Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-536/2022 по иску Собениной Наталии Юрьевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области об обязании произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Собениной Натальи Юрьевны на решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 08 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Собенина Н.Ю. обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту - ОПФР по Свердловской области), в котором просила обязать произвести корректировку пенсии по старости на дату ее назначения - произвести корректировку расчетного пенсионного капитала после 01 января 2002 года за счет включения страховых взносов в размере 299, 42 руб. как уплаченных за 2002 год и распределенных на индивидуальный лицевой счет до назначения пенсии; обязать применить полностью страховые взносы в размере 4 822, 02 руб. в расчете пенсии как уплаченные за 2002 год; обязать проиндексировать страховые взносы 4 822, 02 руб. и 299, 42 руб. на коэффициент 1, 08 согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 142 с 01 августа 2003 года; обязать установить расчетный пенсионный капитал после 01 января 2002 года в размере 8 433, 49 руб.; обязать увеличить страховую часть пенсии с 01 августа 2005 года как работающему пенсионеру с учетом включения суммы страховых взносов равной 436, 47 руб, уплаченной в 2004 году, за 2002 год; обязать произвести расчет и выплату недополученной пенсии с учетом всех произведенных корректировок.
В обоснование требований указала, что с 01 августа 2003 является получателем трудовой пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (как мать ребенка-инвалида с детства). Полагает, что ответчиком нарушены её права в части своевременного применения в полном объеме сведений об уплаченных страховых взносах, что привело к занижению размера индивидуального пенсионного коэффициента (далее по тексту - ИПК) и занижению размера страховой части пенсии. Нарушением норм пенсионного законодательства считает невключение ответчиком страховых взносов, поступивших в 2002 году от муниципального учреждения "Городская больница N 1" в размере 299, 42 руб, занижение размера страховых взносов, поступивших от государственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница г. Нижний Тагил" за 2002 год, в размере 4 822, 02 руб, невключение в расчет страховой части пенсии суммы 436, 47 руб. за 2002 год, перечисленной работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2004 году. Факт поступления страховых взносов подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. Суммы 299, 42 руб. и 4 822, 02 руб. указаны как перечисленные в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2002 год, распределены на ее лицевой счет. Сумма страховых взносов в размере 299, 42 руб. внесена в выплатное дело 20 июня 2003 года, то есть до подачи заявления о назначении пенсии (09 июля 2003 года). Сумма в размере 436, 47 руб, распределенная на лицевой счет в 2004 году, не включена ответчиком в страховую часть пенсии. Неправильные суммы страховых взносов, примененные при исчислении пенсии по старости, привели к занижению размера ИПК и страховой части пенсии.
Решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 08 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08 ноября 2022 года, исковые требования Собениной Н.Ю. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Собенина Н.Ю. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с пунктом 2 частью 4 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и внесением изменений в Единый государственный реестр юридических лиц 01 января 2023 года ОПФР по Свердловской области переименовано на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3, 5 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы гражданского дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с 24 сентября 2002 года Собениной Н.Ю. была назначена трудовая пенсия как инвалиду на основании статьи 8 и подпункта 2 пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая выплачивалась по 31 июля 2003 года.
С 01 августа 2003 года Собенинй Н.Ю. назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 7 статьи 19 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на индивидуальном лицевом счете Собениной Н.Ю. на дату назначения пенсии были учтены страховые взносы, начисленные и уплаченные страхователем государственным учреждением здравоохранения "Отделенческая больница г. Нижний Тагил" за 2002 и 2003 годы. Сумма уплаченных страховых взносов за 2002 год составила 4 229 руб, за 2003 года - 3 495 руб. (начисленные страховые взносы за 2003 год в сумме 2 902 руб. и уплаченные в 2003 году страховые взносы за 2002 года в сумме 593 руб.).
