Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Р.Ю.В. на решение Раменского городского суда Московской области от 3 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Р.Ю.В. к администрации Раменского городского округа Московской области о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения Р.Ю.В. поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Р.Ю.В. обратилась в суд с названным административным иском, просила признать незаконными действия администрации Раменского городского округа Московской области (далее также - администрация) по отлову двух безнадзорных собак; бездействие администрации, выразившееся в непроведении повторного теста на агрессию отловленных животных.
Требования мотивированы тем, что 15 марта 2021 года на улице Большая Учительская поселка Родники Раменского городского округа Московской области были отловлены две бездомные собаки с бирками, что зафиксировано актом учета безнадзорных животных. Считает, что оснований для отлова и помещения их в приют для безнадзорных животных не имелось, поскольку отловленные собаки имели бирки, прошли программу ОСВВ (отлов, стерилизацию, вакцинацию, выпуск), не представляли опасности для окружающих, при этом отсутствовали доказательства, что именно эти собаки покусали граждан, обратившихся на портал "Добродел". Граждане, проживающие на улице Большая Учительская, в том числе и она, неоднократно обращались в администрацию с просьбой о проведении повторных тестов на агрессию отловленных собак в целях возвращения их в места обитания, однако, данная просьба оставлена без удовлетворения.
Решением Раменского городского суда Московской области от 3 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 декабря 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 января 2023 года, Р.Ю.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Полагает, что ее доводы и приведенные в обоснование заявленных требований обстоятельства остались без надлежащей судебной оценки; указывает, что безнадзорные животные отловлены безосновательно, доказательств, что именно отловленные собаки проявили агрессию и покусали людей, административным органом не представлено, в связи с чем возможно опасные животные продолжают быть на свободе. Считает ошибочным вывод судов об отсутствии нарушения ее прав оспариваемыми действиями (бездействием) административного ответчика, поскольку одна из отловленных собак принадлежит именно ей, кроме того, собаки являются любимцами многих жителей района.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21 февраля 2021 года и 26 февраля 2022 года через портал "Добродел" в администрацию поступили обращения граждан Р.В.В. и В.А.А. о нападении на них безнадзорных собак, обитающих в пос. Родники. К обращениям были приложены справки об укусах из медицинского учреждения с указанием места обитания животных.
15 марта 2021 года состоялся комиссионный (представители администрации, министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ГБУВ МО "Терветуправление N 4", представитель организации по отлову животных - АНО "Центр содержания бездомных животных") выезд по месту возможного обитания безнадзорных собак: Московская область, Раменский городской округ, пос. Родники, ул. Б. Учительская и ул. Трудовая, в ходе которого были обнаружены шесть собак с ушными бирками, без владельцев, из которых две особи с признаками немотивированной агрессии подвергнуты отлову, о чем составлен акт учета безнадзорных животных от того же числа. Данные собаки помещены в приют для животных.
Р.Ю.В. неоднократно обращалась в администрацию с заявлениями о необоснованном отлове собак и принятии мер к возврату животных в место их обитания, о проведении повторных тестов на агрессию отловленных собак. Все обращения были рассмотрены, даны мотивированные ответы со ссылкой на положения действующего законодательства.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административным ответчиком не было допущено нарушений порядка отлова 15 марта 2021 года безнадзорных животных на улице Большая Учительская поселка Родники Раменского городского округа Московской области; отлову подверглись безнадзорные животные, проявившие агрессию; факт проявления агрессивности установлен, в том числе, специалистом в области ветеринарии - членом комиссии по отлову животных. В связи с этим пришел к выводу об отсутствии у администрации правовых оснований и обязанности по проведению повторного тестирования на агрессию отловленных животных.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ) деятельностью по обращению с животными без владельцев является деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 498-ФЗ установлено, что деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях, в том числе, предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ предусмотрен перечень мероприятия, совершаемых при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В частности в пункте 4 части 1 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ закреплено, что возврату на прежние места обитания подлежат животные без владельцев, не проявляющие немотивированной агрессивности, после проведения мероприятий по их стерилизации и вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных.
В силу положений пунктов 13 и 34 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Московской области, утвержденного распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 27 декабря 2019 года N 20РВ-436, отлову подлежат животные без владельцев, за исключением стерилизованных животных без владельцев, имеющих неснимаемые или несмываемые метки (чипы) и не проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека.
Не могут быть возвращены на прежние места обитания животные, проявляющие немотивированную агрессивность, которая достоверно установлена специалистом в области ветеринарии, а также собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека согласно Перечню потенциально опасных собак, утвержденному постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июля 2019 года N 974 "Об утверждении перечня потенциально опасных собак"; такие животные содержатся в приюте до наступления естественной смерти или до момента передачи таких животных новым владельцам.
Правильно применив приведенные выше законоположения и установив, что отлову в рассматриваемом случае подверглись безнадзорные животные, проявившие немотивированную агрессию, суд пришли к правильным выводам о соблюдении администрацией порядка отлова животных без владельцев и отсутствии обязанности у администрации по повторному тестированию на агрессию отловленных собак.
В связи с изложенным доводы заявителя кассационной жалобы о безосновательном отлове безнадзорных животных судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Доводы кассационной жалобы о неподтверждении факта отлова собак, проявивших агрессию и покусавших людей, направлены на иную оценку имеющихся по делу доказательств и не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального права.
Ссылка Р.Ю.В. в кассационной жалобе на нарушение ее прав оспариваемыми действиями (бездействием) административного ответчика, поскольку одна из отловленных собак принадлежит именно ей, не может повлечь отмену судебных актов. Такие обстоятельства судами не установлены, административным истцом ни при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, ни в иных обращениях в административные органы не приводились, доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, не представлены.
Вопреки доводам кассационной жалобы все требования и доводы административного истца судами рассмотрены, судебную оценку получили.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 3 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Р.Ю.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.