Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Вербышевой Ю.А, Водяниковой М.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой Т. В. к Администрации города Пензы об установлении факта отсутствия родительского попечения, факта проживания, признании незаконным постановления и понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилым помещением, по кассационной жалобе Зайцевой Т. В. на решение Ленинского районного суда города Пензы от 17 февраля 2022 года, дополнительное решение Ленинского районного суда города Пензы от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 13 сентября 2022 года, заслушав доклад судьи Водяниковой М.И,
УСТАНОВИЛА:
Зайцева Т.В. обратилась с иском к администрации г. Пензы об обеспечении жилым помещением, указывая, что она относится к числу лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, поскольку с рождения осталась без попечения родителей, сразу была помещена в Пензенский дом ребенка, откуда была переведена в Беднодемьяновский детский дом N 1 в Пензенской области, в котором пребывала до 1987 года, после чего до 1988 года проходила обучение в "данные изъяты" школе-интернат "адрес", а затем в ПТУ N "адрес", где проживала и была зарегистрирована в общежитии училища до 28.12.1995 года. После снятия с регистрационного учета, а также в период наличия регистрации с декабря 2000 года по март 2020 год по иному адресу - в доме N, по ул. "адрес", где регистрация носила формальный характер, продолжала фактически проживать в общежитии училища, из которого не выселялась. Жилым помещением на условиях социального либо специализированного найма не обеспечена, в собственности жилья не имеет. Несмотря на это, ответчиком постановлением от 27.10.2020 года N 1524 ей отказано во включении в список лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. В связи с этим просила установить факт отсутствия у нее родительского попечения, факт ее проживания в общежитии и, признав незаконным постановление администрации г. Пензы от 27.10.2020 года, понудить ответчика к включению ее в названный список.
Решением Ленинского районного суда города Пензы от 17 февраля 2022 года, с учетом дополнительного решения от 21 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 13 сентября 2022 года, заявленные Зайцевой Т.В. требования удовлетворены в части установления факта признания Зайцевой Т.В. лицом, оставшимся без попечения родителей, а также об установления факта проживания на территории Пензенской области. В удовлетворении требований в оставшейся части Зайцевой Т.В. отказано.
В кассационной жалобе Зайцевой Т.В. поставлен вопрос об отмене постановлений первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении заявленных требований, как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Зайцева Т.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес".
В свидетельстве о рождении и справки о рождении Зайцевой Т.В. ее родителями указаны: мать - Зайцева М.М, умершая ДД.ММ.ГГГГ, и отец - Зайцев В.Н, сведения о котором не известны, записан со слов матери.
Вместе с тем, Зайцева Т.В, с рождения росла и воспитывалась вне семьи и в отсутствии родителей, указанных в документах о рождении.
В период с 1978 по 1987 годы Зайцева Т.В. находилась на воспитании в "данные изъяты" детском доме "адрес", после чего до 10 июня 1988 года обучалась в "данные изъяты" школе-интернате "адрес", а в период с 01.09.1988 года по 30.09.1991 год проходила обучение в ПТУ N "адрес" и в период с 03.12.1988 года по 28.12.1995 года была зарегистрирована и проживала в общежитии указанного училища по адресу: "адрес"
Достигла совершеннолетия Зайцева Т.В. ДД.ММ.ГГГГ, возраста 23-х лет - ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 48 лет Зайцева Т.В. обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанной категории, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Постановлением администрации г. Пензы от 27.10.2020 года N 1524 истцу Зайцевой Т.В. во включении в вышеуказанный список отказано в связи с не постановкой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий или нуждающейся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции требования истца Зайцевой Т.В. об установлении факта нахождения ее без родительского попечения, то есть факт отнесения ее к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также факт ее проживания в период с 18 до 23 лет, с 01.11.1990 года по 02.11.1995 года, а также с указанной даты по настоящее время на территории г. Пензы в общежитии училища, удовлетворил.
В указанной части судебные акты нижестоящих судов не оспариваются и судебной коллегией их законность в данной части не проверяется.
Отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконным постановления о не включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением и возложении на администрацию г. Пензы обязанности по включению ее в названный список, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 г. N 397, исходил из факта отсутствия у Зайцевой Т.В. права на обеспечение жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей, в силу не обращения к ответчику до достижения возраста 23 лет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих либо объективно исключающих возможность своевременного обращения истца с соответствующим заявлением до достижения возраста 23 лет.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции в данной части согласился, признав его законным и обоснованным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Отклоняя доводы жалобы о наличии у истца права на получение жилья, суд апелляционной инстанции, признавая их несостоятельными, указал на ошибочное понимание истцом действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение, исходя из установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, до достижения возраста 23 лет Зайцева Т.В. на учете лиц данной категории, нуждающихся в жилом помещении, не состояла, с заявлением по вопросу обеспечения жильем до достижения 23 лет в уполномоченный орган не обращалась, каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно исключающих либо носящих уважительный характер и препятствовавших осуществлению в период по достижению совершеннолетнего возраста, равно как и по окончанию обучения в училище (ДД.ММ.ГГГГ), когда ей исполнилось 19 лет и до ДД.ММ.ГГГГ, когда ей исполнилось 23 года не представлено в материалы дела.
Оснований для несогласия с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1).
В силу пункта 9 статьи 8 данного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных норм права следует, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане, не состоявшие до указанного возраста на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждено материалами дела, Зайцева Т.В. обратилась с заявлением о включении ее в список в 2020 году, в возрасте 48 лет.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации о порядке толкования и применения положений вышеприведенного федерального законодательства, касающегося реализацией лицами из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, права на обеспечение жилым помещением, отраженного в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 года, реализация данного права указанной категорией граждан, не включенными в соответствующий список до достижения ими возраста 23 лет, как имеет место в случае с Зайцевой Т.В, возможно лишь при условии доказанности наличия такого права на включение в список и уважительных причин, по которым данные лица до достижения ими возраста 23 лет не были поставлены на такой учет.
Таких обстоятельств, которые бы объективно исключали либо носили уважительный характер и препятствовали самостоятельному осуществлению Зайцевой Т.В. в период с 18 до 23 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год) своих прав по постановке на учет как лица, оставшегося без попечения родителей, и нуждающегося в обеспечении жилым помещением, по делу судами не установлено.
Не ссылается на наличие таких причин и обстоятельств кассатор в своей жалобе.
Зайцева Т.В. в период после завершения обучения в училище с 30.01.1991 года по 02.11.1995 год, а также в настоящее время, являлась полностью дееспособной, была социально активна, имела постоянное место работы и жительства, препятствий к подаче заявления и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье до достижения ею возраста 23 лет, не имела. Факт проживания в период с 29.12.1995 года по 2000 год в общежитии училища без регистрации, под страхом выселения, правового значения по делу не имеют, поскольку данный период, находится за пределами достижения истцом возраста 23 лет.
Также с учетом изложенного не имеют правового значения доводы жалобы об отсутствии у истца жилья.
Выводы судов, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности и в полном соответствии положениям статей 12, 56, 67 ГПК РФ.
Таким образом, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для их отмены либо изменения и принятия нового судебного постановления не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Пензы от 17 февраля 2022 года, дополнительное решение Ленинского районного суда города Пензы от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зайцевой Т. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.