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сведения о начисленных муниципальным учреждением "Городская больница N 1" за Собенину Н.Ю. страховых взносах в сумме 299, 42 руб. были внесены, но не перечислены работодателем 20 июня 2003 года, сведения о начисленных государственным учреждением здравоохранения "Отделенческая больница г. Нижний Тагил" за Собенину Н.Ю. страховых взносах в сумме 436, 47 руб. были внесены работодателем 19 октября 2004 года.
С 01 апреля 2003 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 года N 152 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 года страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала" произведена индексация расчетного пенсионного капитала, в связи с чем его размер стал равен 8 062, 32 руб. (4 229 х 1, 08 + 3 495).
Истец в обоснование заявленных исковых требований указывала на то, что от муниципального учреждения "Городская больница N 1", где она работала в период с 01 января 2002 года по 28 июня 2002 года, а также от государственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница г. Нижний Тагил", где она работала в период с 01 января 2002 года по 01 марта 2005 года, в 2002 году были перечислены страховые взносы в сумме 299, 42 руб. и 4 822, 02 руб. соответственно, однако, ответчик указанные суммы при расчете пенсии не учел, учел только 4 229 руб, нарушив тем самым ее права.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 17 декабря 2021 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что на дату назначения пенсии сведения о начисленных страховых взносов в указанном истцом размере на лицевом счете отсутствовали, сведения о суммах 299, 42 руб. и 436, 47 руб. внесены страхователем 20 июня 2003 года и 19 октября 2004 года соответственно, т.е. после назначения истцу пенсии, в связи с чем пришел к выводу о правомерности невключения в расчетный пенсионный капитал на дату назначения пенсии истца 01 августа 2003 года спорных сумм страховых взносов.
Отклоняя доводы истца о том, что пенсионный орган не принял во внимание перечисленные в 2002 году государственным учреждением здравоохранения "Отделенческая больница г. Нижний Тагил" страховые взносы в сумме 299, 42 руб. и 4 822, 02 руб, а учел лишь 4 229 руб, суд первой инстанции указал, что по выписке из индивидуального лицевого счета следует, что истцу начислено страховых взносов в сумме 4 822, 02 руб, при этом доля уплаченных страховых взносов составляет 4 229 руб, которая и была включена на конец 2002 года в расчетный пенсионный капитал в специальную часть лицевого счета, поскольку до принятия постановления Конституционным Судом Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П у ответчика отсутствовала обязанность включать в страховой стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности, когда страхователь (работодатель) не уплатил или не полностью уплатил страховые взносы за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц.
Проверяя законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции, приобщив к материалам дела в порядке статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации копии материалов выплатного пенсионного дела, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, расчет размера пенсии, ответ на запрос относительно расчета пенсии и учета спорных сумм страховых взносов, отзыв истца на этот расчет пенсии, проанализировав представленные документы, руководствуясь положениями статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из доказанности того, что пенсионным органом правомерно при расчете расчетного пенсионного капитала страховых взносов за 2002 год принята сумма 4 229 руб. и обоснованно не включена сумма 299, 42 руб, поскольку впоследствии учтена ответчиком при перерасчете размера пенсии; расчетный пенсионный капитал истца, с учетом произведенных индексаций, на дату назначения Собениной Н.Ю. пенсии определен в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства, что установлено решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 25 августа 2020 года по делу N 2-235/2020.
Отклоняя доводы истца об обязанности ответчика проиндексировать оплаченные страховые взносы, суд апелляционной инстанции указал, что размер страховых взносов, включенных в расчетный пенсионный капитал на 01 августа 2003 года, определен верно, по ним произведена индексация в размере 1, 08, в связи с чем оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по ее проведению вновь не имеется.
