Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Булатовой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 21 декабря 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Лепешенко Татьяны Александровны к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области о признании решения пенсионного органа незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по кассационной жалобе Лепешенко Татьяны Александровны на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 10 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 25 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Лепешенко Т.А. обратилась в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области о признании решения пенсионного органа незаконным, возложении обязанности назначить пенсию.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 10 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 25 октября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Лепешенко Т.А. отказано.
В кассационной жалобе Лепешенко Т.А. просит решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 10 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 25 октября 2022 года отменить, оставить без изменения решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением судом норм материального права, ненадлежащей оценкой представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 1 июля 2021 года Лепешенко Т.А. обратилась в Кстовское отделение пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 30 июля 2021 года Лепешенко Т.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой величины ИПК, необходимой для назначения пенсии.
Согласно произведенному расчету, наиболее выгодным вариантом для назначения истцу пенсии является пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", предусматривающей включение в стаж периодов учебы и ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и 70 дней до его рождения.
Из содержания трудовой книжки Лепешенко Т.А. следует, что трудовая деятельностью ею осуществлялась как на территории РСФСР и России, так и на территории Республики Беларусь.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, при установлении пенсии лицу, проживающему на территории Российской Федерации и имеющему стаж работы на территории Республики Беларусь после 13 марта 1992 года, пенсия может устанавливаться только в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Договора с Республикой Беларусь, согласно которому за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, а за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
Периоды работы на территории Республики Беларусь после 12 марта 1992 года могут быть учтены при установлении страховой пенсии только после документального подтверждения компетентным органом Республики Беларусь и также стаж может быть подтвержден формуляром "О Страховом стаже" - Приложение N 2 к Соглашению о применении Договора с Республикой Беларусь от 15 марта 2011 года.
В связи с тем, что за стаж работы на территории Республики Беларусь до 1 января 2021 года и бывшей Белорусской ССР, в случае проживания (пересечения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного 13 марта 1992 года, будет Российская Федерация, а за периоды после указанной даты и до 31 декабря 2020 года - Республика Беларусь, что соответствует положениям, распределяющим ответственность договаривающихся сторон, закрепленным в пункте 1 статьи 23 Договора с Республикой Беларусь, суд исходил из того, что при определении размера пенсии истцу в подсчет пропорции должен включаться только стаж в Российской Федерации (РСФСР).
Суд, проанализировав представленный пенсионным органом расчет, согласно которому в стаж включены периоды с 20 августа 1982 года по 30 ноября 1984 года, с 1 сентября 1985 года по 13 февраля 1988 года, с 23 апреля 1988 года по 22 октября 1989 года, с 5 августа 1991 года по 12 марта 1992 года, с 13 марта 1992 года по 31 декабря 1993 года, с 1 января 1994 года по 30 декабря 1994 года, с 31 декабря 1994 года по 20 февраля 1996 года, с 21 февраля 1996 года по 20 августа 1996 года, с 1 сентября 1997 года по 4 мая 2017 года, с 1 ноября 2017 года по 31 марта 2018 года, с 2 апреля 2018 года по 31 декабря 2020 года, в том числе, и период проживания супругов военнослужащих при отсутствии надлежащего документального подтверждения этих периодов компетентными органами Республики Беларусь, пришел к выводу о том, что для назначения пенсии Лепешенко Т.А. требуется необходимый ИПК - 21, 0, тогда как данный коэффициент составляет 13, 828.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суды правильно определили обстоятельства, имеющие значимые для дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановили судебные решения, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Так, согласно статье 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости составляет не менее 11 лет и величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере не ниже 18, 6.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Особые правила назначения и выплаты пенсии установлены для граждан одного из государств - членов ЕАЭС, трудящихся (трудившихся) на территории другого государства - члена ЕАЭС. В частности, предусмотрено следующее (статья 1, пункт 6 статьи 4, пункт 1 статьи 6, статья 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, заключенного в городе Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года):
назначение и выплата пенсии в соответствии с законодательством одного государства - члена ЕАЭС не препятствуют одновременному назначению и выплате пенсии этого и (или) другого вида согласно законодательству другого государства - члена ЕАЭС;
при переселении пенсионера из одного государства - члена ЕАЭС в другое производится перерасчет назначенной пенсии в установленном порядке. При этом право на пенсию за стаж работы, приобретенный после 1 января 2021 года, не пересматривается;
за стаж работы, приобретенный после 1 января 2021 года, пенсия назначается и выплачивается государством - членом ЕАЭС, на территории которого такой стаж приобретен;
за стаж работы, приобретенный до 1 января 2021 года, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС и указанным выше Соглашением стран СНГ, а для Республики Беларусь и РФ - соответствующим Договором между РФ и Республикой Беларусь.
Заключенным между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 24 января 2006 года Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее - Договор), регулируется государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон. Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям (подпункт 3 пункта 1 статьи 3 Договора).
Статьей 10 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применение положений названного Договора и своего законодательства.
При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для определения права на пенсию и исчисления ее размера осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Сторона, назначающей пенсию.
Пунктом 1 статьи 23 Договора предусмотрено, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляется в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового)стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующему страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Договора по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Величина ИПК по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется по формуле, предусмотренной в части 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, и представляет собой произведение суммы ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, на коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости.
При этом, исходя из положений частей 10, 11 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Формула для определения суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) приведена в статье 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Таким образом, размер страховой пенсии по старости определяется исходя из страхового стажа и заработка, приобретенного гражданином до 1 января 2002 года и размера страховых взносов, уплаченных после 1 января 2002 года, то есть при определении размера пенсии гражданина правовое значение имеет страховой стаж, приобретенный только до 1 января 2002 года, наличие или отсутствие страхового стажа после указанной даты на размер страховой пенсии по старости не влияет, поскольку после 1 января 2002 года учитываются только страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что расчетный размер пенсии Лепешенко Т.А. определен пенсионным органом по наиболее выгодному для истца варианту - по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность страхового стажа составила 21 год 10 месяцев 24 дня (в том числе на территории Республики Беларусь - 14 лет 4 месяца 4 дня), ИПК - 13, 828, меньше требуемых 21, 0.
Индивидуальный пенсионный коэффициент складывается из суммы ИПК, отраженных в выписке из индивидуального лицевого счета за период с 1 января 2015 года и за период до 1 января 2015 года.
Для определения размера индивидуального пенсионного коэффициента за период до 1 января 2015 года учитываются страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, которые у истца отсутствуют, и пенсионные права, сформированные до 1 января 2002 года.
Таким образом, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Договора за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующему страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором, выводы суда об отсутствии оснований для назначения страховой пенсии соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для назначения пенсии повторяют доводы, которые являлись предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом обоснованно не приняты.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 10 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 25 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лепешенко Татьяны Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.