N77-653/2023
N77654/2023
г. Пятигорск 29 марта 2023 года
Пятый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Куадже Т.А, при помощнике судьи Тучковой Ю.А, ведущей протокол судебного заседания, с участием прокурора Денисова М.О, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационное представление заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания Абдулазизова Т.Г. и кассационную жалобу осужденного Козаева Т.В. на приговор Кировского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16 октября 2020 года и апелляционное постановление Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Куадже Т.А, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных решений, доводы кассационного представления и кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора Денисова М.О, поддержавшего кассационное представление, суд
установил:
по приговору Кировского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16 октября 2020 года
Козаев ФИО7, родившийся ДД.ММ.ГГГГ
в "адрес" Республики Северная Осетия-Алания, гражданин Российской Федерации, несудимый, осужден по ч. 1 ст. 285 УК РФ к 1 году лишения свободы и по ч. 2 ст. 292 УК РФ к 1 году лишения свободы с лишением права занимать должности в системе УФССП России сроком на 2 года, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний окончательно к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев, с лишением права занимать должности в системе УФССП России на 2 года; возложены обязанности, предусмотренные ст. 73 УК РФ; разрешены вопросы о мере пресечения и судьбе вещественных доказательств.
Апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 июня 2022 года приговор изменен: исключен из описательно-мотивировочной части приговора суда и из квалификации действий осужденного Козаева по ч. 1 ст. 285 и ч. 2 ст. 292 УК РФ квалифицирующий признак - существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества; исключено из описательно-мотивировочной и резолютивной частей приговора суда назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности в системе УФССП России сроком на 2 года; назначенное наказание снижено по ч. 1 ст. 285 и ч. 2 ст. 292 УК РФ до 11 месяцев за каждое преступление, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 1 год 4 месяца лишения свободы условно, с испытательным сроком на 1 год 4 месяца.
Козаев признан виновным в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, а также в совершении служебного подлога, то есть внесения должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений из иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов организации либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Преступления им совершены до 29 декабря 2016 года при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении прокурор, не соглашаясь с судебными решениями, просит их изменить. Указывает, что суд, квалифицируя действия Козаева по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ и ч. 2 ст. 292 УК РФ, привел идентичное описание преступных деяний, признанных доказанными, как по злоупотреблению должностными полномочиями, так и по служебному подлогу; изложены одни и те же обстоятельства преступлений; указаны аналогичные мотивы, которыми он руководствовался, схожие наступившие последствия и причиненный вред одинаковым общественным отношениям. Полагает, что в рассматриваемом случае реальная совокупность преступлений отсутствует, и поэтому дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ не требовалось. Просит исключить осуждение по ч. 1 ст. 285 УК РФ и указание на назначение наказания в соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ, считать Козаева осужденным на 11 месяцев лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком 1 год 4 месяца.
В кассационной жалобе осужденный Козаев, не соглашаясь с состоявшимися решениями, просит их отменить, и передать уголовное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает следующее: выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; не доказана его корыстная или иная личная заинтересованность в незаконном окончании исполнительных производств; он ни разу не поощрялся за время работы и его заинтересованность в прекращении исполнительных производств ничем не подтверждается; возвращением исполнительных документов взыскателям и окончанием исполнительных производств, прав заинтересованных лиц не нарушено, так как в этом случае взыскатель не лишается права повторного предъявления исполнительного документа; ни одно из вынесенных им постановлений об окончании исполнительных производств по настоящее время не отменено.
Изучив уголовное дело и рассмотрев доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения по делу допущены.
В соответствии со ст. 297 УПК РФ приговор должен быть законным, обоснованным и справедливым. По смыслу закона, приговор признается таковым, если суд при его постановлении исходил из материалов дела, рассмотренных в судебном заседании, сделал выводы на основании установленных им фактов, правильно применил уголовный закон, надлежащим образом мотивировав свое решение, в том числе по всем вопросам, относящимся к назначению уголовного наказания, освобождению от него или от его отбывания, как того требует п. 4 ст. 307 УПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 6 УК РФ, никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Так, из установленных судами обстоятельств дела следует, что Козаев осужден за то, что являясь заместителем начальника Кировского районного подразделения УФССП России по РСО-Алания, осознавая, что им получены сведения о наличии у должников имущества или доходов, на которые могло быть обращено взыскание, составил заведомо ложные акты о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительные документы возвращаются взыскателю, на основании чего вынес постановления об окончании исполнительных производств и возвращении исполнительных документов взыскателям, тем самым незаконно окончил исполнительные производства.
Действия Козаева квалифицированы по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ и ч. 2 ст. 292 УК РФ.
Вместе с тем, судом в приговоре приведено идентичное описание преступных деяний, признанных доказанными, как по злоупотреблению должностными полномочиями, так и по служебному подлогу, изложены одни и те же обстоятельства преступлений, конкретные совершенные Козаевым действия, указаны аналогичные мотивы, которыми он руководствовался, схожие наступившие последствия и причиненный вред одинаковым общественным отношениям.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что одни и те же действия Козаева одновременно квалифицированы по ч. 1 ст. 285 УК РФ и по ч. 2 ст. 292 УК РФ, что недопустимо.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", в случаях, когда должностное лицо в связи с исполнением своих служебных обязанностей внесло в официальные документы заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие их действительное содержание, содеянное должно быть квалифицировано по ст. 292 УК РФ. Если же им, наряду с совершением действий, влекущих уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ, совершается служебный подлог, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со ст. 292 УК РФ.
Исходя из приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, возможна только реальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. 285 и ст. 292 УК РФ.
С учетом того, что Козаев, используя свои служебные полномочия, внес заведомо ложные сведения в официальные документы, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства, каких-либо иных действий по использованию полномочий не совершал, в рассматриваемом случае реальная совокупность преступлений отсутствует.
При таких обстоятельствах суд считает, что доводы, изложенные в кассационном представлении, заслуживают внимания.
Неверная квалификация содеянного Козаевым, повлекла чрезмерную суровость наказания, что может быть устранено путем внесения в приговор и апелляционное постановление соответствующих изменений об исключении осуждения по ч. 1 ст. 285 УК РФ, как излишне вмененного, а также соразмерного смягчения наказания и сокращения испытательного срока.
Тогда как, вопреки доводам кассационной жалобы Козаева, суды обосновали квалификацию содеянного им по ч. 2 ст. 292 УК РФ.
Все собранные по делу доказательства были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 87, 88, 89 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в своей совокупности признаны достаточными для разрешения уголовного дела по существу.
В соответствии с установленными судом фактическими обстоятельствами действия Козаева по ч. 2 ст. 292 УК РФ квалифицированы верно. Выводы суда о квалификации действий осужденного должным образом мотивированы.
Других оснований для отмены или изменения судебных решений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 401.14, ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, суд
постановил:
приговор Кировского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16 октября 2020 года и апелляционное постановление Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 июня 2022 года в отношении Козаева ФИО8 изменить:
- исключить осуждение Козаева по ч. 1 ст. 285 УК РФ и назначение наказания по ч. 2 ст. 69 УК РФ;
- считать Козаева осужденным по ч. 2 ст. 292 УК РФ к 11 месяцам лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком 1 год.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий Т.А. Куадже
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.