Признавая несостоятельными доводы истца о необходимости перерасчета пенсии с 01 августа 2005 года с учетом суммы страховых взносов 436, 47 руб, суд апелляционной инстанции указал, что эти взносы являются лишь частью страховых взносов за 2002 год в сумме 4 822, 02 руб. от государственного учреждения здравоохранения "Больница отделенческая г. Нижний Тагил" и сформированы и внесены в индивидуальный лицевой счет с учетом даты назначения пенсии по инвалидности - 24 сентября 2002 года; форма сведений относительно суммы 436, 47 руб. отражена как "пенс" (т.е. когда сдается форма, подаваемая о застрахованном лице, выходящем на пенсию), тогда как предыдущая форма сведений за весь 2002 год указана как "ИСХД" (т.е. сведения, первый раз подаваемые страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период), в связи с чем сумма 436, 47 руб. уже учтена в составе общей суммы взносов этого страхователя за 2002 год и не может быть учтена при расчете пенсионного капитала повторно.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Вопреки доводам кассационной жалобы, представленные сторонами доказательства судами оценены в совокупности и им дана верная правовая оценка. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
До 31 декабря 2014 года пенсии в Российской Федерации устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Так, размер пенсии по старости определялся по формулам, предусмотренным в статьях 14 и 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующего в период назначения пенсии по старости Собениной Н.Ю. Одним из критериев при определении размера пенсии является расчетный пенсионный капитал, величина которого определяется для каждого гражданина на дату назначения его пенсии.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 указанного закона, за весь период начиная с 01 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии подлежит индексации в установленном порядке, при этом коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 года N 152 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 01 апреля 2003 года страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала" утвержден коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года - 1, 307.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2003 года N 428 "Об утверждении коэффициента индексации с 01 августа 2003 базовой и страховой части трудовой пенсии" утвержден коэффициент индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии с 01 августа 2003 года, равный 1, 08.
Поскольку трудовая пенсия по старости назначалась Собениной Н.Ю. с 01 августа 2003 года, поэтому при расчете размера пенсии ее расчетный пенсионный капитал определялся на 01 августа 2003 года с учетом коэффициентов индексации, которые были утверждены указанными постановлениями Правительства Российской Федерации в период с 01 января 2002 года по 01 августа 2003 года.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции от 31 декабря 2002 года, расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции от 31 декабря 2002 года, отчетность за 2002 год страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 01 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.
Следовательно, страховыми взносами, поступившими за застрахованное лицо, учтенными Фондом на индивидуальном лицевом счете, подтвержденными данными органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации являются страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2002 году. Эти взносы на дату назначения пенсии должны быть проиндексированы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2003 года N 428 на коэффициент 1, 08.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 407 утверждены Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, которые введены в действие с 01 января 2002 года (далее - Правила).
В силу положений названных Правил расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд, а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 01 января 2002 года.
Пенсионный фонд, являющийся страховщиком, осуществляет учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, причем учет производится нарастающим итогом.
В составе расчетного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в Фонд за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии (пункт 5 Правил).
Суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили.
Учет на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в Фонд от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год. При этом осуществляется учет фактически поступивших в Фонд сумм страховых взносов.
Правила содержат условия, при которых 01 июля года, следующего за годом назначения трудовой пенсии или последнего ее перерасчета, производится корректировка размера назначенной страховой части трудовой пенсии, с учетом уточненных сведений о поступивших страховых взносах и ранее предоставленных страхователем данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования о сумме страховых взносов, уплаченных им в Фонд.
