Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу ведущего специалиста-эксперта юридического отдела ОПФР по Липецкой области Шишкина А.В. (далее Шишкин А.В.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Краснинского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области, исполняющего обязанности мирового судьи Становлянского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области от 26 июля 2022 года, решение судьи Становлянского районного суда Липецкой области от 13 сентября 2022 года, вынесенные в отношении председателя ССОСПК "Липецкий Эко Продукт" Ивановой Л.Н. (далее Иванова Л.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи Краснинского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области, исполняющего обязанности мирового судьи Становлянского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области от 26 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Становлянского районного суда Липецкой области от 13 сентября 2022 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя ССОСПК "Липецкий Эко Продукт" Ивановой Л.Н. прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение мировому судье, ведущий специалист-эксперт юридического отдела ОПФР по Липецкой области Шишкин А.В, ставит вопрос об отмене судебных актов, приводя доводы о незаконности.
Председатель ССОСПК "Липецкий Эко Продукт" Иванова Л.Н, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представила.
Изучение доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалов дела об административном правонарушении, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пункта 2.6 статьи 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц превышает 10 человек, представляет сведения, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке страхователем могут представляться сведения в отношении 10 и менее работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в отношении председателя ССОСПК "Липецкий Эко Продукт" Ивановой Л.Н. 16 июня 2022 года составлен протокол об административном правонарушении на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что названным должностным лицом в нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете представлены сведения о застрахованных лицах - отчет по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за ноябрь 2021 года с нарушением срока (17 января 2022 года).
Мировой судья, с выводами которого согласился судья районного суда, при рассмотрении административного материала прекратил производство по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанной норме производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
При этом мировой судья исходил из того, что постановлением мирового судьи Становлянского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области от 23 июня 2022 года (N 5-322/2022) председатель ССОСПК "Липецкий Эко Продукт" Иванова Л.Н. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания по факту непредставления в срок до 15 декабря 2021 года ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за ноябрь 2021 года.
Приняв во внимание указанное постановление мирового судьи по другому делу, судья счел, что бездействие председателя ССОСПК "Липецкий Эко Продукт" Ивановой Л.Н, выразившееся в непредставлении отчетности за ноябрь 2021 года, описанное в протоколе об административном правонарушении от 16 июня 2022 года, являющемся предметом рассмотрения, образует одно административное правонарушение и свидетельствует о наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Однако такие выводы мирового судьи и судьи районного суда не могут быть признаны обоснованными в силу следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, приложенных к жалобе документов, не позволяет сделать выводы о повторности привлечения должностного лица к административной ответственности.
Усматривается, что 27 мая 2022 года в отношении председателя ССОСПК "Липецкий Эко Продукт" Ивановой Л.Н. составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту нарушения председателем ССОСПК "Липецкий Эко Продукт" Ивановой Л.Н. пункта 2.6 статьи 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, выразившегося в непредставлении сведений о застрахованных лицах в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", за ноябрь 2021 года, в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период составляет 10 и более лиц.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для привлечения председателя ССОСПК "Липецкий Эко Продукт" Ивановой Л.Н. к административной ответственности постановлением мирового судьи Становлянского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области от 23 июня 2022 года (N N).
Таким образом, в рассматриваемом случае председателю ССОСПК "Липецкий Эко Продукт" Ивановой Л.Н. вменялось нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, выразившееся в нарушении срока представления в пенсионный орган соответствующих сведений, по тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не выносилось постановлений о назначении административного наказания.
Постановление мирового судьи Становлянского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области от 23 июня 2022 года вынесено по иным обстоятельствам совершения председателем ССОСПК "Липецкий Эко Продукт" Ивановой Л.Н. противоправных действий, выразившихся в несоблюдении установленного законом порядка предоставления страхователем сведений в форме электронных документов в случаях, определенных Федеральным законом об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Допущенное нарушение требований данного Кодекса является существенным, имеет принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление мирового судьи Краснинского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области, исполняющего обязанности мирового судьи Становлянского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области, решение судьи Становлянского районного суда Липецкой области, вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении в отношении председателя ССОСПК "Липецкий Эко Продукт" Ивановой Л.Н. нельзя признать законными.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса является существенное нарушение предусмотренных названным Кодексом процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Однако, с учетом того, что на момент рассмотрения в Первом кассационном суде общей юрисдикции жалобы срок давности привлечения Ивановой Л.Н. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, возобновление производства и направление дела на новое рассмотрение, как о том просит заявитель, является недопустимым.
Поскольку оснований для прекращения производства по указанному мотиву у мирового судьи не имелось, судебные акты подлежат отмене.
Производство по данному делу об административных правонарушениях подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности, иных оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи Краснинского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области, исполняющего обязанности мирового судьи Становлянского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области от 26 июля 2022 года, решение судьи Становлянского районного суда Липецкой области от 13 сентября 2022 года, вынесенные в отношении председателя ССОСПК "Липецкий Эко Продукт" Ивановой Л.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.