Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Вдовиченко И.М, Ладейщиковой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 23 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 26 декабря 2022 года по административному делу N 2а-9913/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Кургана в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Кургана о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко И.М, прокурора пятого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкину А.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Кургана обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации города Кургана о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации в г. Кургане по пер. Омский работ по обустройству в соответствии со стандартами, техническими нормами ГОСТ Р 52766-2007 (пункты 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.5.1.7) тротуара, по организации стационарного электрического освещения в соответствии со стандартами, техническими нормами ГОСТ Р 52766-2007 (пункт 4.6.1.1), возложении обязанности организовать работы по обустройству тротуаров и по организации стационарного электрического освещения по пер. Омский в г. Кургане.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой города Кургана проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что на всем протяжении пер. Омский в г. Кургане отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение, что не соответствует требованиям действующих нормативных документов и создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушает права граждан по обеспечению безопасности дорожного движения. В связи с тем, что вышеуказанная дорога находится на балансе администрации города Кургана и включена в реестр объектов муниципальной собственности, а также исходя из федерального законодательства, и п. 1.5 ст. 5 Устава муниципального образования "город Курган", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, возложена на администрацию города Кургана.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 23 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 26 декабря 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по организации работ по обустройству тротуаров и по организации стационарного электрического освещения по пер. Омский в г. Кургане в соответствии со стандартами и техническими нормами (п. 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.5.1.7, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования"). На администрацию г. Кургана возложена обязанность организовать работы по обустройству тротуаров и по организации стационарного электрического освещения по пер. Омский в г. Кургане в соответствии со стандартами и техническими нормами (п. 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.5.1.7, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования"), в течение 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 21 февраля 2023 года, представитель административного ответчика Шестакова А.А, действующая на основании доверенности, просит об отмене состоявшихся по делу решения и апелляционного определения, отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судебные постановления приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
Прокурор в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, указав на законность и обоснованность судебных актов.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Администрация города Кургана обратилась с письменным ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Как следует из судебных постановлений и материалов дела, прокуратурой города Кургана проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что на всем протяжении переулка Омский в г. Кургане отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение, что не соответствует требованиям действующих нормативных документов и создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушает права граждан по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно акту выявленных недостатков, составленному 25 мая 2022 года старшим госинспектором ОГИБДД УМВД России по г. Кургану, установлено в нарушение требований п. 4.5.1.1 п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствие тротуара и стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги в г. Кургане, пер. Омский.
Исходя из Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в Реестр объектов муниципальной собственности г. Кургана, утвержденного постановлением администрации города Кургана от 29 декабря 2016 года N 9588, автомобильная дорога по пер. Омский находится в муниципальной собственности города Кургана.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 3, 6 и 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.5.1.7, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", пунктом 5.2.4 ГОСТ 597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", пунктами 2.5 и 9.1 СНиПа 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", пунктом 1.5 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования "город Курган", исходя из того, пер. Омский в г. Кургане находится на балансе администрации города Кургана, включен в реестр объектов муниципальной собственности, указал, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, находящихся в границах городского округа, а также обеспечение безопасности дорожного движения возложена на администрацию города Кургана, которая не организовала надлежащим образом приведение автомобильной дороги в соответствие с техническими нормами, не представила доказательств невозможности исполнения действующего законодательства по содержанию автомобильных дорог, в связи с чем возложил обязанность на администрацию города Кургана в течение девяти месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции, указав, что администрация города Кургана уполномочена на решение вопросов местного значения относительно дорожной деятельности в городе Кургане, в связи с чем, является надлежащим административным ответчиком по делу. Кроме того, судебная коллегия областного суда указала, что создание органом местного самоуправления муниципальных учреждений (МКУ "Управление капитального строительства г. Кургана" и МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана") не освобождает владельца автомобильных дорог от обязанности по их содержанию, в том числе путем осуществления необходимого контроля над надлежащим исполнением созданными учреждениями возложенных на них задач.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судами обстоятельствам дела.
Довод кассационной жалобы о том, что органом местного самоуправления в целях реализации его полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности созданы МКУ "Управление капитального строительства г. Кургана" и МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана", которые должны нести ответственность в соответствии с возложенными на них функциями по требованиям об организации работ по обустройству тротуаров и стационарного электрического освещения, был предметом исследования судов нижестоящих инстанций, получил надлежащую правовую оценку и не может быть признан основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствует о несоответствии выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушении либо неправильном применении норм материального права или норм процессуального права, а сводится к их иному толкованию.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов и не содержат правовых оснований для отмены постановленных судебных актов.
При разрешении спора судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правовая оценка, оснований, считать которую неверной не имеется, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 23 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Кургана - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 14 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.