Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Гелисхановой Х.Б, к МВД по Республике Ингушетия о признании незаконным заключения служебной проверки, признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе МВД по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 10 июня 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гелисханова Х.Б. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - МВД по Республике Ингушетия) уточнив исковые требования, просила признать незаконным заключение по результатам служебной проверки от 29 октября 2021 года в части наложения на Гелисханову Х.Б. дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии; признать незаконным приказ МВД по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N в части наложения на Гелисханову Х.Б. дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии; возложить на ответчика обязанность отменить приказ МВД по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N в части наложения на Гелисханову Х.Б. дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 10 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 октября 2022 года, исковые требования Гелисхановой Х.Б. удовлетворены частично.
Признано незаконным заключение по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ N в части наложения на Гелисханову Х.Б. дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии; признан незаконным приказ МВД по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N в части наложения на Гелисханову Х.Б. дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии; на МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность отменить приказ МВД по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N в части наложения на Гелисханову Х.Б. дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе МВД по Республике Ингушетия ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, материал служебной проверки N в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гелисханова Х.Б. с 2010 года проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с декабря 2016 года - в должности заместителя начальника - начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции МВД по Республике Ингушетия, имеет звание капитан полиции.
Согласно п. 1.2 должностной инструкции заместителя начальника - начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции МВД по Республике Ингушетия Гелисхановой Х.Б, утвержденной начальником УМВ МВД по Республике Ингушетия 13 марта 2018г, заместитель начальника Управления - отдела по работе с гражданами Российской Федерации непосредственно подчиняется начальнику Управления по вопросам миграции МВД по Республике Ингушетия.
Приказом врио Министра внутренних дел по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N на Гелисханову Х.Б. наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Основанием издания данного приказа послужили выводы служебной проверки, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ врио Министра внутренних дел по Республике Ингушетия, назначенной по рапорту врио начальника ОРЧ СБ МВД по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно заключению N по результатам служебной проверки установлено, что пунктом 3 заключения от ДД.ММ.ГГГГ проверки обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии гражданства Российской Федерации у гражданина Огадзе Н.В, отделу по работе с гражданами Российской Федерации УВМ МВД по Республике Ингушетия поручено провести служебную проверку по факту выдачи Огадзе Н.В. отделом УВМ МВД по Республике Ингушетия в г.Назрань и г.Магас 24 января 2017 года паспорта гражданина Российской Федерации и общегражданского заграничного паспорта, выданного УВМ МВД по Республике Ингушетия 13 апреля 2017г. В приложенной резолюции 05 августа 2021 года заместителем Министра внутренних дел по Республике Ингушетия полковником внутренней службы Пономаревым В.В. врио начальника УВМ МВД по Республике Ингушетия капитану полиции Гелисхановой Х.Б. поручено подготовить рапорт на служебную проверку по факту, указанному в п.3 заключения. Предоставить до 06 августа 2021г.
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 26 апреля 2021 года N336 "О распределении полномочий в сфере миграции" за заместителем Министра внутренних дел по Республике Ингушетия полковником внутренней службы В.В.Пономаревым определено право принимать решения в сфере миграции по вопросам гражданства Российской Федерации (п.1.1) и проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства Российской Федерации (п.1.2).
В ходе служебной проверки установлено, что капитан полиции Х.Б.Гелисханова не выполнила приказ заместителя Министра внутренних дел по Республике Ингушетия полковника внутренней службы Пономарева В.В.
По результатам служебной проверки в заключении сделан вывод о том, что за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в несоблюдении требований пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта "б" статьи 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N1377, на заместителя начальника управления - начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации Х.Б.Гелисханову наложить дисциплинарное взыскание - "неполное служебное соответствие".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Гелисхановой Х.Б. требования, суд первой инстанции руководствовался положениями нормативных правовых актов регулирующих прохождение службы в органах внутренних дел Российской Федерации и порядок проведения служебных проверок, и исходил из того, что при проведении служебной проверки допущено грубое нарушение порядка проведения проверки, поскольку решение о проведении в отношении Гелисхановой Х.Б. служебной проверки по факту неисполнения письменного поручения Пономарева В.В. было принято за пределами установленного 2-недельного срока.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о нарушении ответчиком процедуры применения мер дисциплинарной ответственности, указал на нарушение ответчиком части 6 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункта 15 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 26 марта 2013 г. N161.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов об удовлетворении исковых требований Гелисхановой Х.Б. основаны на правильном применении и толковании норм материального права, сделаны с соблюдением норм процессуального права.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ), в других федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342ФЗ определено, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 данного Федерального закона.
Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлен статьей 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
В частности, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (часть 6 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 данного закона может быть проведена служебная проверка (часть 8 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ). Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 названного закона, а также по заявлению сотрудника (часть 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Согласно части 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 161 утвержден Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 13 Порядка установлено, что основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также заявление сотрудника.
Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения (пункт 15 Порядка).
Таким образом, законом установлены порядок и сроки привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Законом также предусмотрено, что перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел может быть проведена служебная проверка. Несоблюдение названных требований является основанием для признания приказов о привлечении сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности незаконными.
Применив указанные нормативные положения, регулирующие порядок привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины, суды при рассмотрении настоящего дела пришли к правильному выводу о нарушении ответчиком порядка проведения в отношении Гелисхановой Х.Б. служебной проверки и применения дисциплинарного взыскания.
Как следует из материалов дела, заместителем Министра внутренних дел по Республике Ингушетия полковником внутренней службы Пономаревым В.В. 05 августа 2021г. дано Гелисхановой Х.Б. поручение о подготовке и представлении рапорта о назначении служебной проверки по факту выдачи паспорта гражданина РФ и заграничного паспорта гражданину Огадзе Н.В. в срок до 06 августа 2021г. Данное поручение в указанный срок не было исполнено.
Между тем, решение о проведении в отношении Гелисхановой Х.Б. служебной проверки в связи с неисполнением данного поручения было принято 01 октября 2021 года, то есть с пропуском установленного пунктом 15 Порядка проведения служебной проверки двухнедельного срока.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при проведении проверки в отношении Гелисхановой Х.Б. ответчиком допущено нарушение порядка проведения служебной проверки.
Доводы кассационной жалобы о неверном исчислении судами срока, поскольку о совершенном проступке стало известно ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки ОРЧ СБ МВД по Республике Ингушетия, не свидетельствуют о незаконности выводов суда, поскольку материалы дела и материалы служебной проверки не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что непосредственному руководителю Гелисхановой Х.Б. - начальнику Управления по вопросам миграции МВД по Республике Ингушетия (п. 1.2 должностной инструкции от 13.03.2018г.) и заместителю Министра внутренних дел по Республике Ингушетия полковнику внутренней службы Пономареву В.В. (п.1 приказа МВД по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ. N) стало известно о неисполнении указания от 05 августа 2021г. только 30 сентября 2021 г.
Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой доказательств и установленными по делу обстоятельствами, не может быть признано основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства по делу, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, были предметом исследования судов, получили надлежащую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении норм материального или процессуального права, а сводятся к их иному толкованию и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
В соответствии со статьями 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 10 июня 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Козлов О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.