Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ц.А.А. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Ц.А.А. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия", начальнику федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" Т.В.П, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения Ц.А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ц.А.А. обратился в суд с названным административным иском, просил признать незаконными действия Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (далее также ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия), начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия Т.В.П, выразившиеся в необеспечении надлежащих условий содержания, взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительной колонии в размере 3 000 000 рублей.
В обоснование административного иска указал, что с 11 марта 2016 года по 14 декабря 2021 года отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, содержался в отрядах NN 6, 11.
В указанный период административными ответчиками проявлено бездействие, выразившееся в необеспечении минимальных норм материально-бытового обеспечения, необеспечении жилищно-бытовых и санитарных условий содержания, уклонении от исполнения возложенных действующим законодательством обязанностей, неоказании должной медицинской помощи, отсутствии горячей воды и неустранении постоянного неприятного запаха в санитарных помещениях, неприспособленности помещений промышленной зоны пользованию осужденными, неисправности системы вентиляции воздуха в жилых помещениях и на производственных объектах, нехватки туалетных принадлежностей, нарушении норм трудового законодательства, в необеспечении должного качества еды в столовой и нарушении санитарных норм при ее приготовлении.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 1 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 сентября 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 января 2023 года, Ц.А.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как незаконные и необоснованные, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, его доводы о нарушении условий его содержания в исправительной колонии и представленные в материалы дела доказательства не получили надлежащую судебную оценку, судом необоснованно не привлечено к участию в деле ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается, исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 поименованного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу приговором Тимирязевского районного суда г. Москвы от 13 октября 2015 года Ц.А.А. был осужден по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Административный истец отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия с 21 марта 2016 года по 22 октября 2016 года - в отряде N 6, с 23 октября 2016 года по 30 ноября 2019 года - в отряде N 11.
С 1 декабря 2019 года до убытия в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области отбывал наказание в отряде N 6, с 29 сентября 2021 года содержался в обычных условиях отбывания наказания.
Согласно записям в журнале амбулаторного приема, за время нахождения в ФКУ ИК- 5 УФСИН России по Республике Мордовия с 11 марта 2016 года по 14 декабря 2021 года Ц.А.А. наблюдался медицинскими работниками филиала "Медицинская часть N 5" ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, ежегодно проводился его профилактический осмотр.
Из содержания имеющейся в деле справки начальника ОМТИиО ФКУЗ МСЧ- 13 ФСИН России следует, что в период с 11 марта 2016 года по 4 декабря 2021 года Ц.А.А. обеспечивался лекарственными средствами и препаратами медицинского назначения централизованно и в полном объеме с надлежащими сроками годности.
Из материалов дела также следует, что в период содержания административного истца в исправительном учреждении, жилая площадь отряда N 6 составляла 266, 52 кв.м, лимит наполнения 113 человек, средняя площадь на осужденного приходилась не менее 2 кв.м.
В спальных помещениях отряда N 6 установлено 18 окон, размером 185х146 см, 6 из них оборудованы поворотно-откидной фурнитурой, все окна остеклены двухкамерными стеклопакетами и обеспечивается свободный доступ дневного света и свежего воздуха. В умывальной комнате установлено 14 умывальников, 2 раковины, имеется электрический водонагреватель, который позволяет нагревать воду в умывальниках. Установлено 9 напольных чаш, количество соответствует установленным нормам.
В здании отряда N 6 установлено 35 светильников дневного освещения мощностью 100 вт, а также 4 светильника ночного освещения мощностью 40 вт.
Жилая площадь отряда N 11 составляет 212, 9 кв.м, за период отбывания наказания Ц.А.А. в указанном отряде численность осужденных, содержащихся в отряде N 11, не превышала 105 осужденных, лимит наполнения 105 человек, средняя площадь на одного осужденного приходилась не менее 2 кв.м.
В умывальной комнате установлено 11 умывальников, 1 раковина для мытья ног, туалетная комната внутри помещения отряда, установлено 7 напольных чаш, нормы приватности соблюдаются. В спальных помещениях общежития отряда N 11 установлено 14 окон, размером 100х165, 10 из них оборудованы поворотно-откидной фурнитурой, все окна остеклены двухкамерными стеклопакетами толщиной 32 мм, посредством которых обеспечивается свободный доступ света и свежего воздуха.
Общежития отрядов ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия располагаются в одно- и двухэтажных кирпичных зданиях, санитарное состояние отрядов удовлетворительное.
