Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Орловской области на решение Орловского областного суда от 22 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "ЭкоСити" к Правительству Орловской области о признании недействующим постановления от 21 мая 2018 года N 221 (в редакции постановления Правительства Орловской области от 29 декабря 2020 года N 823) "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области" в части установления для домовладений нормативов накопления твердых коммунальных отходов по массе (кг/год).
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Орловской области от 21 мая 2018 года N 221 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) на территории Орловской области. В приложении к этому постановлению определены размеры нормативов по объему накапливаемых отходов, установленные исходя из категории объектов, на которых образуются отходы, и примененных расчетных единиц.
В последующем в данное постановление неоднократно вносились изменения, в том числе путем изложения его приложения в новой редакции.
Действующая редакция приложения к постановлению Правительства Орловской области от 21 мая 2018 года N 221 утверждена постановлением Правительства Орловской области от 29 декабря 2020 года N 823, в которой, помимо нормативов накопления ТКО по объему (куб. м/год), предусмотрены нормативы накопления ТКО по массе (кг/год).
В частности, в разделе II новой редакции приложения установлены нормативы накопления ТКО для домовладений по категориям в следующих размерах:
- многоквартирный дом - 2, 000 куб.м/год и 316, 600 кг/год на 1 проживающего;
- индивидуальный жилой дом, расположенный на территории городского округа или городского поселения, или сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района, - 2, 500 куб.м/год и 376, 700 кг/год на 1 проживающего;
- индивидуальный жилой дом, расположенный на территории сельского поселения, не являющегося административным центром муниципального района, - 2, 250 куб.м/год и 339, 030 кг/год на 1 проживающего.
Акционерное общество "ЭкоСити" (далее - АО "ЭкоСити"), осуществляющее регулируемую деятельность по обработке твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, обратилось в суд с названным административным исковым заявлением, просило признать недействующим постановление Правительства Орловской области от 21 мая 2018 года N 221 в редакции постановления Правительства Орловской области от 29 декабря 2020 года N 823 в части установления для домовладений нормативов накопления ТКО по массе в размере 316, 600, 376, 700 и 339, 030 кг/год соответственно.
Требования мотивированы тем, что данные размеры нормативов определены без проведения сезонных замеров, что противоречит требованиям Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269. При этом ранее такие же размеры нормативов накопления ТКО для домовладений были установлены в Территориальной схеме обращения с отходами Орловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, однако, решением Орловского областного суда от 18 августа 2020 года эти положения Территориальной схемы признаны недействующими ввиду нарушения установленных федеральным законодательством правил определения оспариваемых нормативов. Вопреки вступившему в силу решению суда нормативы накопления ТКО в том же размере были установлены постановлением Правительства Орловской области от 29 декабря 2020 года N 823, утвердившим новую редакцию приложения к постановлению Правительства Орловской области от 21 мая 2018 года N 221.
Решением Орловского областного суда от 22 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2022 года, административный иск удовлетворен, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение к постановлению Правительства Орловской области от 21 мая 2018 года в редакции постановления Правительства Орловской области от 29 декабря 2020 года N 823 в части установления для домовладений нормативов накопления ТКО по массе (кг/год) на 1 проживающего.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 января 2023 года, Правительство Орловской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, неверно установлены юридически значимые обстоятельства по делу. Указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, которым утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Проведение соответствующих замеров отходов было обеспечено в соответствии с установленным этими Правилами порядком определения нормативов в рамках государственных контрактов, заключенных Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, транспорта и энергосбережения Орловской области с ООО "ЭкоТек". Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Орловской области определены на основании проведенных в соответствии с действующим законодательством замеров, в том числе для индивидуальных жилых домов, расположенных на территории городского округа или городского поселения, или сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района, и индивидуальных жилых домов, расположенных на территории сельского поселения, не являющегося административным центром муниципального района, как это предусмотрено оспариваемым нормативным правовым актом. Оспариваемое постановление принято Правительством Орловской области в пределах полномочий и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу. Также считает ошибочным вывод судов о том, что АО "ЭкоСити" является субъектом отношений, регулируемых данным постановлением и о нарушении его прав оспариваемым нормативным правовым актом.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Согласно положениям части 7, пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются; выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Порядок принятия, введения в действие и опубликования постановления Правительства Орловской области от 21 мая 2018 года N 221 (в редакции постановления Правительства Орловской области от 29 декабря 2020 года N 823) судами проверен, участвующими по делу лицами не оспаривался.
