Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Саратовской области Симанович Д.Е. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Вольского района Саратовской области от 20 декабря 2021 года, вынесенное в отношении Перевозниковой Т.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Вольского района Саратовской области от 20 декабря 2021 года Перевозникова Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей с конфискацией табачной продукции.
В протесте, принесенном в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Саратовской области Симанович Д.Е. просит об отмене судебного акта, указывая на наличие оснований, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перевозникова Т.А, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о принесении прокурором протеста, возражения на него не представила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Перевозниковой Т.А. постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Вольского района Саратовской области от 20 декабря 2021 года к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в судебном акте выводы о том, что 19 ноября 2021 года (в описательно-мотивировочной части постановления мирового судьи допущена описка, указано 9 ноября 2021 года) в 10 час. 5 мин. в торговой точке "Табак", расположенной по адресу: Саратовская область, г. Вольск, ул. Малыковская, б/н (в районе остановки общественного транспорта "конечная"), она в нарушение требований части 2 статьи 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" допустила оборот (хранение, реализация) табачных изделий в количестве 36 пачек сигарет, а именно: 33 пачки сигарет марки "NZ Safari", 1 - "NZ Black", 1 - "Minsk city", 1 - "Queen Menthol" без маркировки специальными (акцизными) марками.
Однако с принятым по делу судебным актом согласиться нельзя ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В представленном вместе с протестом заключении служебной проверки в отношении сотрудников МО МВД России "Вольский" Саратовской области, утверждённом 19 декабря 2022 года начальником ГУ МВД России по Саратовской области, указано о том, что должностные лица названного органа при составлении в отношении Перевозниковой Т.А. процессуальных документов исказили материалы проверки, внеся заведомо недостоверные сведения в части совершения указанным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что явилось основанием для привлечения ее к административной ответственности. Фактически табачную продукцию без маркировки специальными (акцизными) марками 19 ноября 2021 года продала сотруднику полиции ФИО7 После продажи табачной продукции ФИО7 сообщила об этом посредством телефонной связи индивидуальному предпринимателю ФИО8, осуществляющей деятельность в указанном объекте торговли. ФИО8 в присутствии сотрудников полиции связалась по телефону с Перевозниковой Т.А. и обсудила с ней возможность составления в отношении последней материалов за данное административное правонарушение. Перевозникова Т.А. выразила свое согласие на это. После оформления материалов ФИО8 и сотрудник полиции прибыли к месту жительства ФИО2, где она расписалась в представленных ей документах. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами уголовного дела N 12201630008000478, рассекреченными результатами оперативно-розыскных мероприятий - аудиозаписями и иными документами.
В протоколе допроса в качестве свидетеля от 21 ноября 2022 года Перевозникова Т.А. указала о том, что на прослушанных аудиозаписях ее голос. 19 ноября 2021 года ей позвонила ФИО8 и попросила, чтобы протокол об административном правонарушении был составлен в отношении нее (Перевозниковой Т.А.), так как данное нарушение допустила внучка последней - ФИО7 После этого к ней приехала ФИО8 с парнем, как она полагала сотрудником полиции, который предъявил ей для подписания документы. Она в них расписалась по месту своего жительства. Административный штраф был оплачен ФИО8
Таким образом, материалы настоящего дела и представленные вместе с протестом документы, аудиозаписи на компакт - диске не позволяют сделать однозначный вывод о совершении Перевозниковой Т.А. указанного административного правонарушения.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 5 Вольского района Саратовской области от 20 декабря 2021 года, вынесенное в отношении Перевозниковой Т.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был вынесен указанный судебный акт.
В силу части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению (пункт 2).
Согласно части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении такого лица по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, конфискацией не является.
Учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 названного Кодекса должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 этого Кодекса (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 212 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации вправе вводить запрет на оборот в Российской Федерации товаров, в отношении которых государством - членом Союза, в том числе в случаях, определяемых актами, составляющими право Союза, в торговле с государствами, не являющимися членами Союза, в одностороннем порядке применяются тарифные льготы, тарифные преференции, тарифные квоты и (или) запреты и ограничения по правилам, отличающимся от общих правил, установленных актами, составляющими право Союза, и (или) правил, применяемых в Российской Федерации.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции" установлено, что с 1 января 2011 года запрещается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции без маркировки акцизными марками в соответствии с данным постановлением.
В статье 15 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (заключена в г.Женеве 21 мая 2003 года, 24 апреля 2008 года принят Федеральный закон N 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака") закреплено, что Стороны признают, что ликвидация всех форм незаконной торговли табачными изделиями, включая контрабанду, незаконное производство и подделку, а также разработка и осуществление соответствующего национального законодательства, помимо субрегиональных, региональных и глобальных соглашений, являются необходимыми компонентами борьбы против табака. Каждая Сторона принимает и осуществляет эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры для обеспечения того, чтобы все пачки и упаковки табачных изделий и любая внешняя упаковка таких изделий были маркированы для оказания Сторонам помощи в определении происхождения табачных изделий и, в соответствии с национальным законодательством и соответствующими двусторонними и многосторонними соглашениями, оказания Сторонам помощи в установлении точки отклонения, а также мониторинга, документирования и контроля за движением табачных изделий и их юридическим статусом.
Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Частями 2, 5 статьи 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" определено, что табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.
В соответствии с пунктами 44, 45 Технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года N 107, табачная продукция, прошедшая оценку соответствия требованиям данного технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском табачной продукции в обращение.
Таким образом, оборот табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками на территории Российской Федерации запрещен.
При таких обстоятельствах табачная продукция в количестве 36 пачек сигарет, а именно: 33 пачки сигарет марки "NZ Safari", 1 - "NZ Black", 1 - "Minsk city", 1 - "Queen Menthol" подлежит уничтожению в установленном порядке.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
протест заместителя прокурора Саратовской области Симанович Д.Е. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 5 Вольского района Саратовской области от 20 декабря 2021 года, вынесенное в отношении Перевозниковой Татьяны Андреевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Табачную продукцию в количестве 36 пачек сигарет, а именно: 33 пачки сигарет марки "NZ Safari", 1 - "NZ Black", 1 - "Minsk city", 1 - "Queen Menthol" уничтожить в установленном порядке.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.