Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 23" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 1 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 октября 2022 года по административному делу по исковому заявлению Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 23" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области Ф.Д.С, представителя ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области К.Д.С, поддержавших доводы кассационных жалоб, прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
Саратовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с названным исковым заявлением, с учетом уточнения просил обязать ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно: привести систему автоматической пожарной сигнализации в помещениях отдела охраны, гостиницы и склада тылового обеспечения в исправное состояние; обеспечить системой пожарной сигнализации дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия дежурного персонала; привести в соответствие исполнительную документацию на систему противопожарной защиты объекта; расположить горючие материалы, находящиеся в промышленной зоне совместно с баллонами с кислородом в соответствии с требованиями подпунктом "к" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; заменить электропровода с видимыми повреждениями изоляции в помещении котельной, СТО и жилом отряде N 5; привести в соответствие с действующим законодательством полы на путях эвакуации в здании школы и ПТУ на 2 и 3 этажах, имеющие перепад высот менее 0, 45 м, который не оборудован пандусом; обеспечить исправное состояние дверей эвакуационного выхода, расположенных в жилом отряде N 4; обеспечить соблюдение проектных объемно-планировочных решений при эксплуатации эвакуационного выхода в жилом отряде N 3; обязать УФСИН России по Саратовской области выделить материально-технические и финансовые средства для устранения указанных нарушений в сфере пожарной безопасности в подведомственном учреждении.
В обоснование административного иска указал, что при проверке соблюдения требований пожарной безопасности выявлены названные нарушения, в адрес начальника ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области внесено представление, однако выявленные нарушения в области пожарной безопасности не устранены. Длящиеся нарушения требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара. Обязанность по устранению выявленных нарушений лежит, в том числе на УФСИН России по Саратовской области, которое осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.
Решением Красноармейского городского суда Саратовской области от 1 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 октября 2022 года, требования удовлетворены частично, на ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно: привести систему автоматической пожарной сигнализации в помещениях отдела охраны, гостиницы и склада тылового обеспечения в исправное состояние; обеспечить системой пожарной сигнализации дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия дежурного персонала; привести в соответствие исполнительную документацию на систему противопожарной зашиты объекта. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 ноября 2022 года, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 ноября 2022 года, ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области просят отменить состоявшиеся судебные постановления в удовлетворенной части, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, утверждают, что проведение мероприятий по устранению нарушений требует значительных финансовых затрат, которые не запланированы. Ссылаясь на установленный порядок финансирования учреждений ФСИН России, настаивают на невозможности выделения дополнительных (сверх доведенных лимитов) бюджетных ассигнований на выполнение работ, указанных в решении суда. Порядок действий по совершению финансовых операций в связи с устранением выявленных нарушений уполномочен главный распорядитель бюджетных средств, но не прокурор.
Относительно кассационных жалоб Саратовским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области представлены письменные возражения.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, несоблюдение ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области перечисленных прокурором требований пожарной безопасности явилось основанием для внесения представлений, в том числе представления от 21 марта 2022 года в адрес начальника названного учреждения.
Выявленные прокурором нарушения требований пожарной безопасности в части использования электропроводов с видимыми повреждениями изоляции в помещениях котельной, СТО и жилом отряде N 5; наличия перепада высот на полу на путях эвакуации в зданиях школы и ПТУ на 2 и 3 этажах; отсутствия второго эвакуационного выхода в жилых отрядах N 3 и N 4; хранения совместно с баллонами с кислородом баллонов с горючими газами в промышленной зоне учреждения устранены.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования прокурора, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 и исходил из доказанности тех нарушений в сфере пожарной безопасности, которые к моменту рассмотрения дела не были устранены, обязанность по устранению таких нарушений подлежит исполнению ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области.
Отказывая в удовлетворении требований к УФСИН России по Саратовской области, суд указал на отсутствие незаконного бездействия этого органа в части исполнения полномочий по материально-техническому обеспечению деятельности ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области.
Оснований для пересмотра судебных актов по доводам кассационных жалоб не имеется.
Факт нарушения требований пожарной безопасности, обязанность по устранению которых суд возложил на ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области, по делу не оспаривался. Правильность выводов суда о том, что допущенные нарушения подлежат устранению определенным судом способом, в кассационной жалобе не подвергается сомнению.
Вопреки мнению автора кассационной жалобы, принятое судом решение не свидетельствует о вторжении в компетенцию ФСИН России как главного распорядителя средств федерального бюджета на соответствующие цели, а возлагает обязанность устранить допущенное учреждением ФСИН России нарушение закона в установленный срок. При этом вопрос о финансировании мероприятий по устранению нарушений подлежит разрешению органами ФСИН России самостоятельно в пределах предоставленной законом свободы усмотрения.
Ограниченность финансирования, вопреки доводам кассационных жалоб, не может являться основанием для освобождения от исполнения требований закона.
Таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 1 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 23" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 5 апреля 2023 года.
Дело N 2-349/2022
88а-10417/2023
(резолютивная часть)
город Саратов
27 марта 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 23" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 1 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 октября 2022 года по административному делу по исковому заявлению Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 23" о возложении обязанности.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 1 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 23" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.