Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу С.С.Н. на решение Липецкого областного суда от 4 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению С.С.Н. о признании неправомочным состава Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.С.Н, являющийся жителем села Черемушки Липецкого муниципального района Липецкой области, обратился в суд с названным административным иском, просил признать неправомочным с 13 марта 2020 года состав Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее также - Совет, Совет депутатов сельского поселения, представительный орган местного самоуправления), ссылаясь на положения пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В обоснование административного иска указано, что в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее - Устав) численность депутатов Совета составляет десять человек. В результате прямых выборов, состоявшихся 13 сентября 2015 года, в состав Совета выбрано десять депутатов. По состоянию на 13 марта 2020 года свои полномочия сложили четыре депутата, в результате чего состав Совета из шести оставшихся депутатов составляет менее двух третей от установленной численности представительного органа местного самоуправления, является неправомочным и не может осуществлять свои полномочия, чем, по мнению административного истца, нарушены его права на осуществление местного самоуправления.
Решением Липецкого областного суда от 4 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 1 февраля 2023 года, С.С.Н. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, изложенные при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, указывает, что в результате выбытия отдельных депутатов из состава Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области осталось менее 2/3 от установленной численности депутатов, что с учетом положений Устава указанного муниципального образования, определившего правомочность заседания представительного органа, делает невозможным осуществление принадлежащих ему полномочий и является неправомочным. Наличие неправомочного представительного органа местного самоуправления ограничивает его право принимать участие в осуществлении местного самоуправления на территории муниципального образования через выборный представительный орган местного самоуправления.
Участвующим по делу прокурором Ким И.Е. на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, состав Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет пятого созыва сформирован по результатам выборов, состоявшихся 13 сентября 2015 года в количестве 10 депутатов: Б.В.А, А.М.Н, Б.Л.М, Е.О.В, П.Н.Н, Т.Д.В, Ш.М.А, К.В.Г, М.С.М, Ю.Н.Л.
Дата начала полномочий представительного органа местного самоуправления пятого созыва - 22 сентября 2015 года, дата завершения - 21 сентября 2020 года.
2 декабря 2017 года прекращены полномочия в связи со смертью депутата К.В.Г, по личному заявлению прекращены полномочия депутатов Ю.Н.Л. - 1 января 2018 года и М.С.М. - 8 июня 2018 года.
Решением от 13 марта 2020 года N 61 на основании заявления депутата Т.Д.В. с 13 марта 2020 года в связи с отставкой по собственному желанию Совет прекратил полномочия депутата сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации Т.Д.В..
Распоряжением главы администрации Липецкого муниципального района от 17 марта 2020 года N 171-р с 18 марта 2020 года исполнение обязанности главы администрации муниципального района возложено на заместителя главы администрации муниципального района Т.Д.В.
Решениями Совета от 12 мая 2020 года N 296 и N 297 Т.Д.В. избран главой Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации. Днем вступления Т.Д.В. в должность главы Липецкого муниципального района Липецкой области постановлено считать 12 мая 2020 года.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Совета депутатов сельского поселения, пришел к выводу о том, что состав представительного органа не может быть признан неправомочным с 13 марта 2020 года, поскольку при наличии шести депутатов, то есть более 50 процентов от числа избранных депутатов, Совет вправе проводить заседания для решения вопросов, не требующих присутствия квалифицированного большинства депутатов (двух третей от установленной численности).
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.
Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии с положениями частей 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Пунктом 2 части 16 и частью 18 указанной нормы предусмотрено, что полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. В этом случае досрочные выборы депутатов в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
Пунктом 2 части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; в иных случаях, установленных данным федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно Уставу Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Совет депутатов сельского поселения избирается сроком на 5 лет. Срок полномочий Совета депутата сельского поселения 5 лет. Совет депутатов сельского поселения состоит из десяти депутатов (пункты 1, 3 статьи 30).
Основной формой деятельности Совета депутатов сельского поселения являются сессии, которые созываются председателем Совета депутатов сельского поселения, согласно утвержденному Советом депутатов сельского поселения графику.
Внеочередные сессии собираются по инициативе главы сельского поселения, председателя Совета депутатов сельского поселения либо по требованию не менее одной трети от установленного числа депутатов Совета депутатов сельского поселения.
Сессии Совета депутатов сельского поселения считаются правомочными, если на них присутствуют 50 и более процентов от числа избранных депутатов Совета депутатов сельского поселения. Сессии Совета депутатов сельского поселения проводятся не реже одного раза в три месяца (пункты 1-4 статьи 31).
Таким образом, как правильно указано судом, состав Совета депутатов сельского поселения правомочен при условии избрания в Совет не менее двух третей (семь депутатов) от установленной численности депутатов (десять депутатов). При избрании Совета депутатов сельского поселения в полном составе (десять депутатов) заседания Совета будут правомочны, если на них присутствуют не менее пяти депутатов.
Учитывая наличие с 13 марта 2020 года в составе Совета шести депутатов, то есть более 50 процентов от числа избранных депутатов, суды пришли к правильному выводу о том, что Совет вправе проводить заседания для решения вопросов, не требующих присутствия квалифицированного большинства депутатов (двух третей от установленной численности), в связи с чем оснований для признания такого состава Совета депутатов неправомочным у судов не имелось.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, в том числе о неправомочности Совета депутатов сельского поселения, оставшегося с 13 марта 2020 года в составе менее двух третей от установленной численности депутатов, были предметом проверки судов нижестоящих инстанций, обоснованно отклонены как основанные на неверном толковании норм материального права. В соответствии с приведенными выше законоположениями представительный орган муниципального образования является неправомочным в случае избрания менее двух третей от установленной численности депутатов, однако, Совет депутатов сельского поселения был избран в полном составе.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального и процессуального права применены судами правильно, верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Липецкого областного суда от 4 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу С.С.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.