Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бросовой Н.В.
судей Непопалова Г.Г, Федотовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 2 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 1 февраля 2023 года по гражданскому делу N 2-2879/2022 по иску Воркова Ивана Викторовича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить период работы в специальный стаж, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ворков И.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (в настоящее время Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить период работы в специальный стаж, указав в обоснование, что 25 октября 2021 года он обратился с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". 28 декабря 2021 года ОПФР по Ульяновской области вынесло решение об отказе в установлении пенсии N в связи с отсутствием необходимого стажа (25 лет). В решении указано, что в страховой стаж не включен период работы в МОУ "Шиловская средняя школа" с 01 сентября 2013 года по 24 октября 2021 года в должности преподавателя организатора предмета "Основы безопасности и жизнедеятельности и допризывной подготовки". С данным решением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Просит признать решение ОПФР по Ульяновской области N от 28 декабря 2021 года и 58694/22 от 23 марта 2022 года незаконным, обязать ОПФР по Ульяновской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года период работы с 01 сентября 2013 года по 16 марта 2022 года.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 2 августа 2022 года исковые требования Воркова Ивана Викторовича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить период работы в специальный стаж, удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 1 февраля 2023 года решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 2 августа 2022 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в заявленных требованиях.
От истца поступили возражения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, решением ОПФР по Ульяновской области от 23 марта 2022 года N Воркову И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого специального стажа (25 лет).
Согласно решению ОПФР по Ульяновской области от 23 марта 2022 года N специальный стаж истца на дату обращения - 17 марта 2022 года составляет 18 лет 03 месяца 17 дней. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года Воркову И.В. не был засчитан период работы с 01 сентября 2013 года по 16 марта 2022 года в должности преподавателя организатора предмета "Основы безопасности и жизнедеятельности и допризывной подготовки" в МОУ "Шиловская средняя школа" в связи с тем, что страхователем МОУ "Шиловская средняя школа" сведения за указанный период работы представлены с основанием кода льготной работы 28-ПД с указанием фактических часов учебной нагрузки. Поскольку Ворков И.В. имел педагогическую нагрузку менее 9 часов в неделю, т.е. не вырабатывал норму рабочего времени по должности преподавателя-организатора ОБЖ, ответчик не включил вышеуказанные периоды в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Суд первой инстанций, установив, что Ворков И.В. в период с 01 сентября 2013 года по 16 марта 2022 года работал в МОУ "Шиловская средняя школа" в должности учителя основ безопасности жизнедеятельности, сославшись на пункт 6 Правил исчисления работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года NN 781, пришел к выводу о включении данного периода в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что согласно записям в трудовой книжке, приказов, справок, тарификационных списков на учебные года, с 01 сентября 2013 года по 16 марта 2022 года истец работал в должности "учителя основ безопасности жизнедеятельности" Муниципального общеобразовательного учреждения "Шиловская средняя школа" т.е. в должности, прямо указанной в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а также в учреждении, поименованном в п. 1.1 раздела "Наименование учреждений" соответствующего списка.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Доводы ответчика о неправильном наименовании должности истца были отклонены судом первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Как следует из Номенклатуры должностей педагогических работников организация, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителя образовательных организация, утвержденной постановление Правительства РФ от 08 августа 2013 года N678 учитель и преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) являются самостоятельными должностями.
Согласно и 4.4. Приказа Минобразования РФ N 66, ГКЧС РФ N 85 от 16 марта 1993 года "Об организации подготовки учащихся по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных учреждениях" в стаж работы по специальности (в т.ч. при оплате за часы преподавательской работы по курсу ОБЖ сверх установленной нормы и оплате учителей, преподавателей, привлекаемых для преподавания курса ОБЖ) включается, кроме работы в этой должности, время работы (службы), соответствующей профилю преподаваемого предмета.
Пунктом 3 вышеуказанного Приказа проведение занятий по курсу ОБЖ в общеобразовательных учреждениях (со II по XI класс) и в учреждениях начального и среднего профессионального образования возложить на преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности. До полного укомплектования учреждений образования преподавателями-организаторами основ безопасности жизнедеятельности за проведение занятий по курсу ОБЖ оплату труда производить в порядке и на условиях, предусмотренных для учителей и преподавателей.
Суд апелляционной инстанции, исходя из вышеизложенных норм, пришел к выводу, что введение в школах должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, не исключает преподавание предмета ОБЖ учителем.
Так как в спорный период истец занимал штатную должность учителя, а школа, в которой осуществлялась педагогическая деятельность истца, расположена в сельской местности, указанный период подлежит включению в специальный страховой стаж истца.
В материалах дела имеются соответствующие доказательства, подтверждающие, что истец имел нагрузку по должности учителя, что дает основание для включения указанных периодов его работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы истца.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждении (организации), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, последовательно применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Доводы кассационной жалобы, что истец осуществлял работы в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, а не учителя, следовательно, к нему не применим п. 6 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, были предметом подробного исследования судами первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.
Судами предыдущих инстанций установлено, что истец занимал штатную должность учителя, доводы кассационной жалобы об обратном, не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции не вправе устанавливать новые обстоятельства и давать им оценку.
В соответствии с ч. ч. 1, 2, 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Такие нарушения судом при вынесении решения и апелляционного определения по настоящему делу допущены не были.
Кассационная жалоба истца не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, которые привели к неверному разрешению спора в обжалуемой части.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя истца.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 2 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 1 февраля 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Г.Г. Непопалов
Е.В. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.