Начисленные страховые взносы при назначении и перерасчете пенсии стали применяться с 10 июля 2007 года в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П. До принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П 10 июля 2007 года назначение и перерасчет пенсии производился в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судами верно установлено, что решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 25 августа 2020 года по делу N 2-235/2020, вступившим в силу 12 ноября 2020 года, установлено, что при определении размера поступивших страховых взносов пенсионным органом учтены уплаченные страхователем государственных учреждением здравоохранения "Отделенческая больница г. Нижний Тагил" с 01 января 2002 года страховые взносы в размере 4 229 руб, при этом за 2002 год страхователем начислено 4 822 руб, за 2003 год оплачено 2 902 руб, а в 2003 году за 2002 год - 593 руб, всего - 3 495 руб. С учетом пункта 5 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, ответчик в расчетный пенсионный капитал для назначения пенсии включил только те суммы страховых взносов, которые фактически поступили от работодателя в 2002 году, то есть 4 229 руб, поскольку обязанность пенсионного фонда включать в страховой стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности, когда страхователь (работодатель) не уплатил или неполностью уплатил страховые взносы за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц, в результате чего при назначении (перерасчете) трудовой пенсии снижается размер страховой части трудовой пенсии, возникла после провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П, то есть с 10 июля 2007 года. До этого времени начисленные, но не уплаченные работодателем страховые взносы не могут быть учтены при определении размера расчетного пенсионного капитала. Сведения о начисленных муниципального учреждения "Городская больница N 1" за Собенину Н.Ю. страховых взносах в сумме 299, 42 коп. были внесены работодателем, но переданы в пенсионный фонд только 20 июня 2003 года, в связи с чем в расчетный пенсионный капитал истца, сформированный на дату назначения пенсии 01 августа 2003 года сумма 299, 42 руб. не была включена, но учтена ответчиком впоследствии при перерасчете размера пенсии.
Доводы кассационной жалобы истца о занижении размера страховых взносов, поступивших в 2002 году от государственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница г. Нижний Тагил", в размере 4 822, 02 руб. отклоняются, т.к. сводятся к оспариванию обязательных для суда при рассмотрении настоящего дела выводов, содержащихся во вступившем в силу решении Кушвинского городского суда Свердловской области от 25 августа 2020 года по делу N 2-235/2020.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды первой и апелляционной инстанций, отказали в истребовании доказательств в Министерстве финансов Российской Федерации, что является свидетельством предвзятости судов и нежелания установления вины ответчика, судебной коллегией отклоняются. Как следует из протокола судебного заседания от 21 июля, 08 августа 2022 года, в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств в Министерстве финансов Российской Федерации было отказано, поскольку истребуемые истцом документы уже были предоставлены Пенсионным фондом.
Доводы кассационной жалобы о том, что истребованный судом апелляционной инстанции расчет размера пенсии истца свидетельствуют о факте не включения спорных сумм страховых взносов 299, 42 руб. и 436, 47 руб. в расчет страховой части пенсии с 01 августа 2003 года и с 01 августа 2005 года соответственно, что подтверждает нарушение пенсионных прав истца, являются необоснованными.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в выписке от 30 августа 2018 года из лицевого счета застрахованного лица, представленной истцом указано, что страхователем муниципальным учреждением "Городская больница N 1" за 2002 год начислены и уплачены взносы за истца в сумме 299, 42 руб, страхователем истца государственным учреждением здравоохранения "Отделенческая больница г. Нижний Тагил" за расчетный период 2002 год по типу сведений "годовые" указаны сведения о сумме начисленных страховых взносов 4 822 руб, уплачены в 2002 году - 4 229, 05 руб. (87, 703%), в 2003 году - 592, 91 руб. (12, 296%). За расчетный период 2002 года по типу сведений "назначение пенсии" в качестве страховых взносов за период с 01 января 2002 года по 24 сентября 2002 года указаны страховые взносы этого же страхователя 436, 47 руб, дата заполнения - 19 октября 2004 года.
В составе сведений для расчетного пенсионного капитала тип формы в отношении суммы 436, 47 руб. за 2002 год указана как "пенс". Размер расчетного пенсионного капитала за 2002 год составил 5 121, 44 руб, также указано на индексацию на 01 августа 2003 года - 409, 71. Данные сведения соответствует выписке из индивидуального лицевого счета, представленной ответчиком.
Из ответа от 01 ноября 2022 года клиентской службы пенсионного органа следует, что сумма взносов за 2002 год по государственному учреждению здравоохранения "Отделенческая больница г. Нижний Тагил" 436, 47 руб. не учтена в расчете трудовой пенсии истца, т.к. дана сумма указана в форме "пенс", которая является межрасчетной формой индивидуальных сведений, в которой отражены суммы страховых взносов, начисленных и уплаченных работодателем не за весь 2002 год, а за период с 01 января 2002 года по 24 сентября 2002 года, т.е. за неполный 2002 год. Эта сумма была учтена при назначении пенсии по инвалидности истцу, которую она получала с 24 сентября 2002 года по 31 июля 2003 года, при назначении трудовой пенсии по старости эта сумма отдельно не рассматривалась, т.к. она входит в сумму 4 822, 02 руб, указанную работодателем в форме "исходная" за весь 2002 год (с 01 января по 31 декабря 2002 года).
