Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 10 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 06 июля 2022 года по административному делу N 3а-1/2022 по административным исковым заявлениям Красновского Евгения Викторовича, Назарова Вилдана Калфануровича, обществ с ограниченной ответственностью Транспортная компания "АВТОДАН" и "Бизнес-Д" о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае".
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, возражения представителей Красновского Е.В. - Якимова П.Н. и Якимовой О.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Голованова А.И, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае.
Указанный Документ планирования содержит, в том числе и решения об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае (далее - регулярные перевозки) согласно приложению 1 к данному Документу планирования.
Красновский Е.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующей строк 41 приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок в редакции Постановления Правительства Пермского края от 23 июня 2021 года N 420-п в части устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - 1 марта 2022 года.
Назаров В.К. обратился с административным иском о признании недействующими строку 7 приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок в редакции постановления Правительства Пермского края 490-п от 8 июля 2020 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - 1 сентября 2020 года; строку 8 приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок, утвержденному постановлением правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п в части устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - через 180 дней со дня вступления в силу постановления правительства Пермского края.
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Д" (далее - ООО "Бизнес-Д") обратилось с административным иском о признании не действующей со дня принятия строку 6 приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок в редакции постановления Правительства Пермского края N 79-п от 19 февраля 2020 года в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок "В день вступления в силу постановления Правительства Пермского края, предусматривающего дополнение настоящей строкой", то есть по истечении 180 дней после официального опубликования постановления - 27 июня 2020 года.
Общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Автодан" (далее - ООО ТК "Автодан") обратилось с административным иском о признании не действующей со дня принятия строку 10 приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020 в редакции постановления Правительства 490-п от 8 июля 2020 года в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - 1 сентября 2020 года.
В обоснование заявленных требований указали, что вступление в силу оспариваемых положений предполагает прекращение перевозки пассажиров административными истцами по нерегулируемому тарифу, проведение аукциона, заключение государственного контракта на перевозку пассажиров по регулируемому тарифу, в связи с чем административные истцы будут лишены права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу по межмуниципальным маршрутам NN "данные изъяты", значительно ранее срока, указанного в свидетельствах.
Полагали, что решение об изменении вида регулярных перевозок в отношении обслуживаемых ими маршрутов не могло вступить ранее окончания срока действия свидетельств.
Определением Пермского краевого суда от 19 ноября 2021 года административные дела объединены в одно производство.
Решением Пермского краевого суда от 10 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 06 июля 2022 года, административные исковые заявления удовлетворены. Признаны не действующими со дня принятия:
строка 10 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок в редакции Постановления Правительства Пермского края от 8 июля 2020 года N 490-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - 1 сентября 2020 года;
строка 7 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок в редакции Постановления Правительства Пермского края от 8 июля 2020 года N 490-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - 1 сентября 2020 года;
строка 8 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок "через 180 дней со дня вступления в силу постановления Правительства Пермского края";
строка 6 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок в редакции Постановления Правительства Пермского края от февраля 2020 года N 79-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок "в день вступления в силу постановления Правительства Пермского края, предусматривающего внесение изменения в настоящую строку";
строка 41 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок в редакции Постановления Правительства Пермского края от 23 июня 2021 года N 420-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - 1 марта 2022 года.
В кассационной жалобе Правительством Пермского края (поступила в суд первой инстанции 09 января 2023 г.) ставится вопрос об отмене судебного решения и апелляционного определения, как незаконных ввиду неправильного применения норм материального права, и о принятии по делу нового решения об отказе удовлетворении заявленных требований.
Представителем Назарова В.К, ООО "Бизнес-Д", ООО ТК "Автодан" представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушений не допущено.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1). Реализуя свои полномочия в сфере регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, федеральный законодатель вправе определять порядок и условия ее осуществления.
Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности в сфере организации регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом в силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации гарантируется судебной защитой
Федеральный закон от 13 июля 2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является Федеральным законом, определяющим порядок и условия осуществления предпринимательской деятельности, в частности, в сфере организации регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом.
Данный Федеральный закон, среди прочего, предусматривает, порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, изменение вида регулярных перевозок.
Указанные нормы, как элемент механизма организации регулярных перевозок пассажиров, не предполагают произвольного определения прекращения срока действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок выдавшим его уполномоченным органом публичной власти, равно как и изменения вида регулярных перевозок
Судами установлено, что административные истцы, являясь субъектами спорных правоотношений, осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Красновский Е.В. - срок действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок с 21 ноября 2019 года по 21 ноября 2024 года.
Назаров В.К. - срок действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок с 20 февраля 2017 года по 20 февраля 2022 года.
ООО ТК "Автодан" - срок действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок с 21 июля 2017 года по 21 июля 2022 года.
ООО "Бизнес-Д" - срок действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок с 09 февраля 2017 года по 09 февраля 2022 года.
Удовлетворяя административные исковые заявления, суд первой инстанции, с выводами которого обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, указал на то, что решение об изменении вида регулярных перевозок, как части сведений о данном маршруте, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ исходя из толкования положений части 3 статьи 12 и статьи 18 названного Федерального закона и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в приведенных в судебных актах постановлениях, вступает в силу по окончании срока действия свидетельства об осуществлении перевозок (если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым выдано такое свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок).
Административные истцы меньшие сроки не согласовали, срок действия свидетельств об осуществлении перевозок не истек, условия вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок оспариваемым нормативным правовым актом не соблюдены, в связи с чем, он правильно признан не действующим в оспариваемой части.
Доводы жалобы, основанные на ином толковании административным ответчиком понятия изменения вида регулярных перевозок и порядка такого изменения, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права с учетом установленных обстоятельств дела.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Пермского краевого суда от 10 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 06 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационных жалоб кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.