Помещения отрядов, расположенные в зданиях общежитий для осужденных, обеспечены естественным и искусственным освещением, вентиляция естественная, отопление центральное от автономной котельной, температурный режим и режим проветривания соблюдаются. Параметры микроклимата в помещениях отрядов соответствуют гигиеническим требованиям. Имеются умывальные комнаты, в которых установлены раковины с подводкой холодного водоснабжения, горячее водоснабжение обеспечивается за счет электроводонагревателей. В отрядах имеются внутренние туалеты, а также надворные туалеты, отапливаемые в холодный период времени года, приватность соблюдается. Водопроводная и канализационная системы функционируют, санитарно-техническое оборудование в рабочем состоянии. Помывка осужденных производится в бане поотрядно из расчета помывки 2 раза в неделю, в соответствии с графиком, утвержденным начальником колонии. В отрядах имеются душевые, доступ в которые не запрещен, санитарное состояние бани удовлетворительное. Гигиенические наборы выдаются ежемесячно согласно нормам положенности.
На территории жилой зоны ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия расположен банно-прачечный комплекс, в котором имеется помещение для сушки белья с централизованным отоплением. Стирка и сушка белья осужденных осуществляется в прачечной, в которой установлены две промышленные стиральные машины. Производится стирка постельных принадлежностей, полотенец, рабочей одежды. Возле каждого здания общежития имеется уличная сушилка для белья с крышей. В помещениях учреждения предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с механическим и естественным побуждением, установленная согласно требованиям СНиП 2.08.02-89*. Во всех спальных секциях отрядов, где проживают осужденные, имеются бытовые вентиляторы заводского изготовления, приточные и вытяжные отверстия расположены в потолках и закрыты декоративными решетками. Ежедневно осуществляется естественное проветривание за счет открытия оконных ставней.
Здание общежитий отрядов N 6, 11 подключено к центральной системе отопления от "ЖКХ Явас". Ежегодно проводится ревизия, отопительная система общежитий отрядов N 6, 11 поддерживается в исправном состоянии, температура воздуха составляет 20 - 22°С. Температурный режим в общежитиях отрядов проверяется ежедневно сотрудниками администрации исправительного учреждения, который передается в УФСИН России по Республике Мордовия. Также два раза в год испытательной лабораторией условий труда ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Республике Мордовия проводятся измерения параметров микроклимата окружающей среды. Кроме того, два раза в год испытательной лабораторией условий труда ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Республике Мордовия проводятся измерения освещенности в помещениях отрядов. В жилых секциях общежития ежедневно проводится влажная уборка осужденными с применением дезинфицирующих средств.
Во всех помещениях промышленной зоны, в том числе швейных цехах, ежедневно проводятся влажные уборки, по субботам проводятся генеральные уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств. В цехах имеются системы естественной и принудительной вентиляции.
Ежемесячно проводится дезинфекция, дезинсекция и дератизация в помещениях отрядов, согласно заключенным договорам с ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России.
Горячее водоснабжение в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в период с 2016 и по настоящее время осуществляется за счет водогрейного котла марки КВр-0, 63 на твердом топливе, расположенного в банно-прачечном комплексе учреждения, из которого идет подача горячей воды в баню для помывки осужденных, столовую жилой зоны, для помывки посуды, в ШИЗО, ПКТ для осужденных и в комнату длительных свиданий для осужденных
Продовольственное обеспечение осужденных осуществляется согласно требованиям приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы". Контроль за качеством приготовленной пищи осуществляется заведующим столовой, медицинским работником филиала "Медицинская часть N 5" ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, разрешение на выдачу приготовленной пищи дается оперативным дежурным после снятия пробы, о чем делается запись в книге учета контроля за качеством приготовления пищи. Медицинским работником ежедневно осуществлялся контроль за санитарным состоянием помещений столовой и обеденного зала. При приеме пищи осужденными выделяется сотрудник администрации, который контролирует соблюдение режимных требований, а также доведение установленных норм до довольствующихся. Ежедневно после каждого приема пищи производится влажная уборка с применением дезинфицирующих средств. Меню раскладки составляется на неделю, утверждается начальником исправительной колонии. Продукты питания для осужденных получаются централизованно с центральной базы УФСИН России по Республике Мордовия. На складе учреждения имеется необходимый запас продовольствия в ассортименте, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205. Продукты в столовую со склада подразделения поставляются на основании меню-требования на текущий день, рацион питания и калорийность составляется с учетом полученных продуктов питания с центральной базы и соответствует предъявляемым требованиям.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что нарушений установленных требований к условиям содержания в исправительном учреждении не допущено, административному истцу не были причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно отклонили доводы административного истца о неоказании ему должной медицинской помощи ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, поскольку такие доводы опровергаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, свидетельствующих о том, что административный истец наблюдался медицинскими работниками филиала "Медицинская часть N 5" ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, ежегодно проводился его профилактический осмотр, он обеспечивался необходимыми лекарственными средствами и препаратами медицинского назначения, получал необходимое лечение.
Качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого Ц.А.А. в местах принудительного содержания, было надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания, соответствовало порядку оказания медицинской помощи; медико-санитарное обеспечение Ц.А.А. осуществлялось в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, право Ц.А.А. на медицинское обеспечение не нарушено.
Не нашли своего подтверждения и доводы административного истца о нарушении условий содержания в части несоблюдения норм жилой площади приходящегося на каждого осужденного, а также материально-бытового обеспечения, температурного режима, вентиляции, освещения, питания, поскольку помещения отрядов NN 6, 11, в которых в период отбывания наказания содержался Ц.А.А, отвечали нормативным требованиям, численность осужденных не превышала лимит наполнения, площадь на одного осужденного составляла не менее 2 кв.м, умывальные комнаты отрядов оборудованы достаточным количеством санитарного оборудования, электрическим водонагревателем, душевыми кабинами. Осужденный Ц.А.А. также обеспечивался необходимым вещевым довольствием.
Правомерно отклонены доводы административного истца о нарушении условий для осуществления им трудовой деятельности.
В силу статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.
За период отбывания наказания Ц.А.А. привлекался к оплачиваемому труду в соответствии со статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по должностям:
с 1 апреля 2016 года по должности подсобного рабочего участка деревообработки со сдельной оплатой труда (приказ о привлечении N 58-ос от 13 мая 2016 года); с 13 августа 2016 года освобожден от должности (приказ об освобождении N 115-ос от 4 сентября 2016 года);
с 1 ноября 2016 года по должности швея швейного цеха со сдельной оплатой труда (приказ о привлечении N 160-ос от 13 декабря 2016 года); с 11 декабря 2021 года освобожден от должности (приказ об освобождении N 569-ос от 10 декабря 2021 года).
За периоды привлечения к оплачиваемой работе по указанным в вышеприведенных приказах должностям административному истцу начислялась заработная плата, что подтверждается соответствующей справкой от 25 апреля 2022 года N 14/ТО/49/14-790, в которой содержатся сведения о количестве отработанных дней в месяце, нормы выработки, всего начисленной суммы заработной платы, аванса, удержаний: подоходного налога, за питание, вещевое довольствие, КБУ, сколько всего удержано, всего перечислено на лицевой счет. В том числе имеются сведения о начислении отпускных в декабре месяце 2017 года, в августе 2018 года, в июле 2020 года, компенсация за отпуск в декабре 2021 года. Оплата труда производилась в зависимости от фактически выполненной нормы выработки.
В связи с привлечением Ц.А.А. к оплачиваемому труду в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия на все время привлечения к труду велась карточка учета рабочего времени, куда вносились сведения о количестве отработанных дней ежемесячно, начисленная заработная плата, причины исключения времени работы из общего трудового стажа, о чем имеются росписи ответственного лица и осужденного.
Согласно представленным картам учета рабочего времени, в период с апреля 2016 года по декабрь 2021 год Ц.А.А. ежемесячно знакомился со сведениями о количестве отработанных им дней и начисленной заработной плате.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованномувыводу, что нарушений прав административного истца при его привлечении к труду, выплате заработной платы, отпускных, а также по удержанию денежных средств на содержание осужденного административными ответчиками допущено не было.
Не установлено судами и фактов содержания Ц.А.А. в ненадлежащих условиях в помещении для проведения обысков и досмотров осужденных, невыдачи ему индивидуальных средств гигиены, необеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода, недостаточного и некачественного питания.
Учитывая изложенное, выводы судебных инстанций об отсутствии незаконности действий должностных лиц ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия и фактов нарушения прав Ц.А.А. основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и нормах законодательства, регулирующего рассматриваемые отношения.
Приходя к выводу о том, что факты ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении, нарушающих права и законные интересы административного истца, не нашли своего подтверждения относимыми и допустимыми доказательствами, суды первой и апелляционной инстанций в основу своих решений положили, в том числе, доказательства, представленные должностными лицами административного ответчика, подтвержденные первичными документами.
Вопреки доводам кассационной жалобы Ц.А.А. все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Соглашаясь с выводами судов, судебная коллегия также считает возможным отметить, что с жалобами на условия содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия Ц.А.А. не обращался, акты прокурорского реагирования в отношении ненадлежащих условий содержания Ц.А.А. за период отбывания им наказания не выносились.
Вопреки доводам кассационной жалобы все изложенные Ц.А.А. доводы получили надлежащую судебную оценку.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном непривлечении к участию в деле ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России не влияют на законность принятых судебных актов. Непривлечение ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России к участию в деле не привело к нарушению прав административного истца и принятию неправильного судебного акта.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах нижестоящих инстанций, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судами первой или апелляционной инстанций или опровергали бы выводы постановленных решений и потому не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений.
Несогласие административного истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ц.А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.