Из представленного ответчиком расчета размера пенсии истца следует, что при назначении пенсии учтены уплаченные за истца за 2002 год суммы страховых взносов 4 229 руб, которая была проиндексирована на 1, 08, впоследствии к этой сумме прибавлена сумма страховых взносов за 2003 год 3 495 руб. При этом в данных о начисленной сумме страховых взносов в сведениях о состоянии расчетного пенсионного капитала в индивидуальном лицевом счете истца указано, что к дате назначения пенсии за период с 01 января 2003 года по 01 августа 2003 года сумма взносов составила 2 902, 34 руб, тогда как за 2002 год - 5 121, 44 руб. Из данных индивидуального лицевого счета истца следует, что 09 июля 2003 года (т.е. к дате назначения пенсии) по представленным страхователем 28 июля 2003 года сведениям из суммы начисленных страховых взносов 2 902, 34 руб. были уплачены страховые взносы 2 656, 59 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что при расчете пенсии истца была учтена и сумма уплаченных в 2003 году страховых взносов 592, 91 руб. (с индексацией), составляющая часть страховых взносов 4 822, 02 руб, из которых остальная часть - 4 229, 05 руб. была уплачена в 2002 году. В ином случае в расчете ответчика при определении размера пенсии на 01 августа 2003 года учитывалась бы сумма страховых взносов в значительно меньшем размере (2 656, 59 руб.), а не 3 495 руб.
Относительно суммы страховых взносов 436, 47 руб, суд апелляционной инстанции указал, что эти взносы являются лишь частью страховых взносов за 2002 год в сумме 4 822, 02 руб. от государственного учреждения здравоохранения "Больница отделенческая г. Нижний Тагил" и сформированы и внесены в индивидуальный лицевой счет с учетом даты назначения пенсии по инвалидности - 24 сентября 2002 года; форма сведений относительно суммы 436, 47 руб. отражена как "пенс" (т.е. когда сдается форма, подаваемая о застрахованном лице, выходящем на пенсию), тогда как предыдущая форма сведений за весь 2002 год указана как "ИСХД" (т.е. сведения, первый раз подаваемые страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период), в связи с чем сумма 436, 47 руб. уже учтена в составе общей суммы взносов этого страхователя за 2002 год и не может быть учтена при расчете пенсионного капитала повторно.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что судами не указано когда был произведен перерасчет при учете суммы страховых взносов 299, 42 руб. также является необоснованным, поскольку из решения Кушвинского городского суда Свердловской области от 25 августа 2020 года по делу N 2-235/2020 следует, что на дату назначения пенсии сведения об оплате страховых взносах в указанном размере на лицевом счете истца отсутствовали, поскольку были лишь начислены, в связи с чем перерасчет по данным страховым взносам был сделан лишь после вынесения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П, то есть с 10 июля 2007 года.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом не запрошен расчет пенсии по принятому им алгоритму в виде перерасчета с одной пенсии на другую и принятие только расчета пенсии ответчика, который не соответствует описанному судом, не могут быть приняты во внимание, поскольку сведений о том, что изложенные в судебных актах алгоритмы расчета пенсии истца отличаются от того, что представлено пенсионным органом, не имеется.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что судом апелляционной инстанции не в полном объеме рассмотрена апелляционная жалоба, где истец указывала на нерассмотрение ее требований в части применения страховых взносов в сумме 436, 47 руб. к расчету страховой пенсии с 01 августа 2005 года, являются необоснованными, поскольку данный довод был рассмотрен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанции, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 08 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Собениной Натальи Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.