Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Сургута на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2022 года по административному делу N N по административному исковому заявлению администрации г. Сургута о признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Администрация г. Сургута обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным предписание ГУ МЧС по ХМАО - Югре от N в части срока, указанного в п. 1 предписания, и установить новый срок для устранения нарушений, указанных в п. 1 данного предписания, - 30 декабря 2025 года.
В обоснование иска указано, что в результате проведенной в период с 24 декабря 2021 года по 30 декабря 2021 года проверки было вынесено оспариваемое предписание, в соответствии с п. 1 которого администрации в срок до 30 декабря 2023 года необходимо устранить следующие нарушения: разработать и осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований: оборудовать п. Юность (западная часть по условной линии от ул. "адрес", 1); "адрес", жилые поселки Кедровый, Кедровый-2, Финский на территории г..Сургута противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров. Решением ГУ МЧС России по ХМАО - Югре от 01 июля 2022 года жалоба администрации на указанное предписание оставлена без удовлетворения, предписание - без изменения. Истец считает предписание незаконным и необоснованным, поскольку начиная с 2018 года по настоящее время администрацией была проведена существенная работа, направленная на устранение выявленных нарушений. В п. Юность снесено 35 из 48 строений, признанных аварийными, ветхими, не пригодными для проживания, для которых необходимо было построить противопожарный водопровод с установкой пожарных гидрантов. Снос оставшихся 13 домов планируется до конца 2023 года. Часть территории п. Юность запланирована к развитию в рамках заключения договора о развитии застроенной территории, в связи с чем готовится пакет документов для проведения конкурсных процедур в целях застройки территории. Строительство водовода (по условной линии от "адрес", 1) планируется в срок до конца 2025 года (2022-2023 годы - проектно-изыскательские работы, 2024-2025 годы - строительно-монтажные работы). На ул. Нагорной и ул.
Речной снесены признанные аварийными и подлежащими сносу строения, а также дома, являющиеся ветхими и не пригодными для проживания. 10 октября 2019 года на заседании постоянно действующей рабочей группы комиссии ЧС и ОПБ по рассмотрению вопросов пожарной безопасности был рассмотрен вариант строительства пожарных водоемов и иных источников на ул. "адрес" в качестве компенсирующих мер. Выполнены предварительные расчеты строительства водоводов с установкой пожарных гидрантов, рассмотрена возможность строительства иных источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарный водоем, пожарный пирс, насосная станция). 12 ноября 2019 года на заседании постоянно действующей рабочей группы комиссии ЧС и ОПБ по рассмотрению вопросов пожарной безопасности было принято решение о строительстве кольцевых водоводов с установкой пожарных гидрантов от существующих сетей водоснабжения, примыкающих к ул. Нагорной и ул. Речной, определена ориентировочная стоимость строительства - 520 200 000 руб. При выделении бюджетных средств строительство сетей водоснабжения в составе ул. Нагорной будет выполнено до конца 2025 года (2022-2023 годы - проектно-изыскательские работы, 2024-2025 годы - строительно-монтажные работы). В отношении водоснабжения ул. Речной в бюджете 2022 года предусмотрены ассигнования на выполнение проектно-изыскательских работ в размере 1 505 000, 12 руб, предусмотрены финансовые средства в размере 38 995 000, 18 руб. на выполнение строительно-монтажных работ по указанному объекту на 2022-2023 годы. Предписание не обладает свойством исполнимости, разумным для устранения выявленных нарушений является срок - 30 декабря 2025 года.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 01 февраля 2023 года, административный истец просил указанные судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на недостаточность срока устранения нарушений и, как следствие, неисполнимость предписания.
Судебной коллегией по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отказано в удовлетворении поступившего в суд 20 марта 2023 года ходатайства представителя административного ответчика Стрелова А.В. о проведении заседания суда кассационной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи в связи с отсутствием условий, перечисленных в ч. 1 ст. 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 326 КАС РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Сургуту Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по ХМАО - Югре в период с 24 по 30 декабря 2021 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации г. Сургута в связи с истечением сроков исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 18 ноября 2020 года N 161/1/1.
По результатам проверки было установлено невыполнение в установленный срок (до 01 ноября 2021 года) пунктов 1, 2 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 18 ноября 2020 года N) не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования: п. Юность (западная часть по условной линии от ул. "адрес" 1); "адрес" на территории г. Сургута не оборудованы противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров; 2) не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования: жилые поселки Кедровый, Кедровый-2, Финский на территории г. Сургута не оборудованы противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров.
В связи с выявленными нарушениями начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Сургуту Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по ХМАО - Югре Стреловым А.В. в адрес администрации г. Сургута вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 30 декабря 2021 года N, согласно которому в срок до 30 декабря 2023 года необходимо разработать и осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования: п. Юность (западная часть по условной линии от ул. "адрес", 1); ул. "адрес" на территории г. Сургута оборудовать противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров (п. 1); разработать и осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования: жилые поселки Кедровый, Кедровый-2, Финский на территории г. Сургута оборудовать противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров (п. 2).
Решением заместителя главного государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по пожарному надзору от 01 июля 2022 года жалоба администрации г. Сургута о признании предписания незаконным оставлена без удовлетворения.
Оспаривая законность предписания в части установленного п. 1 срока устранения нарушений, администрация г. Сургута обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое предписание соответствует закону, является исполнимым; делая вывод о том, что установленный в п. 1 предписания срок устранения нарушений является достаточным, суды учли, что нарушения не устраняются истцом с 2018 года, ранее вынесенные предписания об устранении тех же самых нарушений (от 15 марта 2018 года N, от 18 ноября 2020 года N N в установленные сроки истцом не исполнены, доказательства невозможности исполнения предписания в срок до 30 декабря 2023 года не представлены, а чрезмерное увеличение и без того затянувшегося срока устранения нарушений требований пожарной безопасности повышает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, которые проживают на территории, указанной в предписании.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и фактических обстоятельствах дела, подтвержденных собранными доказательствами.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290, устанавливающим порядок организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, предусмотрено право соответствующих должностных лиц органов государственного пожарного надзора проводить контрольные (надзорные) мероприятия; принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий; рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Установив, что наличие указанных в предписании нарушений требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, не оспаривается административным истцом, который с 2018 года не принимает достаточных мер для устранения нарушений, создающих реальную угрозу безопасности жизни, здоровью и имуществу граждан, суды пришли к правильному выводу о том, что установленный в п. 1 предписания срок устранения нарушений (до 30 декабря 2023 года) является разумным.
Доводы жалобы о несогласии с указанным выводом судов свидетельствуют о несогласии истца с оценкой доказательств, которую суды произвели с соблюдением требований ст. 84 КАС РФ, при этом у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке доказательств.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами первой и второй инстанций норм материального и процессуального права. Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность обжалуемых судебных актов и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Сургута - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.