв.м, на котором расположен многоквартирный дом и жилых помещений включая жилое помещение ответчиков.
ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" направила в адрес ФИО43 уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка и недвижимого имущества для муниципальных нужд.
Согласно отчету ООО "АКР-ИНВЕСТ" от ДД.ММ.ГГГГ года стоимость долей ответчиков в праве собственности на жилое помещение площадью 49, 3 кв.м по адресу: "адрес" составляет: за 2/3 доли - "данные изъяты", за 1/3 доли - "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" вынесено постановление N с учетом изменений внесенных постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении ФИО44 жилого помещения взамен изымаемого, направлен проект договора мены об изъятии земельного участка и недвижимого имущества, предусматривающий предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения - двухкомнатной благоустроенной квартиры общей площадью 52, 2 кв.м по адресу: г. "адрес" с зачетом размера возмещения за изымаемое жилое помещение и доплатой в размере "данные изъяты"
Согласно заключению судебной экспертизы N, выполненной ООО "Бизнес Сервис" рыночная стоимость жилого помещения по адресу: "адрес" составляет "данные изъяты", рыночная стоимость расположенного под ним земельного участка составляет "данные изъяты", рыночная стоимость доли земельного участка составляет "данные изъяты", рыночная стоимость размера убытков, связанных с изъятием жилого помещения (расходы по переезду) составляет "данные изъяты"
Разделом 3 Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2019 года N 85, предусмотрено предоставление собственникам жилых помещений взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Порядок и сроки уплаты гражданами части стоимости предоставляемого им жилого помещения в случае, если его стоимость превышает размер возмещения за изымаемое жилое помещение, определяются соглашением, заключенным между органом местного самоуправления и гражданином.
Разделом IV Республиканской программы предусмотрено, что финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств Фонда, республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов городских округов и муниципальных районов.
Планируемый объем финансирования Программы определен исходя из стоимости приобретения жилых помещений и (или) строительства многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения и заявленных городскими округами (муниципальными районами) в Республике Марий Эл - исполнителями Программы площади аварийного жилищного фонда и площади приобретаемых жилых помещений, но не выше средней рыночной стоимости, определенной: по I этапу в размере 32 557 руб. на один квадратный метр общей площади жилья, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 822/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого Помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2019 года"; по II этапу в размере 33057 руб. на один квадратный метр общей площади жилья, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 апреля 2019 года N 197/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2019 года"; по III - IV этапам в размере 34962 руб. на один квадратный метр общей площади жилья, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 сентября 2020 года N 557/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2020 года". В случае приобретения городскими округами (муниципальными районами) жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов городских округов (муниципальных
районов). Для целей реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда городскими округами (муниципальными районами) могут быть использованы механизмы привлечения внебюджетных средств в соответствии с законодательством на условиях софинансирования.
Аналогичные положения предусмотрены муниципальной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы", утвержденной постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 30 октября 2019 года N 1127.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и исследовав представленные сторонами доказательства, исходил из того, что нормами материального права не установлено положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. Финансирование мероприятий по переселению осуществляется за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, средства Фонда и внебюджетных средств.
Удовлетворяя встречные исковые требования суд исходил из того, что поскольку жилой дом в котором расположена квартира встречных истцов признан аварийным, подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а Шагуч Т.Н, Шагуч Ф.В. намерены воспользоваться своим правом путем предоставления жилья взамен изымаемого, изъятие жилого помещения путем выкупа без их согласия нарушает их права и законные интересы, в связи с чем возложил на муниципальное образование "Город Йошкар-Ола", в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанность по предоставлению им жилого помещения в долевую собственность взамен ранее занимаемого жилого помещения, равнозначного ему по общей площади и благоустроенное применительно к условиям МО "Городской округ "Город Йошкар-Ола", отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах МО "Городской округ "Город Йошкар-Ола".
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов которые соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Учитывая, что жилой дом, в котором находится жилое помещение ответчика, признанный аварийным, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, С. изъявила желание на предоставление ей другого благоустроенного жилого помещения, что подтверждается материалами дела, и не опровергнуто.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном понимании норм жилищного законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что на ответчика не возложена обязанность по оплате разницы, если стоимость жилого помещения, предоставляемого в собственность взамен изымаемого жилого помещения, выше размера возмещения за изымаемое жилое помещение, являются необоснованными.
Таким образом, ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Указанная позиция соответствует разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре судебной практики N 4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019 г.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных участниками дела доказательств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами первой и апелляционной инстанций и не получили правовую оценку.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ г. по гражданскому делу N по исковому заявлению муниципального образования "Город Йошкар-Ола", в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" к ФИО45 о признании условий изъятия жилого помещения правомерным, об обязании заключения договора мены об изъятии земельного участка и недвижимого имущества, прекращении права общей долевой собственности, признания права собственности, встречному иску ФИО47 к муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола", в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о возложении обязанности предоставления жилого помещения в замен изымаемой квартиры, - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"- ФИО46, - без удовлетворения.
Председательствующий С.Г. Шабанов
Судьи: О.С. Подгорнова
М.Ю. Штырлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.