Разрешая заявленные требования и признавая недействующим постановление Правительства Орловской области от 21 мая 2018 года в редакции постановления Правительства Орловской области от 29 декабря 2020 года N 823 в части установления для домовладений нормативов накопления ТКО по массе (кг/год) на 1 проживающего, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства потребления" порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 (далее - Правила), нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
В силу пункта 7 Правил определения нормативов в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8-12 Правил. В частности, замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
Аналогичный порядок проведения замеров накопления твердых коммунальных отходов для определения нормативов, а также перечень категорий объектов, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, приведены в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр.
Проанализировав представленный административным ответчиком отчет по определению нормативов накопления ТКО, составленный ООО "ЭкоТек" за период лето 2016 года - весна 2017 года, подготовленный по результатам исполнения государственных контрактов, суд установил, что применительно к домовладениям нормативы накопления ТКО рассчитывались лишь по двум категориям - многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома. Выделения категорий "индивидуальный жилой дом, расположенный на территории городского округа или городского поселения, или сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района" и "индивидуальный жилой дом, расположенный на территории сельского поселения, не являющегося административным центром муниципального района" (как это предусмотрено оспариваемым нормативным правовым актом) названный отчет не содержит.
При этом годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу, по категории "многоквартирные дома" рассчитан в размере 427, 42 кг/год, в то время как в оспариваемом нормативном правовом акте этот норматив составляет 316, 600 кг/год. Этот же годовой норматив по категории "индивидуальные жилые дома", согласно отчету, рассчитан в размере 587, 65 кг/год, а в оспариваемом нормативном правовом акте - 376, 700 и 339, 030 кг/год.
Также судом установлено, что противоречие в значениях нормативов возникло в связи с проведением после составления отчета ООО "ЭкоТек" дополнительных расчетов.
Установленный в оспариваемом нормативном правовом акте норматив накопления ТКО по массе для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов (в том числе расположенных на территории городского округа или городского поселения, или сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района; жилых домов, расположенных на территории сельского поселения, не являющегося административным центром муниципального района) определен путем умножения величины, полученной в результате деления определенного в отчете ООО "ЭкоТек" по х-категории годового норматива массы ТКО на показатель объема по этой же категории, на установленный оспариваемым нормативным актом для х-категории норматив накопления ТКО по объему.
Вместе с тем, Правилами определения нормативов такие дополнительные расчеты не предусмотрены.
С учетом установленных обстоятельств суд обоснованно признал недействующим постановление Правительства Орловской области от 21 мая 2018 года в редакции постановления Правительства Орловской области от 29 декабря 2020 года N 823 в части установления для домовладений нормативов накопления ТКО по массе (кг/год) на 1 проживающего, поскольку в оспариваемой части нормативный правовой акт принят в нарушение положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
При этом судом правомерно принято во внимание вступившее в законную силу решение Орловского областного суда от 18 августа 2020 года по административному делу N 3а-95/2020, которым признаны недействующими нормативы накопления ТКО Территориальной схемы Орловской области, идентичные по размеру и порядку расчета оспариваемым в настоящем деле нормативам накопления ТКО.
Доводы кассационной жалобы о том, что АО "ЭкоСити" не является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением, отклоняются судебной коллегией. Установлено, что АО "ЭкоСити" владеет объектом по переработке отходов, включенным в Территориальную схему обращения с отходами Орловской области, в том числе с ТКО, утвержденную приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 года N 443, и оспариваемые нормативы накопления ТКО учитываются при расчете массы образующихся отходов, подлежащих сортировке на объектах обработки твердых коммунальных отходов, в том числе на объекте АО "ЭкоСити".
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы, в том числе о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, проведение соответствующих замеров отходов было обеспечено в соответствии с установленным Правилами порядком определения нормативов в рамках государственных контрактов, нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Орловской области определены на основании проведенных в соответствии с действующим законодательством замеров, являлись предметом проверки судов нижестоящих инстанций, в обжалуемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Орловского областного суда от 22 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Орловской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.