Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Вдовиченко И.М, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Межмуниципального отдела МВД России "Осинский" на решение Осинского районного суда Пермского края от 18 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 12 июля 2022 года по административному делу N 2а-322/2022 по административному исковому заявлению прокурора Еловского района Пермского края к МО МВД России "Осинский" в интересах неопределенного круга лиц к Межмуниципальному отделу МВД России "Осинский" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко И.М, прокурора седьмого отдела (кассационного) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Теплову М.Н, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Еловского района Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст. 39 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации о возложении обязанности на Межмуниципальный отдел МВД России "Осинский" (далее - МО МВД России "Осинский") в течение 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу принять предусмотренные законодательством меры к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности медицинского работника изолятора временного содержания пункта полиции (дислокация с. Елово) МО МВД России "Осинский", в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В обоснование иска указано, что прокуратурой Еловского района Пермского края в ходе надзорных мероприятий выявлено, что МО МВД России "Осинский" допущены нарушения действующего законодательства в сфере лицензирования, поскольку заведующей медицинской частью изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых пункта полиции (дислокация с. Елово) МО МВД России "Осинский" Дербеневой Н.Л. осуществляется медицинская деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), получение которой является обязательным.
Решением Осинского районного суда Пермского края от 18 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 12 июля 2022 года, административный иск удовлетворен, на МО МВД России "Осинский", в срок до 180 суток с момента вступления настоящего решения суда в законную силу возложена обязанность по принятию мер к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности медицинского работника изолятора временного содержания пункта полиции (дислокация с. Елово) МО МВД России "Осинский", в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 10 января 2023 года, представитель административного ответчика МО МВД России "Осинский" ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что административный ответчик, исходя из основной его деятельности по временному содержанию в изоляторе лиц, не оказывает гражданам медицинскую помощь, поэтому обязанность в получении лицензии на осуществление медицинской деятельности на него возложена быть не может. Кроме того, из должностной инструкции заведующего медицинской части изолятора временного содержания не следует оказание медицинской помощи. Административный ответчик не подпадает под лицензионные требования в силу действующего законодательства и не может являться соискателем лицензии. Данному обстоятельству судами оценка не дана. Отсутствие медицинской лицензии на право осуществления медицинской деятельности не свидетельствует, что осуществление такой деятельности в рамках функционирования ИВС создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Судами при рассмотрении дела не учтены доводы административного ответчика об отсутствии самостоятельного финансирования, а для получения лицензии требуется лимит бюджетных средств, который в 2022 году на данный вид расходов не выделялся. Установленный судом для исполнения срок 180 суток является неразумным и недостаточным.
Представитель МВД России, ГУ МВД России по Пермскому краю представил отзыв на кассационную жалобу, содержащий просьбу об отмене судебных постановлений, принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Прокурор Еловского района Пермского края направил в суд письменные возражения на кассационную жалобу.
Прокурор в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, указав на законность и обоснованность судебных актов.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. МО МВД России "Осинский" обратился с письменным ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судебная коллегия на основании статьи 150, части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 названного Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого рода нарушения действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из судебных постановлений и материалов дела, прокуратурой Еловского района Пермского края проведена проверка соблюдения исполнения законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания (далее - ИВС) пункта полиции (дислокация с. Елово) МО МВД России "Осинский", в ходе которой установлено нарушение действующего законодательства в сфере лицензирования.
Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах здоровья граждан), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Закона об основах здоровья граждан под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Закона об основах здоровья граждан).
Согласно части 1 статьи 26 Закона об основах здоровья граждан лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование, осуществляется, в том числе в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 этого же Федерального закона медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 года N 852, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при оказании первичной медико-санитарной помощи, при проведении медицинских осмотров санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии приложением к указанному выше Положению утвержден перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, куда включены работы (услуги) по лечебному делу, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), общей практике, сестринскому делу, терапии.
Согласно статье 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Пунктом 1унктом 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России N 1115, Минздрава России N 475 от 31 декабря 1999 года, медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов организуют и осуществляют медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел.
При этом согласно пунктам 7.1, 8.2, 8.3 названной Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС; в обязанности медицинского работника входит, в том числе оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи.
В силу пункта 9 Инструкции в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи.
Согласно пункту 122 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России N 950 от 22 ноября 2005 года, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравэкономразвития России от 15.05.2012 N 543-н, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852, признал наличие у административного ответчика обязанности по получению медицинской лицензии, поскольку в штате МО МВД России "Осинский" предусмотрена должность заведующего (начальника) медицинской частью изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, которая занята фельдшером Дербеневой Н.Л, имеющей специальное медицинское образование по специальности "Леченое дело", квалификацию - фельдшер, а также сертификат специалиста, согласно которому она допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности "Лечебное дело".
Указанная штатная должность оплачивается за счет федерального бюджета. В должностные обязанности фельдшера Дербеневой Н.Л. входит, в том числе: организация неотложной медицинской помощи содержащимся в ИВС лицам; при выявлении инфекционных больных проведение комплекса противоэпидемиологических мероприятий в соответствии с Приказом МВД Российской Федерации N 1115, Минздрава Российской Федерации N 475 от 31.12.1999, выдача и контроль приема медикаментов хроническим больным, а также туберкулезным больным; осуществление медицинского освидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту в соответствии с Приказом Минздрава Российской Федерации от 30.12.2016 N 1028н "Об утверждении порядка медицинского освидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту"; проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Также в обязанности фельдшера входит ведение необходимой медицинской документации.
Придя к выводу о том, что действующими нормативными правовыми актами закреплена обязанность проведения только медицинским работником ИВС медицинских осмотров подозреваемых и обвиняемых, проводимых в рамках амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, что является медицинской деятельностью, подлежащей лицензированию, суд первой инстанции требования прокурора удовлетворил.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия суда апелляционной инстанции, согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Вместе с тем, обязывая административного ответчика принять меры к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности медицинского работника изолятора временного содержания пункта полиции (дислокация с. Елово) МО МВД России "Осинский", судами нижестоящих инстанций неверно истолкованы приведенные положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 года N 852.
Исходя из правовых норм в сфере лицензионного законодательства, лицензирование медицинской деятельности непосредственно работника организации не предусмотрено.
Поскольку при рассмотрении дела был неправильно истолкован материальный закон, суд кассационной инстанции считает необходимым выйти за пределы доводов кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты отменить с направлением административного дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, при котором следует уточнить существо заявленного прокурором Еловского района Пермского края требования и с учетом фактических обстоятельств дела проверить наличие предусмотренных законом оснований для его удовлетворения.
Учитывая, что изложенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для возложения на административного ответчика обязанности по принятию мер к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат проверке при новом рассмотрении дела, судебная коллегия не предрешает указанные вопросы в кассационном определении.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Осинского районного суда Пермского края от 18 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 12 июля 2022 года отменить, направить дело в Осинский районный суд Пермского края на новое рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 28 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.