Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Вдовиченко И.М, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 11 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 29 ноября 2022 года по административному делу N 2а-4030/2022 по административному иску Погорелова Кирилла Сергеевича к призывной комиссии Курчатовского района города Челябинска, федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Челябинской области", военному комиссариату Курчатовского и Калининского районов города Челябинска об оспаривании решения призывной комиссии.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко И.М. об обстоятельствах дела и доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Погорелов К.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области", Военному комиссариату Курчатовского и Калининского района г. Челябинска, Призывной комиссии Курчатовского района г. Челябинска о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Курчатовского района г. Челябинска от 04 июля 2022 года о призыве на военную службу.
В обоснование административного иска указано, что решением призывной комиссии Курчатовского района г. Челябинска от 04 июля 2022 года административный истец призван на военную службу и ему вручена повестка для отправки к месту прохождения службы на 05 июля 2022 года. Выражает несогласие с вынесенным решением, поскольку во время призывной комиссии он являлся студентом очной формы обучения по программе бакалавриата. После прохождения итоговой аттестации студенту, обучающемуся по очной форме обучения по программе бакалавриата, по личному заявлению могут быть предоставлены каникулы. Поле получения образования по программе бакалавриата он собирается поступать в магистратуру, но в связи с повесткой о призыве на военную службу на 05 июля 2022 у него нет возможности продолжить обучение, что является ущемлением его права на получение образования, закрепленного в ст. 43 Конституции Российской Федерации.
Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 11 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 29 ноября 2022 года, административный иск Погорелова К.С. удовлетворен частично, признано незаконным решение призывной комиссии Курчатовского района города Челябинска от 04 июля 2022 года о призыве Погорелова К.С. на военную службу. С ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" в пользу Погорелова К.С. взысканы судебные расходы в сумме 3 300 рублей. В возмещении расходов на представителя в сумме 3 000 рублей и в возмещении расходов с военного комиссариата Курчатовского и Калининского района города Челябинска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 25 января 2023 года, ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" выражает несогласие с судебными актами, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение применения норм материального права. Просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" Зотова Т.В, действующая на основании доверенности, кассационную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Административный истец и его представитель Дорофеева Н.В, допущенная к участию в деле суда кассационной инстанции на основании заявленного Погореловым К.С. ходатайства, возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Как следует из судебных постановлений и материалов административного дела, с 22 февраля 2017 года Погорелов К.С. состоит на воинском учете в военном комиссариате Курчатовского и Калининского районов г. Челябинска.
Приказом N 1070 от 14 августа 2015 года административный истец был зачислен на обучение в "данные изъяты", имеющий государственную аккредитацию. Срок окончания обучения в образовательном учреждении - 2022 год.
24 октября 2018 года решением призывной комиссии Курчатовского района города Челябинска, оформленным протоколом N 8, административному истцу на основании пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с обучением в "данные изъяты"" по основной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 01.03.02 " "данные изъяты"", предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2022 года.
Решением призывной комиссии Курчатовского района г. Челябинска от 04 июля 2022 года Погорелов К.С. признан годным к военной службе по категории годности "А-2". Отправка к месту прохождения военной службы была назначена на 05 июля 2022 года.
Согласно выписке из приказа N 941-13/11 от 14 июля 2022 года, изданного начальником службы учебно-методического отдела "данные изъяты")" во изменение пункта 7 приказа N 766-13/11 от 27 июня 2022 года, Погорелову К.С. после прохождения итоговой аттестации на основании его заявления в пределах срока освоения основной образовательной программы бакалавриата предоставлены каникулы с 04 июля 2022 года по 31 августа 2022 года.
Приказом директора "данные изъяты" "данные изъяты" от 19 августа 2022 года N 1095-13/11 Погорелов К.С. зачислен на 1 курс очной формы обучения "данные изъяты" "данные изъяты"" с 1 сентября 2022 года, группа 123, бюджет.
Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
В соответствии с абз. 2 подп. "а" п. 2 ст. 24 названного Федерального закона право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Абзацами седьмым и девятым указанного подпункта установлено, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная названным выше подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением случая, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта (абз. 13 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Вместе с тем, обеспечение права каждого на образование является одной из важнейших функций социального государства.
Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Действующее законодательство допускает возможность обучения в общеобразовательной организации до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования лиц, которые достигли восемнадцатилетнего возраста.
Реализация основных образовательных программ высшего профессионального образования по уровням установлена Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - "подготовка специалиста или магистратура". После аттестации на степень бакалавра выпускнику предоставляются каникулы, по окончании которых производится его отчисление из состава студентов. Выпускник высшего учебного заведения считается завершившим обучение на основании приказа ректора о его отчислении.
В соответствии с ч. 17 ст. 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение призывной комиссии не основано на нормах действующего законодательства, влечет нарушение прав и охраняемых законом интересов административного истца, поскольку Погорелову К.С. были предоставлены учебные каникулы, на период которых он оставался обучающимся по программе бакалавриата и не мог подлежать призыву на военную службу.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" прямо предусматривает систему отсрочек от призыва на военную службу для граждан, которые не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение в образовательные организации или научные организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.
Судебная практика исходит из того, что на основе конституционного принципа равенства всех перед законом и права выпускников образовательных учреждений среднего общего образования на последующее непрерывное получение высшего образования, в том числе, по программам магистратуры, гражданам, получившим отсрочку от призыва на военную службу в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования не может быть отказано в предоставлении повторной отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры. Военные комиссариаты при осуществлении полномочий по организации призыва на военную службу не вправе принимать решения о призыве на военную службу в отношении лиц, реализующих свое право на образование в течение определенного законом периода (пункт 55 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного 14 ноября 2018 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы о том, что предоставление по заявлению Погорелова К.С. последипломных каникул не может являться основанием для продления либо предоставления отсрочки обучения, поскольку это является правом лица, а не обязанностью, при том, что административный истец реализовал свое право на высшее образование, основаны на неверном толковании действующего законодательства, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование положений законодательства, содержащееся в кассационной жалобе, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы возражения на исковое заявление, апелляционную жалобу и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 11 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.